17 марта 2024 года исполнилось сто лет поселку Баренцбург, одному из главных российских экономических и научных форпостов в Арктике. Эта дата для большинства россиян прошла незамеченной. А вот научное сообщество откликнулось на нее активно. При поддержке треста «Арктикуголь» в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Мурманске и Баренцбурге прошла научная конференция «Культурно-историческое наследие Арктики. Поселки российского присутствия в фокусе научного внимания».
Объект чистой торговли
Но сначала обратимся к истории. Дата 17 марта 1924 года не встречается в справочных и энциклопедических изданиях, как советских, так и российских. Более того, на многих Интернет-ресурсах указывается, что Баренцбург основан в 1920 году. В чем тут дело?
Разгадку удалось найти в журнале «Русский вестник Шпицбергена» (март 2024 года), где история возникновения Баренцбурга изложена подробно и основательно. Итак, все началось в 1906 году, когда американский предприниматель Джон Лонгйир Манро, начав разработку угля в бухте Адвент-бей, на всякий случай закрепил за собой и участки на восточном берегу Грен-фьорда. Однако через два года другой предприниматель – норвежец Кристиан Анкер обнаружил в этом месте уголь и решил потеснить Лонгйира. Он построил здесь небольшой дом, прибил заявочную доску и заявил свои права на участок и все месторождения к северо-востоку протяженностью в 10 километров. При этом норвежец даже не думал заниматься добычей угля. Его главной целью была перепродажа этого ценного, как он считал, актива. Покупатели нашлись в лице русских промышленников, которые тоже не собирались вкладывать свои средства в развитие. Поэтому очень быстро, видимо с выгодой для себя, они продали его Норвегии.
В 1922 году норвежский концерн «Isefjord Spitsbergen» передал земли на восточном берегу Грен-фьорда в собственность голландской судоходной компании «Ван дер Эб и Дрессельхейс».
Письмо адвоката
И вот тут начинается самое интересное. 17 марта 1924 года норвежский адвокат О. С. Би сообщает в письме геологу Адольфу Гулю: «Сегодня я получил следующую телеграмму от Нидерландской шпицбергенской компании, Роттердам: «Поселок Шпицберген назван Баренцбургом», о чем беру на себя смелость сообщить вам». И хотя сам поселок возник несколько раньше, именно этот письменный источник считается отправной точкой официального летоисчисления полярного поселка.
В октябре 1924 года данный участок покупает голландская компания «Неспико». У нее уже имелся рудник Рийпсбург на участке Тундра Богемана, однако мелководье и сложности с транспортировкой угля вынудили голландцев закрыть его. Тогда компания бросила свои силы на строительство копи в Грен-фьорде, где находились большие запасы угля и удобная гавань. В бухту зачастили пароходы с материалами и оборудованием, и вскоре на террасах между морем и горами возник поселок. Голландцы строились основательно, вложив в него 12 миллионов гульденов при своем уставном капитале в пять миллионов. Растущий на глазах Баренцбург с добротными домами, погрузочным мостом, многоэтажным зданием сортировки, шахтой, радиостанцией и даже казино вступил в состязание с норвежским Адвент-беем. Но во второй половине 20-х годов грянула Великая депрессия, а вместе с ней упали цены на уголь. И жители страны тюльпанов решают продать свой заполярный бизнес.
«Русские всегда возвращаются за своими деньгами»
Эта фраза, приписываемая канцлеру Германии Отто Бисмарку, как нельзя лучше характеризует то, что произошло дальше. В 1912 году на Шпицбергене экспедиция во главе с В. А. Русановым нашла уголь у подножия горы Зеленой. Было организовано товарищество «Торговый дом Грумант, Агафелов и Ко», и с 1913 года на участке Грумант началась добыча угля. Затем в результате Первой мировой войны и революционных событий в России наша страна утратила эти владения. В 1920 году в рамках мирной Парижской конференции был заключен договор о Шпицбергене, закреплявший суверенитет Норвегии над архипелагом, но при этом все государства – участники договора имели право осуществлять коммерческую и научно-исследовательскую деятельность на основе полного равенства и демилитаризированного статуса архипелага. Ослабленная Гражданской войной Россия, которую даже не позвали в Париж, согласилась с этим документом в обмен на признание Норвегией Советского государства.
