Одной из самых популярных и полезных игрушек для детей воспитатели сегодня считают конструктор. Он развивает воображение, фантазию, пространственное мышление, полезен для развития мелкой моторики – помогает тренировать руку ребенка, готовя ее к письму. А еще конструктор – отличный помощник в работе с особенными детьми. Например, с теми, у кого есть нарушения слуха. Это на своем примере успешно доказала воспитатель мурманского детского сада № 97 Вита Захаренко. Ее работу уже оценили не только маленькие воспитанники и их родители. Мурманчанка стала победителем регионального этапа всероссийского конкурса «Воспитатель России» в номинации «Инклюзивное образование», представив на нем свою авторскую методику.
Сила и равновесие
– Два года назад у нас была создана программа «Мир Лего», – рассказала Вита Захаренко. – Благодаря ей наши воспитанники могут заниматься техническим творчеством. А изюминка программы в том, что она – разноуровневая, то есть в ней три ступени обучения. Сначала каждый ребенок проходит этап тестирования. И если выясняется, что у него нет вообще никаких навыков работы с Лего, он начинает заниматься со стартового уровня: знакомится с деталями конструктора, способами их крепления, делает самые простые постройки. Те, кто более-менее знаком с конструированием, идут на базовый уровень, на котором собирают более сложные модели, на практике знакомятся с такими понятиями, как сила, вес, равновесие. Здесь ребята учатся выстраивать более сложные логические структуры. Самый сложный – продвинутый уровень. Это уже первая ступень робототехники и программирования. Здесь уже занимаются ребята из подготовительной группы, с которыми мы работаем на базе южнокорейского конструктора HUNA-MRT.
Один на всех
Важно отметить, что детский сад № 97 – единственное в Мурманской области дошкольное учреждение, которое специализируется на работе с детьми с нарушением слуха. Самые ближайшие из аналогичных есть только в Петрозаводске и Санкт-Петербурге. Поэтому в мурманский детсад по утрам привозят также детей из Североморска, Колы, Мурмашей. То есть ежедневно родители вместе с детьми преодолевают неблизкий путь, чтобы малыши могли учиться, развиваться и – что важно – общаться со сверстниками.
Более десяти лет коллектив воспитателей успешно использует практику инклюзивного образования. Здесь разработана специальная система занятий, когда дети с нарушениями слуха занимаются вместе с обычными детьми. Причем с одной группой эти ребята, например, выходят на прогулку, с другой – идут на физкультуру, с третьей – готовят театральную постановку. Конечно, и в «Мире Лего» особенные дети занимаются с остальными воспитанниками. В прошлом году они обучались на первой ступени программы, научившись называть детали, составлять простые постройки. Теперь осваивают первые механизмы.
– Для любого ребенка с особенностями здоровья из-за нарушения одной системы органов чувств, например зрения или слуха, очень важны функции замещения, – продолжила Вита Захаренко. – Чем больше у такого ребенка будет социального опыта, активного общения с обычными детьми, тем лучше он будет приспособлен к жизни в большом мире. Наша задача сделать так, чтобы даже на этапе детского сада подобного бесценного опыта у него было накоплено как можно больше. И чтобы потом он мог спокойно адаптироваться к обучению в школе, был более успешен, чтобы ему было проще общаться с окружающими, в том числе и с незнакомыми людьми.
Детям, имеющим проблемы со слухом, поначалу очень трудно сделать первый шаг к началу общения. То есть они не могут начать разговаривать с обычными детьми, не имеющими нарушений слуха. Дело в том, что у слабослышащих ребят изначально не выработана естественная речь, а потому им проще показать жестами, обозначить что-либо отдельным звуком, чем произнести целое слово.
А на занятиях с обычными детьми слабослышащие ребята начинают общаться и разговаривать с партнером, называют его по имени. И тем самым внутренний зажим уходит.
Командная работа
На занятиях по конструированию вырабатывается еще и полезный навык работы в парах, в команде. И в этом тоже значимое отличие от игры дома. Не у всех родителей есть время и возможность активно что-то построить с ребенком или набраться терпения, чтобы раз за разом спокойно объяснять назначения деталей. А в группе помимо того, что малыши общаются друг с другом, они учатся разбирать инструкцию, слушать взрослого. Это тоже очень важно, так как у современных детей часто встречаются проблемы с восприятием и концентрацией внимания.
– Важно и то, что есть конечный продукт конструирования: ребенок видит свою постройку, может потрогать ее, – говорит Вита Захаренко. – Он осознает, что она может сломаться, и не испытывает при этом стресса. Ребенок понимает, что конструкция не вечна, ее можно изменить, перестроить, модифицировать в любой момент. И такое осознание помогает развитию интеллекта.
Словом, скучать воспитанникам детского сада № 97 некогда. Здесь созданы все условия для того, чтобы каждому ребенку было интересно и комфортно. Например, для малышей с нарушениями слуха важна хорошая акустика, поэтому в группе установлено специальное оборудование – акустические петли, которые усиливают голос воспитателя, говорящего через специальный микрофон.
Новых идей и планов у воспитателей детского сада немало. А еще им хочется делиться своим опытом с коллегами и следить за тем, что происходит у них. По признанию Виты Захаренко, удается это не так часто, как хотелось бы, поэтому многое приходится узнавать и изучать самостоятельно. Зато на конкурсах профессионального мастерства мурманские воспитатели всегда представляют абсолютный эксклюзив и добиваются больших успехов.
«Для любого ребенка с особенностями здоровья из-за нарушения одной системы органов чувств, например зрения или слуха, очень важны функции замещения. Чем больше у такого ребенка будет социального опыта, активного общения с обычными детьми, тем лучше он будет приспособлен к жизни в большом мире. Наша задача сделать так, чтобы даже на этапе детского сада подобного бесценного опыта у него было накоплено как можно больше.»
Юлия РОМАНОВА.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.