В этом году мурманским барышням из культурного центра «Узбекистан» перед девичником в честь праздника Навруз впервые пришлось отпрашиваться из дома на всю ночь! Ну шутка ли – чтобы приготовить обязательное праздничное блюдо сумаляк, необходимо не менее 12 часов. При этом рядом с большим котлом, в котором варится это воистину легендарное узбекское блюдо, нужно и петь, и танцевать. Да еще и успевать ежесекундно размешивать содержимое котла! Поэтому приготовить сумаляк под силу только хотя бы небольшой поварской бригаде, чтобы узбекские девушки могли сменять друг друга у очага.
Концерт на кухне
И праздничное блюдо, и ночной 12-часовой концерт у котла на кухне ресторанчика в торговом центре, без преувеличения, удались на славу! Это могут безоговорочно подтвердить 53 мурманские узбечки, собравшиеся за одним столом на девичник в честь прихода весны и Нового года в мусульманском мире.
Для теплолюбивых узбеков, живущих на макушке планеты в Мурманске, значение этого праздника переоценить невозможно. Так же, как и его традиционного, трудоемкого в изготовлении блюда сумаляк из пророщенных зерен пшеницы и муки, которое, несмотря на отсутствие сахара, в процессе многочасовой варки приобретает карамельный цвет и очень сладкий вкус. Есть секрет – чтобы сумаляк не пригорел, на дно котла кладут нечищеные грецкие орехи или попросту небольшие камешки. Это блюдо для узбеков – как треска для северных поморов. Оно спасало от голода в неурожайные годы и известно с незапамятных времен как одно из самых полезных для здоровья, особенно женского.
Мурманскому культурному центру «Узбекистан» отметить праздник, скрупулезно следуя национальным традициям, удалось впервые. Ведь и сам узбекский культурный центр в Мурманске существует всего-то несколько лет. Однако, несмотря на это, он уже успел заявить о себе и социальными проектами помощи медикам и волонтерам во время карантина, выездными концертами с угощением узбекским пловом сотен рабочих Белокаменки всех национальностей и весьма колоритными выступлениями на мурманских фестивалях дружбы.
К слову, после таких выступлений виртуозные исполнители мелодий на национальных струнных инструментах – дойре и торе – Бобир Кенжаев и Бобур Жуманийозов, считай, в одночасье стали любимцами мурманской публики. А вокалист Сарварбек Рахмонов заслужил титул одного из лучших голосов мурманской национальной сцены.
Счастливая Фарида
Руководитель узбекского культурного центра Фарида Насирова приехала в Мурманск несколько десятилетий назад – в январе 1982-го. Говорит, что никогда не забудет этот день!
– Я была настолько счастлива, что не заметила ни зимней темноты, ни холода, ни сурового климата, – вспоминает она. – Мне было от радости светло и тепло. Из Ташкента до Ленинграда летела самолетом. А до Мурманска добиралась на поезде. На вокзале меня встречал муж Магометали Насиров, который к тому моменту уже три года ходил в море газоэлектросварщиком на судах «Севхолодфлота». Муж был азербайджанцем, я познакомилась с ним совершенно случайно на Северном Кавказе в Пятигорске на рынке, когда была там в отпуске с отцом и подругой. Магометали отдыхал в Кисловодске и также совершенно случайно заехал с другом, тоже мурманским моряком, на рынок. Там мы и встретились. Познакомились, разговорились. Магометали красивый был такой, как Радж Капур. Еще и в фирменных джинсах. Взял мой телефон. И начал мне названивать в Узбекистан. А я была молоденькая, активная, огонь. И когда он стал настойчиво звать меня замуж, я решила: выйду. В Мурманске я тут же начала искать себе работу. Узнала, что охотно берут на рыбокомбинат, да еще и дают прописку. Тогда же, в советские времена, без нее было почти никуда не устроиться! Помню, на рыбокомбинате девушка в отделе кадров сказала мне: «Да вы сначала сходите в третий коптильный цех, посмотрите хоть, где вам придется трудиться». А я тут же ответила: «Не надо мне смотреть, я на все согласна. Дайте мне направление, и я пойду работать». И вскоре от рыбокомбината нам с мужем дали комнату в общежитии на улице Зои Космодемьянской, 5. Так у нас, к нашей великой радости, появилось свое жилье.