В 1931 году в СССР организуется трест «Арктикуголь». В этом же году, точнее 12 июня 1931 года, советское правительство приобретает участок Грумант-Сити за 69 тысяч 250 фунтов стерлингов путем выкупа акций и облигаций, заложенных в банках, со сроком выплаты этой суммы определенными долями ежегодно, начиная с 1932 по 1941 год.
В 1932 году наступила очередь «Неспико». К этой сделке СССР подошел очень прагматично. Как пишет доктор исторических наук Александр Порцель, «на Шпицберген была направлена комиссия, которая оценила рудник Баренцбург в 450 тысяч гульденов, Тундру Богемана в 50 тысяч, постройки и технические сооружения рудника Баренцбург в 750 тысяч. Итого 1 миллион 250 тысяч гульденов». Вспомним, что компания «Неспико» вложила в эту территорию 12 миллионов... Но СССР чужие трудности не волновали. При этом Советский Союз получал право в течение двух с половиной лет проверить запасы угля. И если они не соответствовали заявленным «Неспико» 20 миллионам тонн, то договор расторгался. А пока, господа голландцы, получите 200 тысяч. Именно такая сумма была перечислена «Неспико» в 1932 году.
Директор с личным автомобилем
Имя великой русской балерины Майи Плисецкой известно каждому россиянину. Это такой же символ страны, как Байкал или Звездный городок. Но мало кто знает, что часть своего детства будущая прима Большого театра провела в Баренцбурге, где ее отец сначала работал директором рудников «Арктикугля», а затем одновременно и Генеральным консулом СССР. Именно ему довелось принять бывшее хозяйство «Неспико».
Михаил Эммануилович Плисецкий родился в 1899 году в Гомеле. С 1918 года в составе кавалерийской бригады участвовал в Гражданской войне на стороне красных, в следующем году вступил в РКП(б). В июне 1920 года Плисецкого командируют в особый отдел Днепровской военной флотилии в качестве военного следователя, затем переводят на должность начальника военно-контрактного пункта. В начале 1921 года в связи с тем, что плохо залеченная рана стала гноиться, военно-медицинская комиссия направляет Михаила Эммануиловича для операции в Москву.
В мае 1921-го Плисецкого мобилизуют для работы по восстановлению нарофоминских фабрик. В Наро-Фоминске он проработал больше года редактором газеты «Маяк» и членом коллегии рабоче-крестьянской инспекции. В 1924 году Михаил Эммануилович трудится помощником секретаря ВЦИК и поступает на учебу в Институт народного хозяйства имени Плеханова. С 1926 по 1929 год он работает в Наркомторге – сначала экономистом, а затем старшим директором по экспорту. В 1932 году Плисецкий переходит в трест «Арктикуголь». Прибыв вместе с семьей в Баренцбург, он активно приступил работе.
Отношения с оставшимся на руднике иностранным инженерно-техническим составом складывались крайне непросто, не хватало квалифицированных рабочих, материалов для строительства и монтажа. За несколько месяцев напряженного труда трестовцам удалось очистить шахту, настелить пути, прикрепить заваленные штреки, оборудовать электросеть и уложить на путях под кранами и в устье штольни кубометры бетона. Рабочие начали монтаж погрузочного устройства. В центре поселка возвели просторное каменное здание, где разместились большой зал столовой, подсобные помещения, цеха, построили новые общежития для рабочих. 7 ноября 1932 года рудник заработал.
К ноябрю 1932 года в Баренцбурге жили уже более 500 человек. Были организованы спортивные секции, кружки художественной самодеятельности, работала библиотека, шахта выдала первые вагонетки с углем. К 1937 году Баренцбург насчитывал более 1300 жителей. Велась добыча угля и на шахте «Грумант», строился рудник «Пирамида». Благодаря шпицбергенским шахтам решался топливный вопрос северных районов советской страны.
Труд Михаила Плисецкого был высокого оценен. В 1935 году его наградили легковой машиной. Крайне редкое по тем временам поощрение. Через год его назначают директором треста «Арктикуголь».
Увы, но проявить далее свой организаторский талант Михаил Эммануилович не смог. 30 апреля 1937 года арестовали по обвинению в шпионаже, а 8 января 1938 года его расстреляли. Как пишет Майя Плисецкая, поводом для репрессий могли стать наличие у отца брата, жившего в США, который приезжал в СССР и встречался с родственниками, а также тот факт, что отец принял на работу Ричарда Пикеля – бывшего секретаря Зиновьева. В 1956 году Михаила Плисецкого реабилитировали.
