«Всегда вежливы, приветливы, заботливы», «Настоящие профессионалы с чуткими сердцами», «Поразительно добрые, отзывчивые люди» – такие отзывы о кондукторах мурманских троллейбусов и автобусов северяне и гости Кольского Заполярья регулярно оставляют в социальных сетях. Благодарности в их адрес нередко поступают и в АО «Электротранспорт».
Один из любимчиков всех пассажиров – кондуктор Владислав Дурягин. Каждая поездка с ним неизменно поднимает настроение.
Жизнь в движении
– В июне этого года будет ровно десять лет, как я тружусь кондуктором в «Электротранспорте», – говорит Владислав Дурягин. – Правда, поначалу пришел сюда больше на подработку, пока очно осваивал профессию повара-кондитера в Мурманском индустриальном колледже. Но в общепите не проработал ни дня – слишком затянула жизнь в движении. Первые годы работал на троллейбусных маршрутах № 3 и № 4, когда пустили автобус № 33, начал кататься и до Росляково. До сих пор это и есть мои основные направления, на которых уже в лицо знаю постоянных пассажиров. Со многими здороваемся, как хорошие приятели.
Владислав Дурягин ни для кого не жалеет добрых слов и пожеланий хорошей поездки. Он приветствует пассажиров, благодарит, объясняет, где лучше выйти и как добраться до нужного места иногородним и пенсионерам, помогает на выходе мамам с малышами, уступает свое место людям почтенного возраста, когда в салоне нет свободных кресел. За что всегда получает ответную признательность.
– За десять лет работы я убедился, что у нас на Севере очень отзывчивые люди, которые всегда готовы относиться по-доброму к тем, кто рядом, и с пониманием – к нештатным ситуациям, – отмечает Владислав. – Помню, несколько лет назад наш троллейбус попал штангами в изолятор, обесточенный участок контактной сети. Встали намертво. Пришлось водителю выходить в салон и просить пассажиров подсобить – надо было подтолкнуть машину. Никто из них не стал недовольно цокать и возмущаться. Мы вместе с мужчинами, что покрепче, вышли и буквально с трех толчков сдвинули нашу «электроласточку».
Бывают и такие неприятные ситуации, когда пассажиры падают в салоне. Как правило, это происходит из-за резкого торможения, к которому прибегает водитель, чтобы избежать ДТП.
– В таких случаях я сразу сигнализирую водителю кнопкой вызова, что надо остановиться, – поясняет Владислав. – Если транспорт продолжает движение, бегу к водителю и лично сообщаю об инциденте.
Все по инструкции. Но смягчить досаду от таких неприятностей опять-таки помогает молодой кондуктор. Он не только не забудет извиниться, но и обязательно поможет подняться, поинтересуется самочувствием, спросит, нужна ли помощь медиков. И даже вытрет испачканную одежду чистой ветошью или влажными салфетками!
Испытание пандемией
Помимо исполнения профессиональных обязанностей, которое неразрывно связано с удивительным чувством эмпатии и социальной ответственности, Владиславу Дурягину порой приходится проявлять и изобретательность.
– Как-то раз, когда я работал на тройке, в салон на среднюю площадку одновременно зашли три молодые мамы с колясками, –вспоминает мой собеседник. – Размещать детские транспортные средства пришлось почти как детали в «Тетрисе». Передвигаться мне по салону тогда было весьма проблематично. К счастью, пассажиров было немного, да и ехала эта дружная компания недалеко.
Но каким бы умением сглаживать углы и в вежливом диалоге гасить в зародыше любые конфликтные ситуации ни отличался мурманский кондуктор, договориться ему удается не со всеми.
– Пожалуй, самый непростой период работы для меня был в пандемию, когда некоторые пассажиры наотрез отказывались надевать защитную маску в салоне, – говорит Владислав. – За смену случалось по три – пять таких инцидентов. А провозить северян без таких масок мы тогда просто не имели права. Однажды из-за антимасочника едва не выбились из графика – мужчина и надевать средство индивидуальной защиты не хотел, и выходить из салона тоже. Простояли мы из-за него на остановке «Улица Капитана Егорова» почти восемь минут, так что за нами еще две «тройки» скопились. Вывести принципиального антимасочника помог только наряд полиции, который проходил рядом.
