Как показывает практика, с управлением многоквартирного дома лучше всего справляются люди, разбирающиеся в жилищном хозяйстве и финансовой деятельности. Многие товарищества собственников жилья потерпели крах именно из-за нехватки знаний управляющих домом и пассивности жильцов. Об этом не понаслышке знает мурманчанка Светлана Поделякина, сумевшая сохранить ТСЖ вопреки всем трудностям.
Вместе и врозь
Мурманчане из домов № 15 и 17 на улице Крупской отказались от управляющей компании еще в 2010 году, когда вошли в товарищество собственников жилья, объединившее восемь многоквартирных домов, расположенных по соседству.
– ТСЖ просуществовало пять лет, и за это время общими усилиями установили детскую площадку, сделали в подъездах ремонт, заменили окна и коммуникации в домах, – вспоминает Светлана Поделякина. – Потом некоторым захотелось самостоятельности, и нам стали препятствовать. Из состава товарищества вышли два дома, так как все мы были в сцепке – один бойлер на два здания. Первое время я в правлении была бухгалтером, и тогда наша председатель приняла решение выйти из состава общего (большого) ТСЖ отдельным. Так две соседние девятиэтажки создали свое ТСЖ, мы – свое, а остальные дома забрала управляющая компания «МУЖСК».
Жители ТСЖ «Крупской 15–17» продолжили потихоньку наводить порядок в своих домах и на придомовой территории: частично отремонтировали асфальтовое покрытие, установили в тамбурах подъездов двери с прозрачными стеклами, пару лет назад полностью заменили канализацию.
– Когда мы отделились, наша главная задача была не тратить деньги жильцов, а поддерживать в порядке то, что имеем, – поясняет Светлана Валерьевна. – Особых проблем у нас нет.
В этом году собственники собираются провести ремонт крылец и козырьков подъездов, а также восстановить ограждение футбольного поля. К слову, следить за фондом председателю помогают именно жильцы.
– Есть у нас активные пенсионерки с детективной жилкой – мы зовем их «Мисс Марпл», которые вовремя могут сообщить, кто что-то пытается разломать или утащить, например, ограждение забора. Бдительные жильцы всегда на страже порядка в доме. Недавно одна компания решила в принудительном порядке поменять домофоны, без согласования с товариществом, жильцы быстро отреагировали, позвонили мне, и я тут же остановила процесс, – рассказывает Светлана Поделякина. – Для своих собственников я открыта все 24 часа. Есть такие, которые могут позвонить мне и в шесть утра, и в два часа ночи. Но большинство относятся с уважением. Нет такой проблемы, с которой люди обратились и не были бы услышаны. Все решается в частном порядке. Любое предложение мной либо аргументированно отвергается, либо рассматривается, и тогда мы начинаем действовать.
Председатель ТСЖ «Крупской 15–17» старается максимально упростить жизнь своим соседям. В случае чего, никому не приходится бегать по инстанциям, тратить нервы и добиваться правды. Собственники знают, разобраться во всем им поможет Светлана Валерьевна.
– Все собрания у нас проходят спокойно, я общаюсь с каждым лично. Хожу по квартирам, приношу всю документацию, объясняю, отвечаю на вопросы. Тут же и по душам поговорим, – улыбается председатель.
Основа основ
Светлана Поделякина признается: работа с жильцами дается ей не тяжело в отличие от бумажной волокиты.
– Постоянно какие-то письма, отписки, прокурорские проверки, – сетует председатель. – У нас столько проверяющих структур – Государственная жилищная инспекция, комитет по жилищной политике, администрация, прокуратура!
Бесконечная отчетность, ведение реестра собственников, переписки с ведомствами – все это и многое другое требует знаний и самоотдачи.
– На самом деле ТСЖ – это тяжело. Я и председатель, и бухгалтер, и юрист. Выходных как таковых нет, потому что львиная доля времени после основной работы у меня уходит на ТСЖ, чтобы разобрать бумаги и другую документацию, – говорит Светлана Валерьевна. – С каждым годом управлять домом становится все сложнее, и зачастую эти сложности связаны именно с количеством отчетности.
Тем не менее председатель уверена, что лучшей формы управления домами, чем ТСЖ, нет.
– Помню, как проверяющие хотели наказать наше товарищество за слишком высокую траву, выросшую в палисаднике, пока я была в отпуске. А управляющая компания, которая должна была вовремя сделать эту работу, так траву и не подстригла, – вспоминает Светлана Валерьевна. – Когда я пришла на заседание административной комиссии, то меня выслушали, поняли и не стали наказывать, но один из чиновников мне сказал: «А чего вы вместе с жильцами мучаетесь, идите работать с любой УК». Но я уверена, что в управляющей компании смысла нет, это убыточное звено, которое в первую очередь обеспечивает себя и своих учредителей. Мы же в ТСЖ собираем деньги и тратим их на свой же фонд, все рычаги у нас в руках, и проблемы решаются быстро.
Работа ТСЖ «Крупской 15–17» положительно отмечена не только жильцами, но и потенциальными покупателями квартир в этих домах.
– Из всей скобы товарищество осталось только у нас. А то ТСЖ, которое первым вышло из общего, уже прекратило свое существование. Причина – неправильная финансовая политика. Они захотели все и сразу, повторно отремонтировали подъезды, крыльца, козырьки. Но не справились с долгами жильцов, – объясняет Светлана Поделякина. – Для меня же самое главное – сначала платить за все ресурсы, а потом распределять резервы. Грамотная финансовая политика – это основа основ при ведении ТСЖ. Когда управлять домом приходят люди, которые не очень разбираются в финансах, рано или поздно ТСЖ ликвидируется, а на его место обязательно придет какая-то управляющая компания.
Констанция БОГУСЛАВСКАЯ.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.