Основатели Мурманска в 1916 году видели в нем, во-первых, порт, а во-вторых, базу для военного флота. В начале 30-х годов приоритеты несколько поменялись – порт остался, а вот военные моряки переехали сначала в Полярный, а после войны – в Североморск. Мурманск перестал быть домом для Северного флота, но превратился для него в самого важного и любимого соседа, вместе с которым воевали и строили, плакали и смеялись. Через него шло снабжение, здесь были и есть судоремонтные мощности, здесь же живут многие флотские офицеры и их семьи.
Связь нашего города с Северным флотом была, есть и будет очень тесной. А еще в Мурманске есть проспект Героев-североморцев.
Огонь с моря
Свое название проспект Героев-североморцев получил в память о событиях Великой Отечественной войны. Мурманск в 1941 году удалось отстоять благодаря совместным действиям армии и флота. Причем флот нередко играл решающую роль.
Начавшееся 29 июня 1941 года наступление немцев на Мурманском направлении хотя и не стало неожиданностью, но полностью подготовиться к его отражению советская сторона не успела. По сути, врага встретил только 95-й стрелковый полк 14-й стрелковой дивизии 14-й армии и пограничники. Сдержать наступление многократно превосходивших сил наши бойцы никак не могли. Но противник допустил одну ошибку – его приморский фланг оказался полностью открытым, поскольку серьезным флотом Германия в Норвегии не располагала. Имевшиеся на Севере эсминцы немцы отправили в набеговые операции на наши морские транспортные коммуникации. Именно тогда, летом 1941 года, погибли «Пассат» и РТ-97 (13 июля), «Меридиан» (24 июля) и «Туман» (10 августа). Но эти атаки не оказывали никакого влияния на обстановку непосредственно под Мурманском, чем и решило воспользоваться наше командование.
Уже 29 июня в Мотовский залив отправился эсминец «Куйбышев», который огнем своих четырех 102-миллиметровых орудий сумел оказать поддержку защитникам перешейка у полуострова Среднего. На следующий день к «Куйбышеву» присоединились эсминец «Урицкий» и два сторожевых катера. Совместными усилиями они помогли сухопутным войскам отразить наступление противника на перешеек. При этом корабли без потерь выдержали атаку 18 пикирующих бомбардировщиков.
Еще активнее корабли и береговая артиллерия Северного флота поддерживали войска, оборонявшиеся на рубеже реки Западная Лица. Они наносили удары по скоплениям противника, прикрывали перегруппировку своих войск и эвакуацию раненых морем, подавляли вражеские артиллерийские и минометные батареи, обеспечивали высадку десантов.
Корабли обычно вели огонь из района Мотовского залива по заявкам сухопутного командования в зависимости от обстановки – на ходу или с заранее оборудованных якорных позиций. В первые дни войны они нередко стреляли по площадям, что не всегда было эффективно. По мере накопления боевого опыта, с улучшением организации стрельбы и при широком использовании береговых корректировочных постов точность огня корабельной артиллерии по береговым целям значительно повысилась.
Из подразделений береговой обороны в артиллерийской поддержке приморского фланга 14-й армии участвовала главным образом батарея № 221, установленная на полуострове Среднем.
Забегая вперед, скажем, что с наступлением осени и полярной ночи тактика использования корабельной артиллерии по береговым целям существенно изменилась. Корабли перешли от коротких огневых налетов к ежедневным длительным обстрелам укреплений противника. Обычно огонь велся двухорудийными залпами с различными временными интервалами. Поэтому гитлеровцы, даже если не несли потери, постоянно находились в состоянии большого нервного напряжения.
В 1941 году корабли Северного флота совершили 63 выхода для стрельбы по береговым целям и израсходовали 7 344 снаряда калибра 102–130 мм. Из эскадренных миноносцев чаще всего такую задачу выполнял «Громкий» (10 выходов, выпущено 1 730 снарядов), а из сторожевых кораблей – «Смерч» и «Гроза» (по 13 выходов).
Удар во фланг
Но вернемся в лето 1941 года. Не менее важную роль в это время сыграли десантные отряды Северного флота. Воспользовавшись тем, что южное побережье Мотовского залива противником не охраняется, наши провели здесь несколько десантных операций.
