Как узнать, признан ли дом аварийным? Можно ли запретить сделки со своей квартирой, находясь в другом городе? Где и как забрать не полученные вовремя документы на недвижимость? На эти вопросы ответили специалисты регионального Управления Росреестра.
«ЗАБЫТЫЕ» ДОКУМЕНТЫ
Подскажите, пожалуйста, где хранятся не полученные вовремя документы после регистрации и как их получить?
Анна Николаевна,
г. Мурманск.
Как пояснили в региональном Росреестре, для оказания услуг ведомства по регистрации прав и кадастровому учету жители могут подать соответствующие документы в МФЦ. По результатам оказания госуслуги документы, подлежащие выдаче заявителю, находятся на хранении в этом же МФЦ в течение 45 календарных дней со дня поступления из Росреестра. Получить их можно без дополнительных заявлений.
Невостребованными считаются документы, не выданные заявителю в этот срок. Спустя 45 дней они передаются из МФЦ на хранение в филиал ППК «Роскадастр» по Мурманской области. Получить их можно при личном обращении в офис Роскадастра по адресу: Мурманск, улица Полярные Зори, 44. Также на платной основе можно оформить курьерскую доставку одним из способов:
- с помощью сервиса Роскадастра svo.kadastr.ru;
- текстовым сообщением в Telegram на номер +7 (921) 510-93-74;
- по адресу электронной почты: filial@51.kadastr.ru;
- по телефону 8 (8152) 40-30-12;
- в группе в социальной сети «ВКонтакте».
СДЕЛКИ ПОД ЗАПРЕТОМ
Мне нужно подать заявление о запрете сделок с квартирой без моего участия, но нет возможности прийти лично, так как на несколько месяцев уехала в другой регион. Можно ли это сделать удаленно? Если да, то что для этого нужно?
Екатерина Р.
В региональном Росреестре пояснили, что получить услуги ведомства можно в электронном виде, не выходя из дома. В частности, через портал госуслуг можно подать заявление о запрете совершения действий с недвижимостью без личного участия и о снятии такого запрета. Также принимаются электронные заявления на регистрацию возникновения права на недвижимость (в отношении объектов, сведения о которых есть в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и на исправление ошибок в ЕГРН.
Как отметила руководитель Управления Росреестра по Мурманской области Анна Бойко, с 2014 года от мурманчан поступило более двух с половиной тысяч заявлений о невозможности сделок без личного участия. Это позволяет защитить свою собственность от мошенников. Раньше подать такое заявление можно было только через МФЦ. Теперь это можно сделать удаленно через госуслуги, что существенно экономит время заявителя.
Перед отправкой заявление нужно подписать в приложении «Госключ» с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) – на это есть 24 часа. Для получения доступа к сервису необходима подтвержденная учетная запись на госуслугах. Сертификат УКЭП оформляется бесплатно непосредственно в приложении «Госключ». Электронная подпись «Госключа» равна собственноручной и одобрена законом. В Росреестре рекомендовали воспользоваться инструкцией на сайте госуслуг или при скачивании приложения «Госключ» – там подробно описаны все этапы и возможные варианты регистрации.
Заявления, поданные таким образом, будут рассмотрены Росреестром в установленный законом срок. Результат оказания государственной услуги придет заявителю в личный кабинет на портале «Госуслуги».
ПРОВЕРИТЬ ДО ПОКУПКИ
Подскажите, пожалуйста, как узнать, признан ли дом аварийным? Дело в том, что я собираюсь купить квартиру в «деревяшке», но ее статус точно не знаю.
Наталья Сергеевна.
В региональном Росреестре пояснили, что сейчас органы государственной власти и местного самоуправления обязаны направить в регистрирующий орган для внесения в ЕГРН сведения о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также о признании жилого дома либо жилого помещения непригодным для проживания.
Решения о признании многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции принимают органы местного самоуправления, и хотя эта информация и размещается в Интернете, разобраться в ней бывает сложно. Не каждый покупатель квартиры сможет найти актуальный нормативный акт, результаты экспертизы и соотнести эти сведения с конкретным объектом.
Теперь же муниципалитеты сами направляют данные об аварийности для включения в ЕГРН, а получить выписку оттуда может любой желающий. Тем самым покупатель недвижимости защищен от приобретения жилья в аварийном доме либо в доме, непригодном для проживания. Узнать о таких объектах можно, заказав выписку из ЕГРН через офис МФЦ, на портале госуслуг или на официальном сайте Росреестра.
Проверить наличие в ЕГРН сведений об аварийности здания можно и с помощью Публичной кадастровой карты. Для этого в строку поиска следует внести вид объекта, а также кадастровый номер или адрес дома.
Любой вопрос, связанный с государственной регистрацией прав на недвижимость и сделками с ней, можно задать специалистам Управления Росреестра по Мурманской области через «Вечерний Мурманск». Обращения принимаются по электронной почте: elenagribova1989@icloud.com.
В теме письма желательно сделать пометку «Вопрос Росреестру». Ответы будут опубликованы на страницах «Вечерки».
Подготовила Елена ГРИБОВА.
Фото из архива редакции и открытых Интернет-источников.