Мурманской городской общественной организации «Ветераны педагогического труда» исполняется 50 лет как раз в 2023-м – в Год педагога и наставника. Невозможно оставить без внимания это удивительное совпадение и не рассказать о северной педагогической элите, которая стояла у истоков сегодняшних успехов. Напомним, что только в прошлом году в Мурманске и регионе 17 ребят сдали ЕГЭ на 100 баллов и средний балл школьников Заполярья превысил общероссийский по восьми дисциплинам.
Сегодня «Вечерка» открывает серию публикаций о мурманских ветеранах педагогического труда, гордости заполярной столицы.
Творческий кружок
Учителей бывших не бывает. Они продолжаются в своих учениках. Ярко об этом свидетельствует богатый жизненный опыт мурманчанки, ветерана педагогического труда Алины Александровны Малышкиной.
Она проработала учителем русского языка и литературы более 20 лет. Ее уроки хорошо помнят мурманчане, учившиеся в школах № 12 и № 22. Многие из них до сих пор приходят к своей учительнице в гости, поздравляют, общаются, приглашают на важные семейные события. Вспоминая об этом педагоге, бывшие ученики неизменно с теплом говорят: «Нам посчастливилось учиться у Алины Александровны».
Она не только проводила уроки у старшеклассников, но и много лет вела внеклассную работу. Литературные кружки под ее кураторством вдохновляли многих ребят выбрать профессиональный путь поэтов и писателей или связать свою жизнь с творчеством. Алина Малышкина помогала детям выпускать школьную газету, руководила объединением «Школа передового опыта» Первомайского округа для школьных педагогов, получила звания «Старший учитель», «Учитель-методист» и «Отличник народного просвещения», а также – медаль «Ветеран труда».
Она тепло и с любовью вспоминает своих бывших учеников, по-прежнему называя их ласково, как родных: Аня Рыбина, Саша Еремеев, Леня Румянцев, Валера Бабурин… С ними связана не просто профессиональная жизнь, а много добрых и эмоциональных воспоминаний.
– В моей семье не было педагогов, – вспоминает учитель с уникальным багажом педагогического опыта. – Папа был военным, служил в органах НКВД, а мама немного поработала учителем начальных классов, а затем перешла на партийную работу и в основном трудилась в райкоме, а следом – в обкоме с Владимиром Птицыным. Я росла в очень хорошем окружении, у меня были такие интересные и целеустремленные друзья! Подруги собрались в педагогический институт поступать и меня позвали. И я решила пойти на историко-филологический. Я уже писала стихи, и мне это направление очень нравилось.
Любовь к поэтическому творчеству Алина Александровна сохранила на всю жизнь. И сейчас для всех своих друзей и знакомых она является любимым автором рифмованных строк. Она – активный участник и соорганизатор совместных литературно-музыкальных вечеров в областной научной библиотеке. И не только.
– Мой ученик Саша Еремеев ездил на Есенинский фестиваль представлять свои произведения, Аня Рыбина и еще четверо моих учеников в 1991-м участвовали в Иркутске во всероссийском литературном празднике, – рассказывает Алина Александровна. – Мы тогда привезли в Мурманск сувенир от организаторов – вазу. Многие ученики участвовали в литературных конкурсах. Когда я занималась с ребятами в школьном кружке, мы делали постановки по произведениям великих писателей. Эти выступления всегда были интересными и привлекали к нам многих новичков. Моя задача была не только научить детей, но и выявить среди них ребят с талантом и интересом к литературному творчеству. И директор школы № 12 Нина Алексеевна Грушанина горячо меня поддерживала. Она меня называла Огонек, потому что я была молодая, энергичная, много успевала организовать: литературные кружки, вечера с танцами, песнями, театральными сценками.
Глаза в глаза
И сейчас Алина Александровна вместе с коллегами продолжает делиться секретами педагогического мастерства с подрастающим поколением учителей, как, например, на апрельской встрече со студентами психолого-педагогического факультета МАГУ.
Главным секретом хорошего учителя Алина Малышкина считает доброе и уважительное отношение к детям.
– Мне кажется, важно отношение к ученикам, – говорит она. – На уроке никогда нельзя при всех позорить, если ученик написал на двойку, говорить, что он двоечник, ленивый. Ребенка нужно оставлять наедине и с ним говорить. Помочь ему, подсказать, как исправить. Нужно реже называть учеников по фамилии. Хоть это и трудно, нужно выучить имена своих учеников. Очень хорошо поздравлять их, если ты классный руководитель. Знать дни рождения, дарить небольшие сборники стихов и открытку с поздравлением в стихах. Я так делала, буквально папки создавала поздравительные. Собирала в них информацию об ученике за несколько лет, о самых ярких моментах школьной жизни. Многие выпускники едва ли не всю жизнь это хранят, берегут как память о детстве, о школьных годах. В начале уроков я проводила пятиминутки: читала отрывки стихов, а дети должны были отгадать автора. Кто отгадал, получал хорошую оценку в журнал. Чаще это были стихи наших мурманских поэтов.
Молодым педагогам Алина Александровна советует не читать с листа, не заглядывать в план урока, а общаться с детьми глаза в глаза и рассказывать наизусть. Важное значение имеет красивое оформление доски и наглядные материалы.
– Во время работы в школе мы покупали много картин с литературным сюжетом, портретов писателей, рисунков, связанных с биографией авторов, – вспоминает она. – И это притягивает внимание детей. А иногда вообще можно идти на риск. Был у меня ученик Леонченко, который однажды сказал: «Алина Александровна, а вам слабо поставить мне пятерку?». И я поставила как бы авансом. А на следующий день он пришел и рассказал наизусть стих, который не смог выучить вовремя! Он получил такой аванс и оправдал его. И несколько раз были такие случаи. Риск – благородное дело, если работаешь с детьми. И самое главное – доброе отношение. Даже самого хмурого и злого мальчишку можно разговорить. С добром возможно все.
Лирика в напутствие
Сейчас мурманчанин Валерий Васильевич Бабурин – председатель благотворительной организации помощи бездомным «Улица», которая помогает тысячам людей. Но для Алина Александровны он – все тот же Валера, у которого она была классным руководителем в школе.
По словам Валерия Бабурина, до прихода Алины Александровны в класс он был двоечником, прогуливал уроки, к высоким оценкам был равнодушен.
– Она была не просто учителем русского языка и литературы, но и поэтессой, писательницей, а еще – уникальной доброты и отзывчивости человеком, – рассказал Валерий Бабурин. – Конечно, она очень расстраивалась, когда приходилось лепить мне пары, и очень радовалась, когда я отвечал хотя бы на четверку.
Классный руководитель даже проводила парня в армию, по традиции вручив подарки: фотоальбом для армейских фотографий, книгу Ивана Бунина «Антоновские яблоки» и напутствие в стихотворной форме.
– Благодаря Алине Александровне, которая научила меня любить русскую литературу, я читаю уже долгие годы Чехова, Толстого, Достоевского, – делится Валерий Бабурин. – Окончил вуз и надеюсь, что приношу своим трудом на работе пользу мурманчанам.
Елена СТАНОВАЯ.
Фото из личного архива Алины Александровны Малышкиной.