Когда мы были студентами, в начале каждого семестра внимательно изучали расписание занятий и лекций. Узнав, кто из преподавателей будет вести тот или иной предмет, сразу можно было представить, насколько это будет интересно, а главное, понятно. Помню, как мы радовались, когда в нашем расписании значилось имя Александра Константиновича Порцеля – доцента, профессора Мурманского государственного технического университета (ныне – Мурманского арктического университета), члена-корреспондента Академии геополитических проблем. Его подача материала, разъяснения, наводящие вопросы и полезные рекомендации позволяли разобраться в сложных и противоречивых вопросах истории и политики. К сожалению, в наступившем учебном году студенты Мурманского арктического университета уже не услышат лекций этого замечательного учителя и исследователя.
Большая утрата
Александр Порцель скоропостижно скончался в минувшем августе. Талантливый преподаватель, скрупулезный ученый и неравнодушный северянин запомнился всем как человек исключительной порядочности и удивительной скромности.
Юношей Александр Константинович мечтал связать жизнь с морем, а в итоге посвятил ее науке и преподаванию. Он работал в профтехучилище № 6, Мурманском политехническом лицее и более 20 лет – в Мурманском государственном техническом университете. Профессор принимал активное участие в жизни города и области, выступал на конференциях и «круглых столах», работал в проектах, посвященных истории и современному развитию нашего региона, был частым гостем на радио и телевидении. Обладая довольно тихим голосом, Александр Порцель умел сконцентрировать внимание аудитории и пробудить интерес к той или иной теме. И в этом, как мне кажется, была его сила, та самая мягкая сила в положительном понимании данного термина.
Мурманчанин в третьем поколении, ставший свидетелем бурного роста и расцвета города, он охотно рассказывал нам как о доступных, так и о тайных или забытых его уголках. На страницах моих конспектов остались не только интересные факты, но и названия книг и фильмов, которые советовал нам Александр Константинович. В интервью в студии «Большого радио», записанном в сентябре 2021 года, Александр Константинович сетовал:
«Мы часто встречаемся с историками, обсуждаем разные проблемы на «круглых столах», в том числе художественные произведения, созданные по историческим событиям. Обидно, что авторы делают не исторические сюжеты, а фантазию на историческую тему. «Я режиссер, я так вижу». В итоге серьезные вещи превращаются в какие-то боевики и так далее. Исчезает суть проблемы. <...> Чтобы не быть голословным: фильм «Жаворонок» (12+) и его ремейк «Т-34» (12+) – две большие разницы. Насколько глубоким был старый фильм и показаны психологические портреты и насколько это стала слащавая история с красивым концом. Таких примеров много. Поэтому хочется, чтобы ребята лезли в первоисточники, узнавали ту информацию, которая была задокументирована, и делали свои выводы. Говорят, они этого не знают и не хотят знать. Да нет, знают и хотят».
Художник и путешественник
Теплыми воспоминаниями об Александре Порцеле поделился его сын Николай. Он отмечает: его отец был удивительно многогранным человеком и при этом – удивительно цельным.
– Очень сложно выделить какие-то отдельные стороны его личности, так как они довольно естественно дополняли друг друга, – говорит Николай. – Папа старался делать идеально все, за что брался. И независимо от того, за что брался, он всегда находил возможность сделать так, чтобы результатом можно было смело гордиться. Папа обладал удивительным талантом вкладывать душу во все, чем занимался. Для него не существовало маловажных дел – и к работе, и к бытовым делам, и даже к отдыху он всегда подходил одинаково основательно…
Александр Константинович любил путешествовать и рисовать.
– Папа всегда интересно рассказывал о любых местах, где мы бывали, и обычную прогулку превращал в увлекательную экскурсию, – говорит сын. – Он очень любил бывать на природе и меня учил видеть красоту в казалось бы обычных пейзажах вокруг – мурманские сопки, псковские леса, тамбовские поля, поволжские степи... Папа не только умел видеть красоту в любом крае, но и старался показать ее другим.
В молодости Александр Порцель совершил несколько туристических поездок по странам Восточной Европы и собрал внушительную коллекцию фотографий.
– Папа не был бы самим собой, если бы это был просто набор фотографий, – замечает Николай. – Нет, это всегда получались альбомы с аннотацией к каждой фотографии, которые читались как репортаж или путевые заметки. И даже в этом он всегда оставался настоящим историком. По сути, эти альбомы – настоящие слепки эпохи. Впоследствии некоторые из мест на его снимках мы с женой переснимали в своих поездках, стараясь сделать кадр с той же точки, чтобы можно было наглядно сравнить, как место на фотографии изменилось за сорок лет.
Особое место в жизни Александра Константиновича занимал Шпицберген, которому историк посвятил множество научных работ, в том числе и свою последнюю монографию.
– Папа бывал там неоднократно и отзывался о Шпицбергене всегда с большой любовью: «Если увидишь эту красоту, забыть ее уже не сможешь и будешь вновь туда стремиться», – вспоминает мой собеседник.
Однако из каждого путешествия он с радостью возвращался в Мурманск. Родной город Александр Порцель считал единственным домом.
– Папа искренне любил Мурманск, великолепно знал его историю и каждый его уголок, – подчеркивает Николай. – С тем же чувством он любил природу Кольского полуострова и считал, что в мире не найти края более красивого, чем Север. Собственно, и на его картинах в основном отражена как раз северная природа – заполярные сопки, скалы Шпицбергена, полярное сияние над Мурманском. Картины эти папа обычно дарил друзьям, коллегам, родственникам.
Открыв для себя еще один талант своего преподавателя, я приятно удивилась его художественным работам. Тонкие и ровные мазки передают практически фотографическое сходство с видами, родными каждому северянину. Оказывается, в детстве Александр Порцель учился в художественной школе и пронес любовь к творчеству через всю жизнь.
– Со школьными рисунками папы, кстати, связана забавная история, – добавляет Николай. – Он как-то отправил рисунки на конкурс, который проводил музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово». Занял призовое место, получил в подарок книгу. И внезапно около года или двух лет назад с нами связалась директор этого музея. Оказалось, рисунки с того конкурса до сих пор хранятся в фонде «Мелихово», а потому там решили выяснить судьбы детей, которые тогда участвовали в конкурсе. Вот такой мы получили своего рода привет из прошлого.
Жизненные принципы
На вопрос ведущей в упомянутом ранее интервью на «Большом радио» о том, что хороший преподаватель должен делать в первую очередь, Александр Порцель лаконично ответил: «Я не буду изобретать велосипед, а скажу то, что сказал Ключевский, наш великий историк: «Он должен любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь». А после добавил, что учитель не имеет права на многое, в частности, не уважать своего ученика, каким бы он ни был человеком. Александр Константинович соблюдал эти принципы не только в работе.
– Папа умел находить общий язык, кажется, со всеми, – отмечает Николай Порцель. – Мне очень сложно представить человека, при общении с которым папа не нашел бы интересной и увлекательной темы для разговора. В этом тоже проявлялась его особенная черта – как в делах он не мог относиться к чему-либо поверхностно, так и в общении с людьми он всегда старался понять каждого человека. И никогда не смотрел ни на кого свысока. В каждом человеке папа стремился увидеть в первую очередь личность. Личность уникальную и бесценную…
Александр Константинович Порцель оставил о себе добрую память и ценное научное наследие. Его труды по истории, геополитике и международным отношениям, несомненно, послужат отправной точкой для новых исследований.
Констанция БОГУСЛАВСКАЯ.
Фото из личного архива Николая ПОРЦЕЛЯ и с сайта МАУ.