Северный флот не имел ни подготовленной морской пехоты, ни десантных кораблей специальной постройки. Поэтому десантные отряды пришлось формировать наспех из моряков, а также из бойцов обычных стрелковых подразделений. В добровольцах недостатка не было: свыше 12 тысяч человек подали рапорты о зачислении в морскую пехоту. Буквально за два-три дня было сформировано несколько отрядов. Одни из них приняли участие в десантах, другими были усилены сухопутные части, занимавшие оборону на рубеже реки Западная Лица.
Времени на обучение пехотному бою у моряков не было. У стрелков такая подготовка была, но ни те ни другие не имели опыта высадки. Не было такой практики и у экипажей боевых кораблей, которым предстояло высаживать бойцов.
О страшной спешке при организации десантных отрядов говорит такой факт: все делалось на основании устных приказов начальников, времени на составление необходимой документации попросту не было. В общем, десанты 1941 года – это чистой воды импровизация.
Главные события разыгрались на побережье залива Западная Лица. Первым 6 июля 1941 года был высажен десантный отряд из 529 человек в губе Нерпичья. В ночь на 8 июля в районе губы Андреева высадился второй тактический десант в составе 500 человек с целью отвлечь наступающего противника с главного направления. Отряд успешно выполнил свою задачу и на следующий день был снят кораблями Северного флота. А тем временем первый отряд пробился к частям 52-й стрелковой дивизии и, соединившись с ними, принял участие в отражении натиска врага.
Смело, но неумело
Наиболее крупный десант был высажен 14 июля 1941-го. 1600 человек под командованием майора Александра Шикиты должны были во взаимодействии с частями 14-й армии разгромить противника. Но этот план не сработал, поскольку больше базировался на желаниях, а не на реальных возможностях. Отряд Шикиты успешно высадился и продвинулся на несколько километров вглубь занятой противником территории. Но стоило десантникам выйти за пределы дальности стрельбы прикрывавшей их корабельной артиллерии, как наступление забуксовало, а потом и вовсе остановилось. Даже брошенный в поддержку Шиките еще один батальон морпехов помочь не смог.
Тем не менее немецкие войска, получив удар с тыла и фронта, вынуждены были остановить наступление на Мурманск. Именно в этом десанте совершили свои подвиги Василий Кисляков и Иван Сивко. Первый семь часов в одиночку держал оборону на высоте Безымянной. Точной даты подвига нет ни в наградном листе Кислякова, ни в его мемуарах. Случилось это в промежутке между 14 и 18 июля 1941-го.
А вот Иван Сивко дрался и погиб 2 августа 1941-го, прикрывая эвакуацию десантников в губе Андреева. И тот бой нашел отражение даже в немецких документах. И Кислякову, и Сивко было присвоено звание Героя Советского Союза. Последнему – посмертно.
Повторить успех десантов 1941 года советская сторона попыталась в ходе апрельско-майского наступления 1942-го. Это была самая крупная высадка на вражеский берег – более 6000 бойцов 12-й бригады морской пехоты. Но, увы, достичь поставленных целей десантники не смогли.
В следующий раз столь крупные десантные силы будут использованы лишь в октябре 1944 года в ходе Петсамо-Киркенесской операции. Тогда в разных точках было высажено более 10 десантов.
Дела морские
Драматические события лета и осени 1941 года, когда судьба Мурманска буквально висела на волоске, надолго остались в памяти мурманчан. Думается, что именно они и стали главной причиной для переименования Североморского шоссе в проспект Героев-североморцев.
Конечно, моряки Северного флота и после 1941 года продолжали героически сражаться не только на суше, но и на море, и в воздухе. И подвигов они совершали не меньше. Но после 1941 года над нашим городом уже никогда не висела угроза захвата врагом.
В 1942–1945 годах Северный флот занимался в основном морскими делами. Сопровождал конвои союзников в Мурманск и обратно, охранял судоходство по Северному морскому пути, вел подводную войну у берегов Норвегии, обеспечивал перевозки грузов на полуострова Средний и Рыбачий.
Даже когда осенью 1944 года сухопутная война в Заполярье закончилась, Северный флот продолжал воевать. Период с осени 1944-го по май 1945-го – пожалуй, самый активный в морской войне моряков-североморцев. Именно зимой 1945 года активизировались немецкие подводные лодки, перешедшие в Норвегию из портов Франции. Главной их целью были союзные конвои, направлявшиеся в Мурманск. Но немцы не гнушались и более мелкой добычей, пытаясь нарушить судоходство по Северному морскому пути. Для мурманчан эти боевые действия вылились прежде всего в ремонт поврежденных кораблей и лечение в госпиталях пострадавших моряков.