Многонациональный дом
Сорок лет назад Фарида Насирова была единственной узбечкой в Мурманске. Ей тогда и в голову прийти не могло, что когда-нибудь здесь, на макушке планеты, появится свой узбекский культурный центр, а она станет и его основательницей, и его рулевой!
Дружелюбие Мурманска и его способность объединять людей разных национальностей и вероисповеданий Фарида считает уникальной особенностью самого большого города за Полярным кругом.
У семьи Насировых в Мурманске сразу появилось много друзей, все они были разных национальностей – русские, украинцы, евреи, грузины, азербайджанцы. А поскольку в советские времена, как сейчас, национальных общественных организаций не было, горожане все организовывали сами, по-дружески – ходили и на азербайджанские национальные праздники, и на еврейские, и на грузинские.
– Мы все, мурманчане, общались, дружили независимо от национальностей. Мне кажется, Мурманску всегда были присущи и человеческое тепло, и доброжелательность, и умение дружить. Это наш многонациональный дом, уникальный в этом смысле город. Может быть, даже единственный такой во всей России, – говорит Фарида.
Магия Севера
Замечено, что приезжие из Средней Азии адаптируются к Мурманску лет за пять. То есть после этой пятилетки южане, как правило, уже не хотят возвращаться на родину, потому что менталитет изменился, можно сказать, обрусел.
Фарида рассказывает, что как-то была на родине в Узбекистане, встретилась там с парнем, которого хорошо знала в Мурманске. Он долго работал мясником в магазине «Евророс», потом окончил курсы по изготовлению суши. А сейчас в Ташкенте открыл небольшую сеть ресторанчиков и работает там шеф-поваром. Он очень обрадовался встрече с мурманской «землячкой», накрыл шикарный стол! До сих пор пишет ей письма из Ташкента, спрашивает, как в Мурманске дела, рассказывает, что очень скучает по уникальному заполярному городу. Даже уехавшие из Кольского Заполярья узбеки говорят, что с мурманской закалкой расстаться невозможно, она остается навсегда.
А еще узбеки говорят, что Мурманск для тех, кто тут прожил хотя бы несколько лет, становится своеобразным городом-компасом. И что существует магия Севера, которая не отпускает, и где бы ты ни был, тянет обратно.
Фарида знает немало узбеков, которые, уехав на родину, понимали, что сердце рвется от тоски по городу на макушке планеты. И, несмотря на южное солнце, возвращались в холодные сопки.
Стопроцентные мурманчане
По данным Мурманского регионального центра национальных культур «Содружество», сейчас Узбекистан по количеству мигрантов в Россию в целом, и в Мурманск в частности, занимает одно из первых мест. Из всех республик бывшего Советского Союза там самая высокая плотность населения. И очень высокий показатель трудоспособного населения. А работы не хватает, особенно в сельской местности. Поэтому в Мурманск едут в основном сельские узбеки.
По статистике, в Мурманском регионе сейчас свыше восьми тысяч узбеков, и больше половины из них живут в Мурманске. Они заняты во всех сферах деятельности.
И если в советские времена в Мурманск зачастую ехали за длинным рублем, то есть основную роль играла величина зарплаты, то теперь, к примеру, для представителей Средней Азии не менее важно то, как к ним будут относиться.
– Сейчас большую роль играет молва, – поясняет Фарида Насирова. – Кто-то пишет на родину: «Приехал в Мурманск, обустроился, тут хорошо, хорошее отношение к людям всех национальностей». И действительно в Мурманске очень хорошо. В сравнении с другими городами – этой рай земной. Если у тебя все в порядке с документами, ты соблюдаешь российские законы, то никаких проблем у тебя не будет. У нас Мурманск – «прозрачный» спокойный город, в том числе и в решении мигрантских вопросов. Потому сейчас в Мурманск часто едут вслед за родственниками. Девчонки приезжают, тут замуж выходят. А парни женятся. Здесь находят друг друга. И за узбеков замуж выходят, и за представителей других национальностей. Чаще – за азербайджанцев, таджиков. Например, в техникуме вместе учились, влюбились, решили создать семью. И навсегда остаются в Мурманске. А бывают истории, когда узбекские семьи в Мурманске женят между собой своих детей. У нас рано замуж выдают – в 21, в 22, от силы в 23 года. Я знаю две узбекские семьи, в одной из которых несколько сыновей, а в другой – дочки. И родители говорят сыновьям: «Зачем нам ехать в Узбекистан невест искать? Вон посмотрите, какие чудесные узбекские барышни подрастают у друзей!». Спрашивают у детей, нравятся ли им подобранные в пару невесты и женихи, а потом сватают. И играют свадьбы. Дети у таких пар рождаются мурманчанами уже на все сто процентов!
