Весной этого года мурманские автолюбители столкнулись с большим количеством ям и выбоин на проезжей части города. О том, по какой причине за зимний период образовалось такое количество дефектов и какие меры принимаются дорожной службой города по их устранению, рассказал директор Мурманского муниципального бюджетного учреждения «Управление дорожного хозяйства» Денис Евгеньевич Рысев.
Почему разрушается асфальт
– Как вы оцениваете ситуацию с ямами на дорогах Мурманска?
– Общая площадь дефектов асфальтобетонного покрытия в настоящее время составляет 30 тысяч квадратных метров – это довольно большой показатель, который на 40 процентов превышает уровень прошлого года. Мы действительно столкнулись с многочисленными разрушениями верхних слоев покрытия, такими как выбоины, просадки, проломы, сдвиги и волны, «гребенки», колеи, деформация люков. Производственной программой запланировано устройство 40 тысяч квадратных метров технологических карт, в которые будет укладываться асфальтобетонная смесь в рамках выполнения работ по ремонту. На эти цели запланировано существенное отвлечение рабочей силы предприятия, использование машин и механизмов, а также материалов.
– По каким причинам образуются ямы на дорогах?
– Дорога, или городская улица, проектируется с учетом перспективной интенсивности движения и состава транспортных средств, имеет предельно допустимые значения нагрузок на оси и общей массы транспортного средства. В зависимости от прогнозных значений транспортного потока рассчитывается оптимальная конструкция дорожной одежды. Дорожная одежда – это укрепленная конструкция, состоящая из слоев дорожно-строительных материалов, воспринимающая нагрузку от проезжающего транспорта и передающая ее земляному основанию с распределением по большей площади. Верхними слоями дорожной одежды являются слои асфальтобетона – это как раз то дорожное покрытие, которое все мы видим, двигаясь по асфальтированной дороге. Верхний слой асфальтобетонного покрытия воспринимает самые локально сосредоточенные и, соответственно, тяжелые нагрузки, которые ниже распределяются на менее прочные слои по принципу треугольника. Верхний слой асфальтобетонного покрытия проезжей части является самым часто заменяемым в конструкции дорожной одежды, поскольку именно он воспринимает максимально сосредоточенную нагрузку от транспорта.
Таким образом, возникновение дефектов асфальтобетонного покрытия обусловлено в первую очередь эксплуатационным воздействием на поверхность проезжей части автомобильного транспорта. В том числе существенный вред конструкции проезжей части наносится в результате проезда тяжеловесных автомобилей, интенсивность, общая масса или осевые нагрузки которых превышают установленные предельно допустимые значения. Кроме этого дефекты могут появляться в результате применения некачественных дорожно-строительных материалов и плохого отвода воды с поверхности проезжей части.
Также причиной быстрого возникновения многочисленных дефектов является накопленная усталость нижних слоев дорожной одежды и как следствие – потеря конструкцией общей несущей способности. Такая усталость возникает в результате «перепробега» нижних слоев дорожной одежды. Дело в том, что нормативный срок службы дорожной одежды городской улицы составляет не более 25 лет. По истечении этого срока конструкция дорожной одежды подлежит капитальному ремонту с полной заменой слоев. Внутри нормативного срока службы действуют межремонтные сроки, продолжительность которых составляет до 12 лет. При этом срок службы верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в городах устанавливается равным от четырех до шести лет в зависимости от категории улицы. Важно не только заменять верхний слой покрытия (слой износа), но и раз в 25–30 лет менять и нижние несущие слои из песка и щебня.
Общая площадь асфальтобетонного покрытия дорог Мурманска – 2,04 миллиона квадратных метров. Средний срок службы верхнего слоя – пять лет. Это означает, что ежегодно необходимо заменять не менее 340 тысяч квадратных метров покрытия. Расчет имеет условную погрешность, поскольку из него необходимо вычесть участки капитального ремонта. При современных условиях и финансовых возможностях ремонтируем до 200 тысяч квадратных метров ежегодно.
Образование на дорогах Мурманска многочисленных дефектов асфальтобетонного покрытия связано со следующими основными факторами.
Во-первых, усталость нижних слоев конструкции дорожной одежды. За последние 50 лет капитальный ремонт улиц города практически не выполнялся. Нормативные сроки эксплуатации превышены, несущая способность конструктивных слоев фактически снижена. При этом мероприятия по замене верхнего слоя асфальтобетонного покрытия обеспечивают ровность проезжей части лишь на непродолжительный период. В итоге покрытие недавно отремонтированной проезжей части улиц города быстро приходит в негодность.
Во-вторых, недостаточность системы водоотвода и ливневой канализации. Город расположен на холмистой местности, поверхность которой имеет высокую степень инфильтрации воды. Ливневые и талые воды быстро просачиваются в грунт, где на небольшой глубине встречают преграду в виде скалы. Далее водные массы, двигаясь с существенной скоростью и неглубоко от поверхности, быстро стекают в низинные места, проявляясь на поверхности в виде разрушающих дорожные конструкции явлений. Дополнительно к этому протяженные участки проезжей части с продольными уклонами формируют мощные направленные потоки воды, которые без организованной системы водоотведения разрушают асфальтобетонное покрытие проезжей части, бортовой камень, размывают обочины.
