Концерт мурманского музыканта, известного как Mihael Smedsen в мурманском «Контейнер-холле» я слушала с улицы – казалось, что так музыка звучит объемнее. Время от времени ее пытались увезти за собой грузовые машины, а иногда перебивали звонки самокатов юных жителей Жилстроя. Рядом со мной пританцовывала до всего любопытная ворона. И еще одна очень романтичная такса, пришедшая вместе с хозяевами, чувственно качала ушами.
Все это создавало естественную уличную гармонию, которая присутствует на каждом концерте Михаэля Смедсена, уникального мурманского пианиста, исполняющего свою утонченную музыку в общественных пространствах – в скверах, на площадях, на морвокзале… Да бог его знает, где ему еще в голову взбредет провести свое выступление, на котором хочется смотреть на облака, на небо, на полеты птиц. И кажется, взлетать вместе с ними, пусть и в несбыточных мечтах.
Комфорт и нюансы
Наша беседа с Михаэлем началась с моего вопроса о его уникальности: пока другие так много говорят о массовой культуре, он без поддержки и финансирования, полностью за свой счет организовывает максимально доступные бесплатные концерты для горожан любых возрастов.
Причем исполняет фортепианную музыку на раритетных инструментах, которые восстанавливает, настраивает и транспортирует к импровизированной концертной площадке также сам, за свой счет.
– Я не зацикливаюсь, когда мне говорят о моей уникальности или об уникальности моего проекта, – говорит Михаэль. – Такие музыканты, как я, есть и в других городах. Что интересно – даже в Санкт-Петербурге, избалованном культурными событиями, у импровизированных концертных площадок фортепианной музыки останавливается довольно много прохожих, хотя, казалось бы, чем удивишь петербуржцев? Несмотря на большие расходы на транспортировку, я никогда не оставляю свой инструмент на улице. Недавно из соцсетей узнал, что в Челябинске оставленное на улице пианино сожгли. А в Санкт-Петербурге у уличного инструмента кто-то залил клавиши и крышку монтажной пеной. Еще в одном таком же печальном случае фортепианную клавиатуру разбили молотком.
– Михаэль, за летние месяцы у вас уже появилось довольно большое число поклонников, своя публика, которой нравятся максимально доступные уличные концерты. А что будет в холодные сезоны, например, зимой?
– У меня уже есть идея по реализации этого проекта зимой. Я, кстати, очень люблю полярную ночь. Пока размышляю над технической стороной вопроса, есть нюансы, которые необходимо продумать. В том числе и решить, как обеспечить максимально возможный комфорт зрителей.
Против шляпы
– А как появилась идея самих уличных концертов, да еще и настолько трудоемких в организации – фортепианных?
– Идея появилась спонтанно. Что предшествовало ходу моих мыслей, сейчас, пожалуй, даже не вспомнить. Но впервые в общественном пространстве я сыграл на рояле за границей, где бывал по работе. Как-то в зарубежном аэропорту увидел рояль, сел за него, начал играть, вокруг меня собралась публика, и я почувствовал ее нескрываемый восторг.
– Михаэль, давайте вспомним ваш дебют 9 сентября прошлого года в Центральном сквере Мурманска. О нем никто, кроме вас, не знал заранее. И тем не менее как только вы вместе с пианино «Беккер» неожиданно появились в сквере, тут же откуда-то взялась публика, до сих пор с восторгом отзывающаяся о ваших выступлениях.
– Да, именно так, все было неожиданно. В Мурманске до меня таких уличных выступлений никогда не было, во всяком случае, я не слышал об этом. И я действительно нигде не объявлял об этом концерте, на то были основания.
С тех самых пор все мои уличные концерты проходят на абсолютно безвозмездной основе. Я не получаю на них никакого финансирования, за редким исключением, когда мне могут оплатить транспортировку пианино, работу грузчиков. Обычно я трачу на это свои средства, и это довольно большая сумма. Плюс также довольно затратная настройка инструмента.
Были предложения ставить на концертах, как это делают, пожалуй, все выступающие на улице музыканты, условную шляпу для сбора средств, которые могут хотя бы частично окупить расходы. Но я против этого.
