11 февраля главному заполярному перевозчику исполнится 61 год. За это время предприятие перевезло 3 миллиарда 390 миллионов пассажиров, что практически сопоставимо с половиной населения Земли. Со дня своего основания «Электротранспорт» – неотъемлемая часть жизни города-героя, вместе с которым он растет и развивается.
О том, чем сейчас живет предприятие, о планах на будущее рассказал генеральный директор АО «Электротранспорт» Сергей Коробков.
Языком цифр
– Главными принципами нашей работы всегда оставались и остаются качественные и безопасные перевозки, и северяне это, конечно, ценят, – говорит Сергей Евгеньевич. – Это подтверждает даже статистика. Пассажиропоток предприятия в последние годы стабильно растет. Исключением для нас стал лишь пандемийный 2020 год, тогда из-за роста заболеваемости коронавирусной инфекцией, режима самоизоляции, перехода многих людей на удаленную работу перевозки сократились. Если в 2019 году мы перевезли 44 миллиона пассажиров, то в 2020-м – всего 33 миллиона. Но когда эпидемиологическая обстановка стабилизировалась, люди стали возвращаться в общественный транспорт. И уже в 2021 году в наших автобусах и троллейбусах мурманчане и гости города совершили 36 миллионов 894 тысячи поездок, в прошлом году – почти 38 миллионов поездок. Январь этого года тоже показал рост пассажиропотока на 5,4 процента по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Доверие мурманчан «Электротранспорту» во многом объясняется открытостью предприятия, готовностью вести честный диалог, прислушиваться к просьбам и замечаниям. Отличный тому пример – новые автобусные маршруты, которые запустили летом прошлого года.
– Пути следования, графики движения автобусов № 1, 30 и 4Т мы разрабатывали с учетом пожеланий земляков, – продолжает Сергей Коробков. – Конечно, эти маршруты еще можно дорабатывать. Но цифры опять-таки говорят, что новые маршруты были нужны северянам. За последние полгода количество перевозок на маршруте № 1 увеличилось на 275 процентов, автобусы на этой линии ежедневно перевозят почти в три раза больше людей, чем раньше.
Пассажиропоток автобуса № 4Т вырос на 218 процентов. Его, кстати, мы планируем еще подкорректировать. Возможно, уменьшим интервалы движения и немного увеличим протяженность маршрута.
А больше всего благодарностей от мурманчан в «Электротранспорт» поступило после запуска автобуса № 30. За время своего существования он перевез около 218 тысяч пассажиров. И именно для этого «новичка» на предприятии уже неоднократно точечно меняли расписание – опять-таки по просьбам горожан. С января этого года автобусы № 30 стали работать не только по будням, но и в выходные дни.
К слову, в этом году для новых маршрутов появятся несколько дополнительных остановок. Так, тридцатый, следуя в сторону севера, будет останавливаться на улице Алексея Хлобыстова, за пожарной частью № 11. Не исключено, что остановочный пункт оборудуют и на противоположной стороне дороги. Также две остановки смонтируют на улице Рогозерской и еще две – на улице Маяковского.
Большие планы
Отдельного внимания заслуживает обновление парка. За прошлый год в депо предприятия появилось 45 новых автобусов и 15 троллейбусов. В ближайшее время руководство «Электротранспорта» планирует подписать еще один контракт на поставку 30 современных электромашин.
– В последние два года мы получаем действительно очень большие субсидии на обновление транспорта, но это не повод останавливаться, – отмечает Сергей Евгеньевич. – Сейчас мы ведем переговоры с Минтрансом России, крупными банками на заключение контрактов на обновление нашего электрохозяйства. Речь идет о тяговых подстанциях и их оборудовании, контактной сети и опорах, диагностическом оборудовании и многом другом. Все это позволит не только бесперебойно работать нашим троллейбусам, но в обозримом будущем может пригодиться и автолюбителям. Ведь отечественные автопредприятия уже в следующем году планируют наладить выпуск электромобилей, а их надо будет заправлять… Сделать это можно будет на наших подстанциях.
