Сразу три августовские выставки встретят возвращающихся из отпусков горожан. Мурманский городской выставочный зал посчитал необходимым добавить в палитру летних впечатлений абсолютно разноплановые эмоции и увлечь вчерашних безмятежных отпускников вдохновенным творчеством. А кого-то, возможно, и заставить взяться за кисти. Ну или расчехлить фотокамеру.
Ностальгический привкус
Одна из экспозиций – «Русская глубинка» (0+) глазами заполярного фотографа Артема Коржукова. Она размещена на самой, пожалуй, популярной творческой площадке мурманского городского выставочного зала – в помещении второго этажа гостиницы «Азимут».
Самая «холодная» точка на этой выставке – работа с говорящим названием «Минус 28 градусов». А еще есть «Вьюга», «Сугробы в феврале», «Дождик за окном», «Весенний прилив» и «Легкий ветерок». Однако, несмотря на то, что фотографии посвящены разным временам года, все они вызывают одинаково теплые чувства. Их герои – деревенские и сельские деревянные дома и домишки, где-то по уши занесенные снегом, а где-то с пустыми глазницами выбитых окон – неизбежно напоминают картинки из прошлого. Кто-то, как я, вспомнит старый Мурманск с заваленными снегом частными деревянными домиками, которые, казалось, не унесло вьюгой только потому, что они крепко привязаны к небу, как шарфом, дымом из печной трубы. А кто-то увидит в этих улочках образы бабушкиной деревни, в которой когда-то дни и ночи напропалую проводил босоногое лето. И почувствует ностальгический привкус.
«Русская глубинка» Артема Коржукова – это пропуск в прошлое, которое смотрит с его фоторабот откровенно и непредвзято, без лукавства современных благ цивилизации. Деревянные ступени, стены, крыша. Печная труба. Занесенные снегом окошки. И это все. Остальное – лишнее.
Шутливая реплика
Экспозиция «Акварельные истории» (0+) Елены Исаевой «прописалась» в новом помещении городского выставочного зала на улице Челюскинцев, 27. После ее посещения выйти оттуда таким же человеком, каким был до этого, невозможно.
Феноменальная магия присутствия в акварельных пейзажах, маршрут которых по-любительски хаотичен – от заполярной Териберки и бани на загородной даче до московской Лубянки – словно бы дарит незапланированное путешествие вместе с талантливым автором. Все акварели Елены Исаевой удивительным образом пронизаны светом и зачастую юмором. Особенно запоминается классическая новогодняя повозка с Дедом Морозом и мешками подарков, олени которой, бессовестно отлынивая от праздничной работы, скрываются под сенью заброшенного здания. По нему, собственно, большинство посетителей выставки безошибочно определяют место действия. Шутливая реплика отнесена в адрес Териберки, где художница была впервые пять лет назад. И решила передать ей именно такой акварельный привет.
«Чудеса приходят в каждый дом» – это и название пейзажа, и оптимистичное утверждение. Ведь даже если твоя фасадная штукатурка давно облезла, а окна выбиты, у тебя невозможно отнять мечту о том, что когда-нибудь и на твоей заснеженной дорожке появится чудесная новогодняя повозка и сказочные олени заночуют в тени твоих стен.
Родное не забывается
Особую трогательность экспозиции придает факт того, что родившаяся и получившая азы начального художественного образования в Мурманске Елена Исаева давно, еще со студенческих лет, живет в Москве, работает в авиастроительной корпорации и не скрывает, что влюблена в российскую столицу. Но родное не забывается. И именно поэтому свою первую персональную выставку талантливая художница решила открыть в Мурманске, городе детства. А одним из самых душевных моментов, как говорит Елена, стало присутствие на «персоналке» ее первого наставника в изобразительном искусстве – известной мурманской художницы Анастасии Березы. И ее важные советы по творчеству.
В Мурманске Елена с супругом и трехлетней дочкой провела чуть больше недели. Вместе с отцом, который живет в Мурманске и увлекается туризмом, еще раз навестила Териберку. Призналась, что не ожидала от Мурманска такого фантастического сюрприза – почти тридцатиградусной жары нон-стоп.
Мурманская ретушь
– Думаю вскоре приехать в Мурманск еще, сейчас идут переговоры о моих выставках на других культурных городских площадках, – поделилась Елена Исаева ближайшими творческими планами с «Вечеркой». – Ведь родной город всегда остается внутри. И возможно, эта мурманская ретушь читается в моих сегодняшних работах, хотя сейчас я чаще всего рисую Москву и Подмосковье. В Мурманске я успела трижды побывать на пленэрах. Не сомневаюсь, когда выставлю свои работы в столице, москвичи познакомятся с мурманскими улочками и проспектами так же, как и мурманчане с московскими на моих акварелях.
Елена рассказывает, что причиной всплеска ее творческой активности в Москве стали ее муж и… декретный отпуск. Став студенткой Российского экономического университета имени Плеханова, детские мечты о творчестве Елена, казалось, надежно спрятала в дальний ящик. Однако, как выяснилось, ненадолго.
– Муж видел мои детские работы, понимал, как важно для меня и вдохновение, и творчество, – говорит художница. – И когда я находилась в декретном отпуске, полностью поддержал мое желание вновь заняться изобразительным искусством. Так родилась серия представленных мурманчанам акварелей. Надеюсь, что вскоре смогу ее дополнить впечатлениями от сегодняшнего Мурманска, из которого уезжала с легкой грустью.
Летай, как птица
Название третьей экспозиции, представленной в малом художественном зале на улице Октябрьской, 22 (0+), напоминает и стихотворную строчку, и духовный наказ. «Будь свободной, как ветер, летай, как птица, будь светом, и обретешь свой путь…» – эта фраза дебютантки мурманского городского выставочного зала
Натальи Вокуевой рассказывает не только о выставке, но и о самой художнице. Она поет, танцует и рисует под музыку Баха, Бетховена, Моцарта.
Говорит, что начала рисовать семь лет назад, вдруг почувствовав вдохновение. И не беда, что в активе творческой горожанки пока всего-то полтора десятка работ. Главное, что все они словно бы продиктованы ей в минуты позитивного настроя.
– Я никогда не посещала художественную школу, учусь рисовать самостоятельно методом проб и ошибок, – призналась Наталья «Вечерке». – Никогда не рисую с плохим настроением. Все мои работы созданы на позитиве, душевном подъеме, когда возникало одухотворение. Идея этой персональной выставки у меня родилась, когда я решилась поделиться своими рисунками с горожанами. И возможно, вдохновить кого-то из них так же, как я, взять в руки карандаш или кисть.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.