Информационные технологии в современном мире приносят все больше удобств для человека. Каждая новая модель мобильного телефона оснащается более совершенными программами, которые помогают редактировать тексты, подбирают систему здорового питания, организуют тренировки для здоровья тела и даже выбирают оптимально подходящие гардероб и прически. Но вместе с тем неконтролируемое использование гаджетов приводит к новому опасному заболеванию – цифровому слабоумию. И прежде всего ему подвержены дети.
Ленивый мозг
Уточним, что термин «цифровое слабоумие» введен 12 лет назад ведущим немецким нейробиологом Манфредом Спитцером и используется для описания чрезмерного использования цифровых технологий, приводящих к упадку сил и снижению познавательных способностей. Подробнее о проявлениях опасного заболевания и его причинах журналисту «Вечерки» рассказала исполняющая обязанности главного врача ГОБУЗ «Мурманский областной психоневрологический диспансер» Надежда Викторовна Сидорова.
– Изначально термин появился в Южной Корее, – говорит эксперт. – Жители этой страны первыми забили тревогу, говоря о том, что из-за увлечения смартфонами у людей начинаются расстройства памяти, внимания, наблюдается подавленность, неврастения и различные когнитивные нарушения – затруднения с обработкой информации, переключаемостью с одного вида деятельности на другой, логическим мышлением, проблемы с пересказом текстов. Становится трудно выделить единую мысль в прочитанном. Причем речь в данном случае шла о 70 процентах населения.
Дело в том, что если телефон используется сверх меры, он словно бы заменяет память человеку – мозг отвыкает от интенсивной работы. Все чаще слышу об избирательности в школьных предметах и темах. Но хочу сказать, что у человека должен быть определенный стандарт знаний и навыков, чтобы он мог размышлять, делать выводы, учиться. Не будем забывать, что главным отличием здорового человека от умственно отсталого является способность логически мыслить. Обучение в школе – большой и тяжелый труд для детей, и мозг нужно заставлять изучать все. Невозможно делить школьные предметы на важные и второстепенные. По аналогии с организмом: если выбирать кушать только сладкое, это закончится гибелью. Важен баланс. Человеку важны также эмоции, ощущения, разнообразие информации.
Нехимические зависимости
По словам Надежды Сидоровой, для развития мозга важны тренировки, усложнения. Он должен созреть, пройдя определенные этапы. Полностью процесс созревания мозга завершается к 24 годам. Но для каждого возрастного этапа есть свои закономерности развития. Если ребенок в два года не различает «право» и «лево», это скажется на скорости его мышления в будущем. Если не говорит – значит, наблюдается задержка речи. Ведь в этом возрасте ребенок уже должен знать от 20 до 200 слов. К сожалению, количество таких детей уменьшается. А уровень развития интеллекта на 70 процентов определяется развитостью речи ребенка.
Также злоупотребление гаджетами приводит к тому, что люди перестают запоминать номера телефонов, не могут сориентироваться на местности без онлайн-карт и навигаторов.
А еще ученые выяснили, что чрезмерное использование телефона ускоряет возрастную деменцию, потому что упрощает работу мозгу. Особенно в случаях, если человек перенес инсульт, имеет сосудистое заболевание. У людей в возрасте возникают трудности с анализом информации, если мозг занят поглощением пустой информации развлекательного характера, не обучается, не обрабатывает новую информацию.
– Сейчас идет разговор среди специалистов о росте количества случаев нехимической зависимости: игровой, компьютерной, шопоголизма, пищевой зависимости, трудоголизма, созависимости в отношениях, – отмечает Надежда Сидорова. – В отличие от химической зависимости их труднее лечить, потому что явного физического вреда здоровью они не приносят. Но сильно влияют на психику человека и его коммуникации. Во всем нужна мера.
