Все, кто знает Ирину Ускову, в один голос утверждают, что главное в ее жизни – дети. Больше трех десятков лет она посвятила руководству одной из крупнейших школ Ленинского округа, став для сотен юных мурманчан настоящим наставником и проводником в большой мир. А в 2017 году, будучи избранной в городской Совет депутатов, Ирина Акиндиновна взяла под крыло всех жителей пятого избирательного округа. Как раз тогда, шесть лет назад, мы впервые встретились с Ириной Усковой для неформального интервью на ее кухне. И до сих пор оно вспоминается с теплотой, ведь приняла журналистов тогда еще новоиспеченный депутат как родных: за накрытым столом и с душевными разговорами. И теперь, в Год педагога и наставника, состоялась наша очередная встреча. Как не перегореть, тридцать лет проработав на одном месте? Что помогает сохранять гармонию в большом коллективе? И как со временем меняются наказы жителей Ленинского округа? Обо всем этом Ирина Акиндиновна рассказала в интервью «Вечернему Мурманску».
От учителя до директора
– Ирина Акиндиновна, каждый раз вижу вас и изумляюсь: насколько же человек на своем месте – и как директор школы, и как депутат. Мне известно, что вы не из учительской семьи. Расскажете нашим читателям, какие пути привели вас в педагогику.
– С самого детства все мои учителя твердили мне, что я тоже должна стать учителем. В мои школьные годы классы делили на группы, где были и отличники, и хорошисты, и троечники. И мы все вместе проверяли тетради, домашние задания, обязательно после уроков помогали тем, кто что-то не понял. И учителя отмечали, что у меня это хорошо получается. А сама я, будучи школьницей, мечтала о науке, хотела быть ученым. Но в конечном счете все же выбрала педагогику. После окончания школы в Мончегорске я поступала в Москву и Ленинград, но не сложилось – совсем немного недобрала по баллам. Так я стала студенткой мурманского педагогического института. Окончив его, три месяца трудилась учителем в Мончегорске, затем ушла в декрет, а после устроилась на работу в мурманскую школу № 48 (ныне – № 41).
– Наверняка у вас осталось много воспоминаний о том времени. Быть может, помните свой первый урок?
– В мурманской школе мне сразу дали три восьмых класса, которые по тем временам были выпускными. И я никогда не забуду первый урок: стоило мне отвернуться к доске, как дети начинали галдеть кто во что горазд, но как только я поворачивалась лицом к классу, замолкали и принимали благообразный вид. Тогда многим педагогическим приемам меня научили старшие коллеги. Моим основным наставником была учитель математики, но помогали и другие замечательные педагоги. Их ценные советы я запомнила на всю жизнь и, наверное, стала тем, кем являюсь, во многом благодаря этому наставничеству. И вот спустя четыре года работы в 48-й школе меня приглашают перейти в качестве заместителя директора в школу № 5.
– Приятное повышение для молодой учительницы. Вы сразу приняли предложение или что-то все же останавливало?
– Что вы, я категорически не хотела! Ведь в тот год я организовала клуб интернациональной дружбы в 48-й школе, у нас с ребятами было множество планов. Я понимала, как это интересно детям, поскольку в свои школьные годы была президентом городского клуба интернациональной дружбы в Мончегорске. Конечно, хотелось это возродить. Но я ведь из того поколения, в котором, если партия сказала: «Надо!», комсомол ответил: «Есть!». А в те времена я как раз была комсомолкой. Мне дали день на размышление. Я спросила совета у мамы, и она ответила, чтобы я шла работать завучем, а она будет помогать с детьми. Так, завучем в школе № 5 меня назначили в ноябре 1986 года. С 1991 года я уже исполняла обязанности директора, а в 1992-м была им официально назначена. К слову, я принимала на работу практически весь коллектив, сейчас работающий в школе, кроме одной учительницы.
Школа – живой организм
– Уже больше тридцати лет вы бессменно возглавляете 5-ю школу. Что самое сложное в руководстве большим коллективом?
– В любой неоднозначной ситуации я всегда за диалог. Важно сесть, спокойно выслушать мнения сторон. Как правило, в этом разговоре и рождается истина. В целом учительское сообщество сейчас изменилось: молодежь, которая к нам приходит, самостоятельна и не слишком склонна к выстраиванию доверительных отношений с коллегами. А в 90-е годы, к примеру, когда были трудности с зарплатами, мы жили буквально одной семьей: делились крупами, одеждой и, конечно же, личными переживаниями. Сегодня этого уже гораздо меньше. Но мы все равно стараемся помогать. К сожалению, не все молодые специалисты, которые к нам приходят, остаются надолго. Ведь работа в школе – это тяжелый труд, и не все к этому готовы. Но мы надеемся, что новые меры поддержки педагогов привлекут к нам выпускников профильных вузов. Я уверена, что каждый молодой учитель может в перспективе привнести что-то новое в нашу систему, ведь школа – это живой организм.
