На прошлой неделе Мурманскую область с рабочим визитом посетила белорусская делегация во главе с премьер-министром Романом Головченко. Деловая программа выдалась максимально насыщенной: график высоких гостей был расписан буквально по минутам. В результате визит вышел очень плодотворным – белорусские делегаты встретились с командой правительства Мурманской области, обсудили международное сотрудничество с предпринимателями, посетили ряд предприятий и производственных площадок региона. Итогом рабочего визита стало подписание пяти соглашений о взаимодействии в разных сферах. Среди них – меморандумы о закупке автобусной и троллейбусной техники, договоры на поставку товаров, а также запчастей.
Перспективные локации
Самый масштабный совместный проект Мурманской области и Республики Беларусь – новый портовый терминал для перевалки грузов, в частности, калийных удобрений, который хотят построить на территории нашего региона. По прогнозам, его мощность составит пять–семь миллионов тонн в год.
Впервые о терминале заговорили в Минске на сентябрьской встрече президента Республики Беларусь Александра Лукашенко с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом. С тех пор были проработаны варианты размещения площадки. Теперь белорусская делегация осмотрела эти локации. Сейчас руководство Белоруссии готовится принять окончательное решение по месту размещения терминала.
– Мы сознательно идем в Мурманск, и глава Республики Беларусь Александр Лукашенко неоднократно это говорил, – отметил Роман Головченко. – Здесь совокупность абсолютно уникальных факторов – незамерзающий Кольский залив, свободные выходы условно в два океана. Все, кто здесь работает и будет работать, лишены рисков, потенциально имеющихся сейчас в акватории Балтийского моря с точки зрения свободы движения судов. Плюс Северный морской путь – безусловно, за ним будущее.
Товарооборот между нашим регионом и Белоруссией неуклонно растет. По итогам прошлого года он стал рекордным и достиг 286 миллионов долларов. Это почти втрое больше, чем годом ранее. Кратно вырос как экспорт Белоруссии, так и Мурманской области. И темпы сотрудничества продолжают нарастать: уже в первом квартале нынешнего года объем взаимной торговли составил около 77 миллионов долларов. Так, наши предприятия аквакультуры практически весь объем корма закупают в Белоруссии. Также регион нуждается в технике для горнодобывающей отрасли и остальных товарах, которые будут замещать выбывающий импорт.
Техника для Севера
В планах – укрепление сотрудничества в сфере поставок коммунальной техники и транспорта для пассажирских перевозок. Более двухсот единиц общественного транспорта белорусского производства уже работают на маршрутах муниципалитетов Мурманской области. В прошлом году были заключены договоры на поставку автобусов и троллейбусов с белорусским АО «МАЗ». Современная пассажирская техника прошла проверку арктическим климатом, и на маршрутах ее может стать больше.
– Для города-героя Мурманска сохранение и развитие деловых связей с белорусскими коллегами играет важную роль, – отметил глава городской администрации Юрий Сердечкин. – В 2023 году АО «Электротранспорт» планирует приобрести очередную партию машин – 15 троллейбусов завода «Белкоммунмаш» и 10 автобусов Минского автомобильного завода.
Что касается поставок коммунальной техники для нужд Кольского Заполярья, то в прошлом году мурманское «Управление дорожного хозяйства» (УДХ) получило пять единиц дорожно-уборочной техники белорусского производства. Это фронтальные и лаповые погрузчики, а также шнекороторный снегоочиститель, которые были использованы в уборке и вывозе снега с городских улиц минувшей зимой. В рамках нынешней рабочей поездки представители белорусской машиностроительной компании ОАО «Амкодор» посетили базу УДХ и обсудили с мурманскими партнерами особенности эксплуатации специальной техники в условиях Крайнего Севера.
Поставка лифтового оборудования – еще одно направление сотрудничества с белорусскими партнерами. Они готовы принять участие в оснащении нового терминала мурманского аэропорта. К слову, с 23 мая белорусский национальный перевозчик «Белавиа» летает в пока еще старый терминал. Рейсы выполняются по вторникам. Время в пути составляет два часа 40 минут.
С места в карьер
Также с белорусскими партнерами зафиксирована договоренность о создании инфраструктуры для обслуживания карьерной техники в нашем регионе. Соответствующее соглашение было заключено Андреем Чибисом и генеральным директором ОАО «БелАЗ» – управляющей компании холдинга «БелАЗ-холдинг» Сергеем Никифоровичем.
Техника компании активно используется в Мурманской области в сфере горнодобывающей и строительной промышленности. Уже около 300 БелАЗов работают на предприятиях Мурманской области – АО «Ковдорский ГОК», Кировский филиал АО «Апатит», АО «Оленегорский ГОК».
Соглашение включает в себя строительство фирменного регионального ремонтно-сервисного центра для обслуживания карьерной техники в Мурманской области, а также создание высокопроизводительных рабочих мест в Апатитах. О том, чтобы эти рабочие места заняли подготовленные специалисты, позаботились еще раньше. Уже во время прошлогоднего визита делегации Мурманской области в Республику Беларусь удалось договориться о создании на базе апатитского филиала МАГУ специализированной учебной аудитории, оснащенной техническими комплексами, стендами и технологиями виртуальной реальности. И эта аудитория уже открыла свои двери для студентов и специалистов, эксплуатирующих карьерные самосвалы белорусского производства.
К слову, сервис «БелАЗ» уже есть в Мурманской области, но он только текущий, гарантийный. По словам Романа Головченко, соглашение позволит увеличить глубину ремонта. К примеру, если нужно капитально отремонтировать узлы или агрегаты.
Разумеется, в планах также дальнейшие поставки карьерной техники. Белорусский завод готов обеспечить предприятия Мурманской области современными машинами. Дополнительное направление – поставка шахтного оборудования.
Долгосрочный партнер
Наш регион плотно сотрудничает с партнерами из Белоруссии в области образования и культуры. Помимо появления специализированной лаборатории в апатитском филиале МАГУ стороны договорились о научном сотрудничестве в сфере разработки беспилотников. Соответствующий договор был подписан между МАГУ и Республиканским унитарным предприятием «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов Национальной академии науки Беларуси».
Что касается культурной сферы, то воспитанники детской театральной школы совсем недавно с огромным успехом выступили на сцене Белорусского государственного академического театра юного зрителя со спектаклем «Дети военного Мурмана». А белорусские театры активно принимают участие в наших фестивалях.
– Мы зафиксировали, что все договоренности, которых достигли в прошлом году, когда наша делегация работала в Минске, четко исполняются, – подытожил глава региона Андрей Чибис. – В Республике Беларусь и организациях, осуществляющих деятельность на ее территории, мы видим долгосрочного партнера. Уверен, что наше сотрудничество будет продолжено.
Елена ГРИБОВА.
Фото с сайта правительства Мурманской области и страницы в соцсети «ВКонтакте» Юрия Сердечкина.