В-третьих, износ бордюрного камня. Бордюрный камень выполняет несколько важных функций: формирует границы проезжей части, является отбойником для колес транспортных средств, защищает проезжую часть от размывания и попадания грунта с прилегающих зон. Более половины бордюрного камня в городе разрушено, в результате чего на проезжую часть попадает большое количество крупнозернистого песка и камней. Песок на проезжей части, являясь крупнозернистым абразивом, приводит к досрочному сверхнормативному истиранию (износу) асфальтобетонного покрытия и дорожной разметки на нем. В результате этого жители прилегающих территорий сталкиваются с повышенной запыленностью воздуха, проблемами с экологией, дефектами на асфальтобетонном покрытии, а горизонтальная дорожная разметка истирается практически сразу же после нанесения, существенно снижая безопасность дорожного движения. При этом бюджет несет повышенные расходы на постоянную ручную уборку, погрузку, вывоз и утилизацию большого количества песка.
Подвели подрядчики
– Почему именно в этом году так много ям на дорогах города?
– Интенсивность разрушения асфальтобетонного покрытия всегда происходит по геометрической прогрессии – появившиеся первые ямы приводят к росту динамических нагрузок на дорогу от проезжающего автомобильного транспорта и проникновению внутрь конструкции воды. Чем больше дефектов имеет дорожное покрытие, тем больше их будет возникать в дальнейшем: сегодня на участке три ямы, через год их будет 15. В этой связи важным является своевременность мероприятий по недопущению появления и развития ям. Это сезонная продувка и герметизация битумом швов и мелких трещин, устранение выбоин и замена слоя асфальтобетонного покрытия при необходимости.
Резкий рост количества дефектов в весенний период этого года связан с действием долгосрочно влияющих отрицательных факторов, таких как накопленная усталость нижних слоев дорожной одежды и общая недостаточность мероприятий по своевременному устранению дефектов. В случае неустранения эти факторы в дальнейшем будут оказывать отрицательное воздействие еще сильнее.
Следует обратить внимание, что появление аварийной «ямочности» на некоторых улицах Мурманска, ремонт которых выполнялся в период с 2018 по 2021 год, является следствием неисполнения подрядными организациями ООО «СЕВЕРСТРОЙ», ООО «МДСК» и ООО «Магистраль» гарантийных обязательств. Важно отметить, что интересы этих фирм фактически представлял один человек – А. В. Новолоцкий. Упомянутые выше организации, две из которых уже находятся в реестре недобросовестных поставщиков ФАС России, за период с 2018 по 2021 год в рамках 19 контрактов выполняли работы по ремонту 130 улиц города. В их числе улицы Планерная, Академика Павлова, Баумана, проспекты Кольский и Героев-североморцев, Нагорный проезд. Согласно контрактным условиям подрядчики в гарантийный период (четыре-пять лет) за свой счет обязаны устранять дефекты, возникновение которых является следствием применения некачественных материалов и (или) некачественного выполнения работ, которые не могли быть выявлены заказчиком на стадии приемки.
Многие автолюбители могут наблюдать, что гарантийные обязательства подконтрольными господину Новолоцкому организациями фактически не выполнялись. В результате целостность асфальтобетонного покрытия участков каждый год ухудшалась, на проезжей части появлялись и ежегодно увеличивались в размерах ямы, выбоины, трещины и колейность. Претензионная работа учреждения, проводимая с данными подрядчиками с 2021 года, к положительному результату не привела: представители подрядчиков соглашались устранить дефекты, подписывали протоколы и исчезали. В этой связи в этом году принято решение об устранении аварийных дефектов на гарантийных участках за счет средств учреждения с последующим предъявлением фирмам Новолоцкого к возмещению фактически понесенных затрат в судебном порядке. Срок действия гарантийных обязательств при этом соответствующим образом прод-левается. Кроме этого учреждением подготовлены судебные иски о принуждении упомянутых выше недобросовестных подрядчиков исполнить гарантийные обязательства в полном объеме и восстановить нормативное состояние отремонтированных ими улиц до конца гарантийного срока.
Встретятся в суде
– Какая работа в настоящее время проводится по устранению ям?
– Дефекты проезжей части улиц, ремонт которых выполнялся силами привлеченных на договорной основе подрядных организаций, в период гарантии устраняются силами этих организаций. УДХ как заказчик контролирует соответствие технического состояния участков нормативным требованиям в течение гарантийного периода. Проведена работа по дефектовке состояния гарантийных участков улично-дорожной сети и направлены соответствующие требования. Устранение выполняется по погодным условиям.