Естественное развитие
Пока ребенок занят гаджетом, он не получает естественного развития, не учится правильно конфликтовать, выходить из трудных ситуаций, например. Зачем это делать, если можно просто исключить оппонента из списка друзей в соцсети? А когда такой повзрослевший человек приходит в реальный мир, то у него неизбежно возникают проблемы с достижением успеха в социуме. Получается, если раньше ребенка воспитывали школа и улица, то теперь его воспитывают социальные сети. А то, что он получает в виртуальном пространстве, иногда не успевают отследить даже родители. Из-за цифрового мира страдает уровень исследования мира физического. Дети переполнены информацией, реже стали задавать вопросы «Почему?» и «Как?», у них снижается интерес к реальному окружающему миру.
Важные ограничения
По словам Надежды Сидоровой, для ребенка в пять-шесть лет важна игра, потому что она закладывает основы логического мышления, на котором основано обучение в школе. Игра и живое общение объединяют семью, дарят позитивные эмоции, учат коммуникации. Обучающая игра в телефоне не может заменить реальную настольную игру в кругу семьи.
Такой же развивающий эффект дают мурманские образовательные центры, внешкольные обучения робототехнике, школы столярного мастерства, которые развивают детей через ручной труд и мыслительную деятельность, улучшают работу речевых центров.
– В плане закономерностей развития мозга мы такие же, как и наши предки, – отмечает Надежда Викторовна. – У нас такой же мозг. Но мы им пользуемся по-другому. И уровень интеллекта, когнитивные способности и эмоциональный интеллект человека зависят только от него самого, от его развития.
Чтобы сохранить когнитивные способности у детей, советует специалист, необходимо строго дозировать пользование мобильными телефонами и компьютерами. Дошкольники не должны пользоваться смартфонами, а у детей школьного возраста время пользования ими не должно превышать 40 минут в день. В первом классе у ребенка может появляться простой телефон без игр и анимации, только для связи с родителями.
– Каждая семья должна понимать: если есть намерение вырастить уравновешенного стрессоустойчивого ребенка, нужно общаться, гулять и кататься на санках, потому что воспоминания из детства – это всегда защита, – считает психотерапевт. – И счастливое детство связано с положительным живым общением, семейными праздниками и активным досугом. Тогда у детей будет меньше интереса сидеть в Интернете.
Доверительное общение
О прямой взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и живого общения говорит и мурманский педагог-психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта и мама двоих сыновей Татьяна Стробыкина:
– Я рекомендую родителям знакомить ребенка с гаджетом не раньше первого класса. Чаще всего в школе не разрешают в младших классах им пользоваться, но этого интереса не избежать. Мы живем в эпоху цифровых открытий и технологий. Важно контролировать время, проводимое за компьютером, давать его по нормам СанПиН, на пятнадцать минут, максимум на полчаса в день. И это все, разумеется, с условием установки надлежащих программ и тотального родительского контроля. Важно и ребенка об этом предупреждать. И если у ребенка в компьютере будет установлен проверенный контент и его использование будет ограничено временем, то в принципе эмоциональному интеллекту это не повредит. Вредит все, что сверх меры. Например, когда телефоном подменены другие потребности: в творческих кружках, спорте, прогулках, общении со сверстниками и даже питании. А особенно важно, чтобы у ребенка был полноценный сон, для этого телефон необходимо убирать за два часа до сна.
По словам Татьяны Стробыкиной, необходимо помнить, что дети учатся, подражая им. В ситуации, когда взрослые говорят о вреде гаджетов для ребенка, но сами часами напролет сидят в телефоне, у ребенка происходит разрыв шаблонов, возникают противоречия. И в этом случае договориться с ребенком будет, скорей всего, невозможно.
И еще. В любой ситуации важно не критиковать виртуальный контент, которым увлекся ребенок, а оставаться в контакте с ним, в открытом доверительном общении. Вот тогда будет взаимопонимание, а конфликтов станет меньше.
Елена СТАНОВАЯ.
Фото из открытых Интернет-источников и из личного архива Татьяны Стробыкиной.