Звезда коптильного цеха
До своего приезда в Мурманск Фарида окончила Ташкентский институт культуры, после работала ассистентом режиссера на Ташкентском телевидении. И в коптильном цехе мурманского рыбокомбината тут же стала звездой! Узнав, что новенькая узбечка поет и играет на музыкальных инструментах, коллеги попросили ее, так сказать, продемонстрировать таланты – выступить на одном из праздников. Она до сих пор вспоминает, как в свой концертный дебют на мурманском рыбокомбинате исполняла знаменитую «Катюшу» и узбекскую народную песню «Наманганские яблоки», куплет на узбекском, куплет на русском.
Ее обаянию попросту нельзя было не поддаться! Когда выяснилось, что Фарида еще в Узбекистане научилась водить машину и получила права, ее пересадили на автокар, который возил ящики с рыбой и аккуратно складывал их в стопки. И все тут же забыли, что поначалу у новенькой никак не получалось выкладывать мойву на конвейер ровными рядами.
А в лихие 90-е, во времена так называемой перестройки, она стала одной из первых мурманчанок, кто рискнул заняться торговлей на стихийных уличных рынках. Волокла коляски с тюками товара, купленного на оптовых рынках в Москве или Петербурге. Начинала торговать с самого раннего утра и не уходила до последнего покупателя. Надо было действовать шустро – и чтобы успеть найти удобное место, и чтобы продать товар.
Широкая душа
Муж тогда трудился в ЖЭУ, ему необходимо было отработать 10 лет, чтобы получить право приватизировать служебную квартиру на улице Капитана Орликовой.
– Дети были маленькими, надо было их растить. Ни бабушек, ни дедушек не было, мне некому было помочь, я все делала сама, – вспоминает Фарида. – В магазинах продуктов не было. Дочка лет с семи училась стоять в очередях – ждать, что привезут. Такое было время сумасшедшее. Помню, маленькому сыну говорю: «Чего не спишь? Ложись спать! Завтра в садик вставать рано!». А он отвечает: «Нет, я спать не буду. Горбачева буду слушать». Михаил Горбачев тогда постоянно выступал по телевизору, его даже дети слушали.
Мужа Фарида уже похоронила. Дети выросли, женившийся не так давно сын того и гляди подарит любимой маме статус бабушки. А она все так же, как когда-то, больше сорока лет назад на перроне мурманского вокзала, позитивным настроем и веселым блеском в глазах напоминает ту молоденькую бесстрашную узбекскую барышню. И бережет в своей по-мурмански широкой теплой душе любовь к холодному заполярному городу на макушке планеты.
Уж она-то, как никто другой, знает, что Мурманск закаляет. И кому он подходит, а кому – нет.
– Да, здесь холодно, зато люди – открытые, теплые, добрые, – говорит Фарида. – Мне очень нравится по-человечески теплое отношение мурманчан к мигрантам. Часто слышу от горожан сочувствие к ним, их жалеют, стараются поддержать, сказать в их адрес что-то доброе. Узбеки видят это отношение, чувствуют его. И это меняет человека. Заставляет его тоже быть добрее, теплее. Я считаю, что Мурманск – это моя родина, мой любимый город. Я себя вообще не могу отделить от него. Здесь родилась моя семья, здесь появились на свет и выросли мои дети. И здесь моя судьба.
К ТЕМЕ
Навруз – праздник весны и нового года у иранских и тюркских народов. Традиция отмечать этот день восходит ко временам Ахеменидской империи. Навруз – праздник язычников, поклонявшихся огню, и не имеет никакого отношения к Исламу.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото из архива Мурманской общественной организации «Культурный центр «Узбекистан».