– Работа с детьми предполагает стопроцентную отдачу, не говоря уже об административной нагрузке. Как удается не перегореть?
– Я человек, который загорается всем новым, но при этом столько лет нахожусь на одном месте, потому что в нашу систему образования постоянно приходят новшества. Кроме того, меняются и сами дети: выпускники покидают школу, а уже в сентябре мы знакомимся с первоклашками и встречаем после каникул учеников, которые так выросли за лето. И каждый ребенок – открытие! Поэтому сейчас я нахожусь в огромном предвкушении первого сентября. Я каждый день жду встречи с нашими ребятами! А с выпускниками у меня отдельная любовь. Я всегда радуюсь, когда встречаю их на улице. Кстати, начиная еще с 80-х годов у меня появился любимый день – день выборов. И дело не в том, что я сама депутат, – им я стала намного позже.
– Казалось бы, голосование в школе – наоборот, дополнительная головная боль для директора: нужно подготовить помещения, организовать все процессы…
– Это уже давно привычно. А важно для меня то, что на голосование в школу приходят все: выпускники, их родители, бабушки и дедушки, бывшие учителя. И я всегда ждала их в этот день, а встретившись, мы делились новостями и, конечно же, предавались воспоминаниям. Но не только это. Когда я даже близко еще не была депутатом, ко мне обращались с разными житейскими чаяниями, в том числе с коммунальными проблемами. А в то время не было множества управляющих компаний, как сейчас, – всего два ЖЭУ на весь микрорайон. И мы с ними сотрудничали: когда-то они приглашали наших детей на субботники, а когда-то мы просили поделиться инвентарем. Я знала всех дворников и мастеров, поэтому мне было несложно попросить их о содействии, хоть это и не было моей обязанностью. По сути, и сейчас, работая депутатом в округе, я во многом выполняю те же наказы, которые давали родители и раньше. Только теперь примерно три четверти жителей моего избирательного округа – это наши выпускники и их родители, и еще одна четверть – люди, с которыми я не была лично знакома.
Потребность помогать
– Когда вы только стали депутатом, я спрашивала вас о политических амбициях. Тогда вы признались, что у вас их нет. Что-то изменилось с тех пор?
– Мне нравится общественная работа в Совете. А политических амбиций у меня, и правда, до сих пор нет – просто хочу быть полезной окружающим. Даже на бытовом уровне – разнять мальчишек в драке, помочь подняться упавшему на улице, да и просто дать совет тому, кто о нем просит. Все это про меня. Такая вот не до конца реализованная потребность помогать и вылилась в мое депутатство. Но работа депутата – это ведь не только общение с избирателями. Также я вхожу в состав нескольких постоянных комиссий горсовета, которые предварительно рекомендуют к принятию те или иные важные инициативы в разных сферах городской жизни. Поначалу мне помогали вникнуть в эту работу коллеги по депутатскому корпусу, а сейчас, спустя шесть лет, я уже и сама могу дать совет молодому поколению депутатов, если они попросят. Но это не отменяет того, что депутат, неважно насколько он опытный, постоянно должен расширять свои компетенции, ведь жизнь вокруг нас непрерывно меняется.
– Как изменилась обстановка в округе за шесть лет? С какими наказами люди обращались в начале вашего депутатства и с какими сейчас?
– Поначалу жители часто просили о помощи во вступлении в программу «Формирование комфортной городской среды» (ФКГС). Многие люди просто обращались за подсказкой, куда подать заявление, написать письмо в той или иной ситуации. Но подавляющее большинство сигналов все-таки было связано с состоянием дорог, кровель, подъездов, а также освещением придомовых территорий. В последние годы стало гораздо меньше жалоб на управляющие компании. Во-первых, очень много было сделано и продолжает делаться по программе ФКГС. Мы, депутаты, сопровождали людей на всех этапах – от подачи заявления на участие в программе до приемки готового двора. Управляющие компании в последние годы тоже стали более заинтересованными и деятельными. Очевидно, что контроль за ними усилился. Кроме того, сами горожане стали более информированными и активными, ведь развитие получили соцсети и сервисы госуслуг. Теперь люди могут обращаться в профильные ведомства напрямую. Во многих домах активные жители создают чаты, где соседи общаются между собой и сообща решают проблемы. Все это привело к тому, что массовых жалоб, касающихся коммунального хозяйства, уже нет. При этом мурманчане остаются неравнодушными, замечают то, что их окружает, и сигнализируют нам, когда это нужно.
Беседовала Елена ГРИБОВА.
Фото из архива Ирины УСКОВОЙ.