К слову, постепенный переход на экологичный электротранспорт позволит улучшить и состояние окружающей среды. По оценкам ученых, в тех городах, где это уже произошло, количество вредных выбросов в атмосфере сократилось от трех до пяти раз.
Большую работу в прошлом году предприятие провело и по внутреннему обновлению. В автобусном депо открыли новый ремонтный цех, привели в порядок многие другие помещения. А еще купили современную машину «три в одном», которая совмещает в себе функции тягача, подъемного крана и вышки. Совсем скоро ее введут в эксплуатацию.
В числе других недавних приобретений и троллейбус нового производителя – Минского автомобильного завода, возможно, появится и второй – группы КамАЗ. Таких машин у нас еще не было.
Появился на балансе предприятия и третий троллейбус с автономным ходом. Не исключено, что вместе со своими «собратьями» он вскоре будет работать на абсолютно новых городских маршрутах, разработка которых уже началась.
Дефицит кадров
Но, конечно, безоблачной жизнь «Электротранспорта» никогда не была. И в последнее время все больше дает о себе знать кадровая проблема.
– На нашем предприятии работает почти полторы тысячи человек, в том числе и люди пенсионного возраста, – рассказывает Сергей Евгеньевич. – В 2022 году более полутысячи наших сотрудников уволились, многие для индексации своих пенсий. Конечно, немало из них потом вернулись в «Электротранспорт», но часть мы приняли на работу впервые, и кадровый дефицит ощущался как никогда сильно. Вот и сейчас нам не хватает не только водителей автобусов и троллейбусов, нужны инженер-энергетик, экономист, работник кадровой службы, требуются слесари-ремонтники, слесари-сантехники, слесари по ремонту техники и т. д.
Чтобы привлечь людей на работу, на предприятии регулярно проходят экскурсии для студентов, Дни открытых дверей для горожан, а также делается многое другое.
– В рамках традиционной Декады пассажира, которая в этом году стартовала 6 февраля, мы ознакомили с нашей работой ребят из колледжа имени Н. Е. Момота, Кольского транспортного и Мурманского индустриального колледжей, Мурманского арктического госуниверситета. Многие выпускники уже работают на нашем предприятии, – замечает Сергей Коробков. – 22 апреля в депо № 2 мы планируем провести День открытых дверей для всех желающих. Ознакомим северян с экспозицией нашего музея, покажем цех ремонта, зоны отдыха и другие объекты. Также на территории организуем выставку техники. И, думаю, это мероприятие вновь пройдет на высоте. В том году в День открытых дверей мы провели 14 таких экскурсий.
Открытый диалог
Еще одна задача, которую в ближайшее время предстоит решить коллективу «Электротранспорта», – проанализировать итоги Декады пассажира.
– Эта акция всегда оказывается очень полезной и информативной, – заметил Сергей Евгеньевич. – Во время общения с руководителями наших служб, которые сейчас ежедневно проводят встречи с пассажирами в общественном транспорте, моих «Прямых линий» люди делают действительно ценные предложения по улучшению работы предприятия, дают дельные советы, рекомендации, важные замечания. Ни одно мы не оставляем без внимания. Безусловно, все пожелания и просьбы сразу воплотить в жизнь не удается, но они придают вектор.
Напомним, до 20 февраля выразить мнение о работе мурманских автобусов и троллейбусов северяне могут в анкете, опубликованной на официальном сайте «Электротранспорта». А задать вопросы генеральному директору предприятия Сергею Коробкову можно 15 февраля. В этот день в редакции «Вечерки» он вновь проведет открытый диалог с северянами.
– В честь 61-й годовщины предприятия хочу выразить искреннюю благодарность ветеранам и коллективу «Электротранспорта», который ежедневно и с полной самоотдачей выполняет очень непростую, но важную работу, – подытожил Сергей Евгеньевич. – Большое спасибо и всем нашим пассажирам. Ваше доверие – главный стимул для нашего развития и совершенствования.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото из архива редакции.