Стартовал третий сезон Комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества «Помни войну». В этом году запланировано немало интересных исследований морского дна. Но их результаты станут известны осенью. А пока военные гидрографы и спасатели подвели итоги второго сезона. В стенах Мурманской областной научной библиотеки о них рассказал начальник гидрографической службы Северного флота капитан первого ранга Алексей Корнис.
Универсальные задачи
Комплексная экспедиция – явление уникальное не только для флота, но и для исторического знания. Военные моряки в ходе поиска погибших в годы Великой Отечественной войны кораблей и учатся, и возвращают из небытия суда, самолеты и другие объекты, долгие годы числившиеся пропавшими без вести. Вместе с ними пропадали и люди, чьи родственники могли только догадываться, где, когда и как погиб их дед, отец, брат. Эта мемориальная часть экспедиции очень важна, но все же, думается, не она главная. Занимаясь поиском объектов в глубинах Баренцева, Белого и Карского морей, моряки отрабатывают саму технику таких работ, испытывают новые и проверяют старые приборы, совершенствуют методы исследования морского дна, тренируются в погружениях, поднимают с затонувших судов груз в виде паровозов, орудий танков, которые пополняют затем фонды музеев. И пусть никого не смущает, что тренировочной базой для Северного флота стали затонувшие суда. Они идеальные объекты для учебно-боевой подготовки: можно без спешки и вдумчиво подойти к поиску и исследованию.
Дело чести
Но вернемся к экспедиции. Во втором сезоне сенсационных находок у исследователей не случилось. А вот знаковая была.
– Нам наконец-то удалось обнаружить погибшее 24 июля 1941 года гидрографическое судно «Меридиан», – говорит Алексей Корнис. – Оно было потоплено немецкими эсминцами во время рейса по обслуживанию побережья. Погибли 46 человек, спастись сумели только 17. Это наши коллеги, гидрографы, поэтому найти судно было для нас делом чести. Но в течение нескольких лет, хотя координаты гибели судна были известны, наши поиски были тщетны.
Это, к слову, обычное дело. Так же тяжело было в свое время отыскать легендарный «Туман». В итоге его обнаружили в 10 милях от канонических координат славы. А вот подводные лодки М-175 и М-122 до сих пор найти не удалось, хотя долгота и широта их гибели известны вплоть до минут и секунд. Странного тут ничего нет. В те годы точка судна в море определялась астрономическими и математическими методами. В экстремальных условиях боя невозможно требовать от людей спокойной работы с секстантом. Да и подготовка судоводителей оставляла желать лучшего. В результате полученные координаты далеко не всегда соответствовали реальным.
– В заключительном походе второго сезона было решено расширить зону поиска, включив в нее прибрежную акваторию, – рассказывает Алексей Викторович. – Но и тогда долгое время мы ничего не находили. И лишь после четвертого галса (поворота. – Прим. ред.) нам улыбнулась удача. 27 октября 2022 года в 5 часов 30 минут удалось обнаружить судно. Выяснилось, что расхождение фактических координат с официальными составляет почти 10 миль.
Неуловимая «катюша»
А вот найти место гибели подводной лодки К-1 экспедиция пока не смогла. Когда появилась возможность сравнительного анализа советских и немецких документов, выяснилось, что именно эта субмарина – самая результативная из всех советских подлодок, она оставила далеко позади легендарные К-21 Николая Лунина и Щ-422 Федора Видяева. Правда, торпедами наши подводники никого не потопили, но на выставленных ими минах подорвалось и затонуло пять транспортов и два сторожевых корабля противника, еще один был серьезно поврежден. Неудивителен поэтому интерес исследователей к К-1.
– Летом 1943 года командование Северного флота получило данные о проникновении в Карское море немецких подводных лодок, – рассказывает Алексей Корнис. – В район Новой Земли были высланы две наши подлодки. Одна из них, С-101, в августе 1943 года выследила и потопила немецкую лодку U-639. К-1 была послана в тот же район в сентябре 1943-го и из похода не вернулась. Немцами ее потопление не признается.
В прошлом году впервые за послевоенное время были предприняты поиски без вести пропавшей субмарины. Гидрографическое судно «Ромуальд Муклевич» прошло по маршруту перехода лодки в район патрулирования, но найти корабль пока не получилось.
Приехал через 80 лет
Отрицательный результат – тоже результат. Теперь корабли будут искать в других районах. Но были в 2022 году у экспедиции и находки, причем в одном случае удалось поднять со дна американский танк М3 «Ли». Он в 1943 году в компании своих собратьев ехал в Мурманск на борту транспорта «Баллот». В условиях плохой видимости тот выскочил на камни вблизи острова Кильдин, а затем затонул. Большую часть груза сумели тогда же снять, но кое-что осталось на дне.
Подъем танка с глубины 52 метров провела группа аварийно-спасательного отряда Северного флота. Операция в открытом море впервые проводилась в осеннее время, в сложных гидрологических условиях: сильное течение (1–1,5 узла), сила и направление которого изменялись по слоям в течение суток. Стальной трос относило иной раз на 30 метров от объекта. В первый раз танк сорвался с троса, и лишь со второй попытки удалось поднять его на поверхность.
М3 «Ли» – не первый исторический экспонат, поднятый специалистами управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота со дна Баренцева моря. С 2014 года подняли 10 исторических экземпляров бронетехники – шесть танков «Шерман» с транспорта «Томас Дональдсон» и четыре М3 «Ли» с «Баллота».
А в акватории Кольского залива удалось обследовать два самолета – истребитель «Аэрокобра» и летающую лодку «Каталина».
– Оба они совершили аварийную посадку в годы войны, – поясняет Алексей Викторович. – Пилота истребителя удалось спасти, а часть экипажа «Каталины» погибла. По итогам обследования мы пришли к заключению, что «Аэрокобру» можно поднять и использовать ее детали для восстановления самолетов подобного типа. А вот от подъема «Каталины» придется пока воздержаться, поскольку неясна судьба одного из членов экипажа. Если его останки находятся на борту, то самолет является воинским захоронением и поднимать его нельзя.
Результаты в книгу
Подводя итог второго сезона комплексной экспедиции, Алексей Корнис отметил, что он был не менее насыщенным, чем первый.
– Да, нам не удалось обнаружить основные объекты поиска, но Северный флот достиг весомых результатов по другим направлениям, – отметил Алексей Викторович. – Прошедший год позволил более качественно отработать вопросы взаимодействия сил поиска, но, что еще более важно, изменить отношение к комплексной экспедиции как руководителей, так и ее участников. Нацеленность на практический результат, а не на внешние эффекты стала основным лейтмотивом экспедиции.
В заключение следует сказать, что результаты второго сезона Комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества «Помни войну» были опубликованы отдельной книгой и с ними можно ознакомиться в Мурманской областной научной библиотеке.
Андрей КИРОШКО.
Фото автора.
Использованы материалы отчета второго сезона Комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества «Помни войну».