Ушел в пустоту
– Михаэль, чем вы занимались до того, как вышли с пианино на улицу?
– Долгое время занимался международной экономической деятельностью. А затем вдруг понял, что это не то, чем бы я хотел заниматься, и ушел в пустоту.
Сейчас у меня есть ряд сторонних проектов, которые являются статьей дохода, позволяют мне что-то заработать и при этом уделять больше времени творчеству.
– С чего вы начали свою необычную концертную деятельность?
– Я начал с того, что обращался к разным должностным лицам. Но никому моя идея не показалась интересной. Путем долгих переписок с различными ведомствами я получил разрешение на проведение уличных концертов в прошлом году. А в этом году разрешение было аннулировано из-за возросшей напряженности и сложившейся ситуации в стране.
И вот месяц назад я получил разрешение на уличные выступления уже от другого ведомства. В мурманском «Контейнер-холле» прошел уже мой пятый концерт в общественном пространстве. Еще дважды не так давно выступал с коллективом «Джек скоро будет» в мурманском городском выставочном зале и у Дворца культуры и народного творчества имени Кирова.
– Михаэль, вы талантливый, неженатый, фактурный, красивый молодой человек. После концертов девушки, поди, атакуют?
– Не без этого. А вообще, любому артисту приятно, когда его творчество оценивают, и внимание поклонников, разумеется, вдохновляет.
– Один из ваших самых обсуждаемых концертов прошел на морвокзале. Почему вы именно его выбрали для концертной площадки? Можно сказать, что это ваше самое любимое место?
– Какого-то одного любимого места в Мурманске у меня, пожалуй, нет. Я очень люблю свой город, и сказать, что я люблю что-то одно больше, а что-то другое меньше, невозможно. Хочется творчески подойти к выбору площадки, и, на мой взгляд, в случае с морским вокзалом это получилось удачно.
Мечта
– Михаэль, какую музыку вы любите слушать дома?
– Ту, в которой есть потребность здесь и сейчас, в данный момент. Это как организму в определенное время нужен какой-то свой витамин или микроэлемент. И в музыке у меня такая же потребность. Например, люблю слушать радиостанцию «Радио джаз».
– Вы и на концертах в том числе играете джаз, импровизируете. И ваши поступки позволяют предположить, что вам близка импровизация и в жизни – вот бросили же международную экономическую деятельность и ушли на улицу играть на пианино… Это ведь так?
– Есть люди, которым нравится жить по определенному шаблону, они заранее продумывают следующий ход, просчитывают все наперед. В моем случае мне более близка импровизация, хотя я не могу сказать, что планирование – это не про меня.
– Михаэль, вы на концерте в «Контейнер-холле» рассказывали, что в детстве не хотели заниматься музыкой. И теперь очень благодарны родителям, что они вас все же заставляли это делать. Родители бывают на ваших уличных концертах?
– Мои родители, кстати, были на концерте в «Контейнер-холле». Я им действительно очень благодарен. И уже не раз сказал об этом.
Ну, конечно, в детстве не хочется заниматься музыкой. Вот представьте: лето, жара, друзья зовут кататься на велосипеде или играть в футбол. А я только закончил читать из списка по литературе, заданного на лето, книгу. А тут еще надо разучивать музыкальное произведение, сначала «разучивать» правую руку, потом – левую, затем это нужно совместить и ускорить. Это довольно трудоемкое занятие и очень ответственное, ведь в сентябре надо показывать это произведение преподавателю.
Разумеется, мне это не нравилось.
– У вас есть мечта?
– У меня мечта, на мой взгляд, довольно приземленная – записать альбом, над которым сейчас работаю. В него войдут песни моего собственного сочинения. Три из них уже записаны, причем «Электричка» – с детским хором третьей мурманской музыкальной школы, которую я окончил. Сделать запись с хором мне очень помог мой друг, преподаватель этой школы Андрей Чулей.
Запись альбома, как незавершенное дело, пока не дает мне покоя. Сейчас всеми силами стараюсь двигаться вперед, к финалу, и это доставляет мне большое удовольствие.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото из личного архива Михаэля Смедсена и из его сообщества в социальной сети «ВКонтакте» .