В годы войны рудники на Шпицбергене не функционировали, работники были эвакуированы. В сентябре 1943 года немецкий флот произвел десант на острова, разрушив оборудование шахт и уничтожив запасы угля. После войны рудники «Баренцбург» и «Грумант» были восстановлены, а вскоре заработал и рудник «Пирамида».
Расцвет шахтерских поселков пришелся на 70–80 годы прошлого века, когда здесь работало и проживало несколько тысяч человек. В настоящее время работает только рудник «Баренцбург». Общая численность российской колонии составляет около 400 человек.
Открытый космосу
Теперь вернемся к научной конференции, посвященной 100-летию Баренцбурга, проходившей на борту атомного ледокола «Ленин». Главными ее участниками были специалисты естественно-научных дисциплин, которым редко дают слово на страницах СМИ.
– Из ста лет существования Баренцбурга более 90 лет здесь ведутся метеорологические наблюдения, – рассказывает начальник Мурманского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Оксана Чаус. – В наших исследованиях очень важна их беспрерывность, что позволяет наиболее объективно оценивать ситуацию и давать прогнозы.
Важность Шпицбергена заключается в том, что он находится на пути циклонов, зарождающихся в Гренландском море и затем двигающихся на юго-восток. Информация о неблагоприятных явлениях, таких как штормы или снегопады, поступает только с нашей станции Баренцбург. И эти сведения необходимы для точного прогноза в зоне нашей ответственности, в том числе и для безопасности мореплавания.
Коснулась Оксана Михайловна и вопроса изменения климата. Наблюдения показывают, что процессы потепления продолжаются. Среднегодовая температура в Баренцбурге выросла больше, чем на Кольском полуострове и в целом на территории России. В среднем за 10 лет температура воздуха на Шпицбергене увеличивается на 0,99 градуса, а на Кольском полуострове на 0,53 градуса. На фоне такой информации сообщение почвоведа Татьяны Литвиновой о невозможности в настоящее время традиционной сельскохозяйственной деятельности на Шпицбергене, возможно, на наш дилетантский взгляд, придется через какое-то время пересмотреть. Но пока это из области фантастики.
О том, что Шпицберген постепенно освобождается от ледников, поведал Денис Моисеев, заместитель директора по науке Мурманского морского биологического института (ММБИ). Еще в 1935 году началось отступление ледника Гренфьерд, что привело к образованию озера Бретьерн. Сегодня его площадь превышает полтора квадратных километра, глубина доходит до 26 метров, в воде обитает не только множество видов микроорганизмов, но и рыба, в частности голец.
Доклад доктора биологических наук, главного научного сотрудника Центра медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике Натальи Белишевой вызвал неподдельный интерес всех присутствующих.
– Шпицберген – уникальный во всех отношениях географический объект, – говорит Наталья Константиновна. – Геофизической особенностью архипелага является его местоположение в области полярного каспа – своеобразной воронки на дневной стороне магнитосферы, куда при определенных условиях может прорываться мощными плазменными струями солнечный ветер. Это приводит к самым разнообразным геофизическим процессам, сопровождающимся электромагнитными колебаниями и геомагнитными волнами. При некоторых условиях может возникнуть низкочастотная пульсация, которая длится периодами от 2 до 10 часов. Это явление очень сильно влияет на психоэмоциональную сферу человека, что выражается в психопатических и истероидных реакциях, в депрессии и возбуждении, в состоянии измененного сознания.
Подобные состояния могут привести к непоправимым последствиям. По мнению Натальи Белишевой, катастрофа российского самолета Ту-154, случившаяся 29 августа 1996 года, авария норвежского катамарана, который врезался в причал Баренцбурга 15 июля 2019 года, и гибель вертолета Ми-8 26 октября 2017 года как раз и связаны с резкими изменениями магнитного поля.
– Все три катастрофы полностью совпадают по времени с возникновением таких колебаний, – пояснила Наталья Белишева. – Мы также обратили внимание на то, что чаще всего низкочастотные явления возникают в полярный день и осенью. Но это только наблюдения. Выводы пока делать рано. Изучение этого явления находится в самом начале.
Подводя итог, нужно сказать, что хотя основой присутствия России на Шпицбергене является добыча каменного угля, но не менее важна и работа наших ученых на архипелаге. Их исследования имеют не только прикладной характер, важный для решения современных задач, но и помогают заглянуть далеко в будущее. В то время, которое мы себе сейчас даже представить не можем.
Андрей КИРОШКО.
Фото автора и из открытых Интернет-источников.