Серьезные дефекты участков, ремонт которых выполнялся подконтрольными Новолоцкому фирмами, устраняются в настоящее время силами УДХ. Такое решение принято главой администрации города Мурманска Юрием Сердечкиным, поскольку отсутствие ремонта уже существенно снижает безопасность дорожного движения на многих гарантийных участках. По завершении работ затраты учреждения будут документально зафиксированы и предъявлены упомянутым выше организациям к компенсации в судебном порядке.
На сегодня силами нашего предприятия устранены ямы на улице Планерной, серьезно отремонтирована улица Рогозерская, на которой было принято решение выполнить замену асфальта на всей ширине проезжей части, отремонтирован участок по улице Академика Павлова в районе пересечения с улицей Пархоменко. Готовим участки ремонта на проспекте Героев-североморцев, включая участки кругового движения. Также будем ремонтировать участки на улице Старостина. Большой объем работ по устранению ям запланирован в Первомайском административном округе. К ремонту в Первомайском округе приступим в середине июня.
Важно отметить, что за счет выделенных УДХ бюджетных субсидий в прошлом году удалось закупить тяжелую дорожную фрезу XCMG XM2005K. Фреза позволяет быстро снимать слой старого дефектного асфальтобетонного покрытия шириной до двух метров и на глубину до 33 сантиметров. Это дает возможность оперативно выполнять работу по подготовке больших карт для ямочного ремонта, обеспечивать фронт работ, существенно сократив использование ручного туда и использования средств малой механизации. Также с помощью фрезы мы можем снимать мелкие неровности верхнего слоя асфальтобетонного покрытия, сохраняя его целостность и снижая при этом динамическую нагрузку на конструкцию проезжей части.
Надеемся, что погодные условия позволят до конца июня завершить работы по ямочному ремонту большими картами, а до конца июля рассчитываем полностью выполнить запланированную программу.
Что улучшит ситуацию
– Что требуется для того, чтобы дороги Мурманска были ровными и безопасными?
– Для обеспечения безопасного движения транспортных средств и пешеходов необходимо содержать элементы улично-дорожной сети и инфраструктуры в нормативном техническом и эксплуатационном состоянии. Асфальтобетонное покрытие не должно иметь дефектов, быть ровным, чистым, освещенным и иметь горизонтальную разметку, бортовой камень должен быть в исправном состоянии.
Для того чтобы дороги были ровные, применительно к Мурманску требуется провести следующие мероприятия.
Надо реконструировать систему поверхностного водоотвода и ливневой канализации. Стоимость реконструкции имеющихся и строительства новых сетей может быть определена по результатам проектно-сметных работ на основании данных диагностики. Ориентировочный срок реализации – пять лет.
Также нужно выполнить капитальный ремонт или реконструкцию улично-дорожной сети города с заменой конструктивных слоев дорожной одежды. При проектировании реконструкции необходимо использовать актуальные данные интенсивности и состава транспортного потока с учетом перспективного развития. Протяженность асфальтированных дорог Мурманска составляет 208 км. Средний срок службы конструкции дорожной одежды с учетом продления равен 35 годам. Соответственно ежегодно на протяжении 35 лет необходимо было капитально ремонтировать с заменой щебеночного основания не менее шести километров дорог с асфальтобетонным покрытием. Поскольку этого не делалось, требуется программа ускоренного капитального ремонта с соответствующим финансированием. Более эффективно один раз капитально отремонтировать улицу, чем постоянно менять дорогостоящие слои асфальтобетонного покрытия и тратить средства на ежегодный ямочный ремонт.
Необходимо заменить разрушенный бортовой камень, убрать лишний грунт с прилегающих к проезжей части зеленых зон. Это позволит прекратить наплыв песка на проезжую часть и соответственно существенно сократить расходование средств бюджета на очистку проезжей части от песка и ремонт проезжей части в результате ее абразивного истирания.
Кроме того, следует ввести запрет в летний период на эксплуатацию транспортных средств с шипованной резиной, поскольку стальные шипы наносят существенный вред покрытию проезжей части, формируя продольную колейность истирания.
Еще нужно ограничить в настоящее время бесконтрольное движение разрушающих покрытие тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам города. Для этого необходимо установить пункты весогабаритного контроля и систему фотовидеофиксации. При необходимости в проезде таких тяжеловесных транспортных средств их владельцы обязаны получать специальные разрешения, предварительно уплатив в бюджет города расчетный размер вреда, запланированного к нанесению в результате проезда. Таким образом будет сформирована дополнительная целевая доходная часть бюджета, за счет которой возможно соответственно финансировать выполнение работ по ремонту дорог. Иными словами, по отношению к владельцам тяжеловесных автомобилей должна работать справедливая формула: «оказываю услуги по перевозке груза – разрушаю дороги – оплачиваю за это соответствующую компенсацию размера нанесенного вреда».
В настоящее время прорабатываются соответствующие предложения.
208 километров составляет протяженность асфальтированных дорог Мурманска. Средний срок службы конструкции дорожной одежды с учетом продления равен 35 годам.
Андрей ПЕТРОВ.