Бюро находок
Прибегать к помощи специальных служб сотрудники «Электротранспорта» обязаны и в том случае, когда находят в салоне троллейбуса или автобуса подозрительные вещи.
– Был в моей трудовой биографии такой случай: я заприметил на конечной остановке «Улица Магомета Гаджиева», когда все пассажиры покинули салон, объемный спортивный рюкзак, – рассказывает Владислав. – Открывать его, естественно, не стал, пошел сообщать водителю, чтобы через диспетчера вызвали сотрудников спецведомств. Но помощи силовиков не потребовалось – в окошко уже стучал владелец забытой поклажи, который вспомнил о ней, когда вышел из троллейбуса. Ну а потерянную мелочевку я, как и другие кондукторы, нахожу практически каждый день.
Шапки, перчатки, ключи, банковские карты, мобильные телефоны, документы – чего только не оставляют люди в общественном транспорте! Все это кондукторы передают в бюро находок «Электротранспорта», хотя кое-что возвращают владельцам буквально в тот же час. Главное, вовремя спохватиться, связаться с диспетчером, сообщить номер маршрута, где оставлена та или иная вещь. Диспетчер, в свою очередь, свяжется с экипажем автобуса или троллейбуса. Если потеря найдена, ее вернут в целости и сохранности на ближайшей конечной остановке.
С открытой душой
– Я очень люблю свою работу, люблю людей, – подытожил наш разговор Владислав Дурягин. – Да, порой с ними бывает непросто. К примеру, попросишь молодого мужчину уступить место женщине почтенного возраста, так она ругаться начинает: мол, что это я из нее совсем немощную делаю, а она еще и на своих двоих постоит. Но это ничего. Кто знает, какими ворчливыми стариками мы будем... Просто извинишься, улыбнешься ей в ответ, хорошей поездки пожелаешь – тут уж и у человека желание возмущаться пропадает. Конфликт, как говорится, исчерпан.
Рассказывая о своей работе, Владислав все время смущался, постоянно подчеркивал, что ничего сверхъестественного не делает, просто старается хорошо исполнять свои обязанности. Но благодарности пассажиров в его адрес говорят о гораздо большем. Ведь человеколюбие и доброту не впишешь ни в какие должностные инструкции. Они всегда от сердца. И хочется, чтобы во всех сферах деятельности таких людей было как можно больше.
ПОЕЗДКА-СЮРПРИЗ
В начале этой недели мурманский «Электротранспорт» взял новую вершину. Предприятие, которое 11 февраля отметило 62-ю годовщину, перевезло 3 миллиарда 400-миллионного пассажира.
– Ежедневно на городских маршрутах работает около двухсот троллейбусов и автобусов, у них разные интервалы, разный пассажиропоток, но по нашим подсчетам с минуты на минуту подойдет машина, где и едет наш юбилейный пассажир, – рассказал генеральный директор АО «Электротранспорт» Сергей Коробков, стоя на остановке «Улица Челюскинцев». – Для него мы подготовили брендированные сувениры, сладкие подарки и проездной. На всякий случай взял с собой две транспортные карты на следующий месяц – одну для граждан, вторую для учащихся. Ведь школьников и студентов в числе наших пассажиров становится все больше. Да и вообще, пассажиропоток последние три года стабильно растет.
Юбилейным пассажиром стал студент первого курса электромеханического факультета Мурманского морского рыбопромышленного колледжа имени И. И. Месяцева Артем Рожков.
– Я каждый день по нескольку раз езжу в троллейбусах и автобусах и совсем не ожидал от сегодняшней поездки такой приятной встречи и подарков, – сказал Артем. – Большое спасибо! И отдельно – за отличную работу, вежливое обслуживание, чистоту в салонах.
Сергей Коробков поблагодарил мурманчанина за доверие к предприятию, высокую оценку его работы и пожелал успехов в учебе, ведь специальность, которой обучается Артем, очень важная.
– Я и сам много лет назад учился на электромеханическом, – заметил Сергей Коробков. – В жизни очень пригодилось.
После торжественной церемонии поздравления юбилейного пассажира генеральный директор «Электротранспорта» ответил на вопросы северян, выслушал пожелания и напомнил, что ни одно обращение по поводу пассажирских перевозок на предприятии без внимания не остается.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото автора и из архива редакции.