Производственные достижения, обновление техники, создание достойных условий труда для сотрудников предприятия, поддержка развития спорта, экологические и социальные проекты – это главные векторы работы Мурманского морского торгового порта. И в уходящем году крупнейшая стивидорная компания в Арктической зоне Российской Федерации также вписала в свою историю немало значимых событий.
Постоянный рост
В июле в порту произошло поистине историческое событие. Докеры ММТП встречали у своих причалов судно «Beks Brown» – самый большой балкер, когда-либо заходивший в акваторию морского порта Мурманск в Кольском заливе. Дедвейт судна-гиганта составляет 206 204 тонны. Его размеры позволили предприятию добиться уникального производственного достижения – выполнить погрузку 178 590 тонн груза на одно судно. Это стало максимальной грузовой партией за всю историю порта.
В начале сентября, в дни празднования 108-й годовщины со дня рождения Мурманского морского торгового порта, мурманские портовики приняли участие еще в одном знаковом событии, которое связано с освоением Северного морского пути (СМП). Они успешно обработали судна «Gingo» класса «CapeSize». На его борт отгрузили 164 501 тонну железорудного концентрата. Так морской гигант завершил следование по трассе СМП и направился в китайский порт Циндао. Как подчеркивают специалисты, «Gingo» стал самым большим судном-балкером, которое прошло по трассе Северного морского пути, а груз на его борту – самой большой судовой партией, перевезенной по главной северной транспортной артерии России.
Примечательно, что всего в уходящем году перевалка генеральных каботажных грузов для снабжения арктических регионов по Северному морскому пути в сравнении с 2022 годом выросла на 23 процента, составив 1,3 миллиона тонн.
Недавно портовики поставили еще один рекорд. Они погрузили на борт российского балкера ледового класса «ТГ Арктика», который затем отправился в порт Саббета, элементы будущих купольных конструкций резервуаров для хранения СПГ. Длина каждого пролета составляет 37,8 метра, вес 80 тонн – это стало новым достижением мурманских портовиков в обработке длинномерных и тяжеловесных грузов.
Новые горизонты
Восточная и Южная, Юго-Восточная и Юго-Западная Азия, Ближний Восток и Западная Африка – такие новые транспортные направления появились в арсенале Мурманского морского торгового порта в 2023 году. Всего за 11 месяцев по ним было отправлено 13,4 процента грузов от общего грузооборота, который уже превысил 14 миллионов тонн. В первую очередь речь идет об угле, антраците и коксе.
– Сложная геополитическая обстановка – это большой вызов для всех нас. Поэтому мы активно осваиваем новые транспортно-логистические направления и с учетом этого развиваем возможности Мурманского морского торгового порта. Тем самым мы обеспечиваем новые возможности присутствия востребованной российской продукции на международных рынках, что чрезвычайно важно в наши дни, – сказал операционный директор АО «Национальная транспортная компания» (НТК), куда входит АО «Мурманский морской торговый порт», Андрей Черников.
Современно и комфортно
Масштабное обновление произошло в этом году и в инфраструктуре Мурманского морского торгового порта. Еще весной на предприятии завершили реконструкцию склада комплектации и накопления грузов грузового района № 2 АО «ММТП». Общая площадь объекта составила свыше 11,5 тысячи квадратных метров. При этом в ходе реконструкции она увеличилась почти на 500 квадратных метров за счет создания новых встроенных административных помещений.
Результатом работ стало качественно новое многофункциональное производственное пространство, которое позволяет эффективно обеспечивать высокий уровень предоставляемых предприятием услуг, а также создает достойные условия труда для работников Мурманского морского торгового порта.
– Проект даст серьезное увеличение загрузки порта, – отмечал губернатор Мурманской области Андрей Чибис. – После реконструкции грузооборот причала увеличится до 5 миллионов тонн, а всего порта – превысит 20 миллионов тонн. Это повысит доходы и объем налоговых отчислений в Мурманск. От этого в выигрыше будет и государство как владелец причала, и торговый порт как оператор, и муниципалитет, область за счет повышения налоговой отдачи от этих инвестиций.
К природе – бережно
Бережное отношение к природе – еще одно основополагающее направление в работе нашего порта помимо непрерывной природоохранной деятельности, постоянного мониторинга окружающей среды, внедрения современных экоориентированных технологий, которым занимаются профильные специалисты, заботятся об окружающей среде и другие работники предприятия.
Ни один городской субботник или экологическая акция не проходит без участия портовиков. Причем приводить территорию областного центра в порядок, высаживать в скверах и зеленых уголках кусты и деревья они давно выходят целыми семьями.
Большую помощь в уборке городских территорий после зимы традиционно оказывают «Трудовые отряды ММТП-НТК». Благодаря участию в проекте, который проводится совместно с городским центром занятости населения, ООО «Прима», при содействии администрации Мурманска юноши и девушки не только делают столицу Кольского Заполярья чище и краше, но и могут заработать во время летних каникул.
Ну и, конечно, визитной карточкой масштабных городских уборок в весенне-летний период стали вакуумные погрузчики. Машины, которые еще называют вакуумными пылесосами, одни из лучших в своем классе. Они способны убирать с дорожного полотна не только песок, но и увлажненный грунт, а также небольшие камни. Погрузчики были приняты в эксплуатацию мурманскими портовиками несколько лет назад в рамках экологической программы предприятия и все это время доказывают свою высокую эффективность, становясь весомым подспорьем городским коммунальным службам.
Спорт с портом
Традиционно большое внимание Мурманский морской торговый порт уделяет развитию спорта. В частности, ежегодно АО «НТК» и АО «ММТП» оказывают помощь в проведении главного спортивного праздника региона – Полярной Олимпиады. Выделенные средства идут на проведение Мурманского лыжного марафона. Также при поддержке предприятия проходят соревнования по парусному спорту.
В этом году новым спортивным направлением работы портовиков при поддержке АО «Национальная транспортная компания» стало открытие детской парусной школы, которая базируется в яхт-клубе ММТП. Все лето ребята там учились управлять парусом, чувствовать направление ветра и течения, изучали технику и тактику на гонках и тренировках. Причем с наступлением осени занятия в школе не закончились, с первым снегом у них началась теоретическая и практическая подготовка к зимним видами парусного спорта.
Забота о земляках
В рамках корпоративной благотворительной программы НТК и ММТП в этом году отремонтирован вход в социально-реабилитационное отделение Мурманского комплексного центра социального обслуживания населения. Ежегодно его посещает огромное количество северян с различными ограничениями здоровья. Только вот попасть внутрь отделения для многих из них раньше было большой проблемой из-за тугой и тяжелой двери, скользких зимой ступеней, высокого угла наклона пандуса.
Теперь вход в это учреждения стал удобным и безопасным.
Одним словом, Мурманский морской торговый порт – предприятие не только универсальное, но и во многом уникальное. Ведь эта крупнейшая в российской Арктике стивидорная компания не только ежегодно развивается и наращивает свои мощности, но и продолжает со всей ответственностью и заботой относиться к городу и горожанам.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото из архива АО «Мурманский морской торговый порт».