Помимо боевой работы во время войны было еще много чисто хозяйственных дел. Город помогал флоту, предоставляя, например, технику для очистки от снега аэродромов или снабжая флотские организации стройматериалами, которые в те годы были в большом дефиците. Флот, в свою очередь, направлял в распоряжение городских властей квалифицированных специалистов и инженеров, а также делился скромными продуктовыми запасами, которые были в его распоряжении. В общем, все как у добрых соседей, в трудную минуту готовых прийти на помощь друг другу. Мурманск и Северный флот делали в годы войны общее дело – приближали Победу.
Проспект памяти
Как указывает доктор исторических наук Алексей Киселев, когда в устье реки Росты в 1920 году появился одноименный поселок, его жители постепенно проложили пешеходную тропу, а потом и наезженную дорогу, поддерживая связь с Мурманском. Дорога стала называться Верхнеростинской в отличие от еще одной – Нижнеростинской, проложенной прямо вдоль берега Кольского залива. С 50-х годов прошлого века эту трассу стали называть Североморским шоссе, поскольку она связывала Мурманск с Североморском. Проспектом Героев-североморцев шоссе называется со 2 апреля 1971 года.
Нам неизвестно, строились ли жилые дома в этом районе до войны. Скорее всего, нет. Заселение Североморского шоссе началось в середине 50-х годов прошлого века. Именно тогда появился микрорайон, который гораздо позднее получил в народе ироничное название «олимпийская деревня». Комфорт тут был на уровне 30-х годов – печное отопление и удобства на улице.
В начале 60-х в Мурманске начинает работу домостроительный комбинат, и уже в 1964 году возводятся сразу восемь пятиэтажных домов – № 21, 23, 25 и 27 в южной части улицы, а в средней – № 35, 37, 39 и 43.
В следующем году сдаются в эксплуатацию дома № 49, 51, 59, 62, 66/19. В том же году на Североморском шоссе появляется кинотеатр «Мир» – первый широкоформатный кинотеатр в Мурманске.
В 1966 году строители сбавили обороты, построив только дом № 61/21. Через год новоселье справили в домах № 65, 69 и 73. И в этом же году по шоссе пошли троллейбусы. Четыре дома – № 29, 67, 79 и 81 – построили в 1968 году. В 1969 году строители возвращаются в северную часть улицы и сдают сразу шесть жилых домов – № 9/1, два корпуса 15-го дома, а также № 31, 53 и 71.
1970 год стал рекордным – сдано сразу 13 новых жилых домов. Стройка идет одновременно в южной и северной частях будущего проспекта. Через год были возведены еще восемь зданий. На этом основное строительство жилья на проспекте завершилось. Нет, дома здесь строили и позднее, но уже никогда не было таких темпов. В 2015 году, например, на месте «олимпийской деревни» появились новые трехэтажные дома – № 22, 24, 26 и 28.
Итак, архитектурный облик проспекта Героев-североморцев сформировался главным образом в 60–70-е годы прошлого века. Каменные коробки домов не позволяют назвать эту магистраль красивой, но живописной – вполне. Все дело в том, что в районе застройки остались нетронутыми большие участки дикой природы, которые и создают в сочетании с домами неповторимый городской пейзаж. Он характерен для южной части проспекта, который здесь весьма широк. Далее к северу трасса сужается, и на подъезде к улице Адмирала флота Лобова образует бутылочное горлышко, где в часы пик нередко возникают автомобильные пробки. Сложности для автомобилистов имеются также и при повороте с проспекта на улицу Александрова.
Жители домов на проспекте Героев-североморцев имеют в своем распоряжении сразу две неплохие зоны отдыха. Первая – на берегу Семеновского озера, где летом можно кататься на лодках и катамаранах, поесть шашлыков, да и просто прогуляться или посидеть на берегу водоема. Зимой же здесь прокладывают лыжню, и можно, не покидая город, набраться бодрости и сил. Аллея Полярной дивизии не может похвастаться такой универсальностью, зато летом и ранней осенью это идеальное место для неспешных прогулок.
В целом проспект Героев-североморцев имеет большие резервы для своего развития в первую очередь за счет реновации старого жилого фонда. Поэтому ставить в его истории точку рано.
Андрей КИРОШКО.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО и из открытых Интернет-источников.