Мурманск – город маленький. А если живешь в нем всю жизнь, то он и того меньше. И когда я получил задание взять интервью у директора мурманской средней школы № 5, то очень обрадовался. Ведь именно в этой школе я работал учителем истории сразу же после окончания института и до призыва в армию. Я замещал очень известного учителя истории Романа Зиновьевича Либхена, который был в отпуске. Потом он стал директором школы, и его на этом посту сменила Ирина Ускова. Она директорствует уже 30 лет. Да и с самой Ириной Акиндиновной я в одни годы учился в мурманском педагогическом институте, правда, на разных факультетах.
Утро в коридоре
– Ирина Акиндиновна, когда мы договаривались об интервью, вы сказали мне, что будете в школе с восьми утра. То есть каждый день в восемь утра вы уже на работе, в своем кабинете?
– Да, на работе, но вовсе не в кабинете, а в коридоре. Потому что с восьми до восьми тридцати в школу приходят дети. Я встречаю ребят, смотрю, как работают турникеты, все ли несут сменку. Да, есть дежурные учителя, я не стою на месте, я бегаю. Где-то к ребенку подойду, где-то учителю что-то передам. Иногда могу прийти в восемь тридцать, в девять утра. Бывает, дежурю во вторую смену. Но пять дней из шести я в школе с восьми утра.
– Вы хотите сказать, что ваша школа учится в две смены?
– Да, мы одна из пяти школ города, которые учатся в две смены. И двухсменная все годы существования. Был только один год, по-моему, 2005-й или 2006-й, когда мы учились в одну смену из-за демографического провала. В Ленинском округе еще и одиннадцатая школа учится в две смены. Наша школа – одиннадцатилетка, и скажу без ложной скромности, она достаточно популярна. На первое сентября у нас было 965 детей, и они учатся в одном здании. Есть школы больше нашей, но они, как правило, находятся в двух зданиях. А у нас добрая половина классов по 30 человек.
Школа трещала по швам
– Вы сказали, что школа популярная. В Ленинском округе?
– Не только. В 10–11-е классы ездят со всего города. В 2001 году у нас было шесть одиннадцатых классов и семь девятых! Тогда в школе училось полторы тысячи ребят. Здание трещало по швам. Часть торцевых кабинетов были поделены пополам перегородками. И произошло это потому, что с развалом Советского Союза наступила свобода. В том числе и свобода выбора. И мы придумали медицинские классы. Одни из первых в стране. А образовательный стандарт, предполагающий профильные направления у старшеклассников, появился только через 14 лет, в 2004 году. Тогда, в 90-е годы, к нам в школу дети ездили даже из Мурмашей, из Североморска. Три десятых и три одиннадцатых класса были медицинскими. А еще были классы гуманитарные, морские.
– А толк от этого был?
– Вы знаете, нет сегодня медицинского учреждения в городе, где бы не работали выпускники наших медицинских классов. У нашей школы был договор с Петрозаводским университетом. Пока не появился ЕГЭ, наши выпускники могли сдать вступительные экзамены на медицинский факультет Петрозаводского университета прямо в Мурманске. Приемная комиссия приезжала из Петрозаводска и работала в нашей школе. И экзамены ребята сдавали во второй половине июня. У нас была задача, чтобы наши северные дети не ждали августа, а сдавали вступительные экзамены к первому июля и уже знали, студенты они или нет. У них было целых два месяца для полноценного летнего отдыха. Сейчас все происходит по-другому, но медицинские классы в нашей школе остались.
Сложная пятидневка
– Давайте вернемся к тому, что школа учится в две смены.
– Во вторую смену у нас учатся только третьи и четвертые классы. И поскольку только они, то их занятия начинаются сразу после того, как заканчиваются занятия у малышей. То есть они начинают учиться в 13:30. и к шести вечера заканчивают.
– А учатся ребята пять или шесть дней в неделю?
– Начальная школа уже несколько лет по определению учится пять дней в неделю. А начиная с этого учебного года на пятидневку перешли и пятые – восьмые классы.
– Пятидневка для ребят добро или зло? Ваше мнение как педагога?
– Однозначно нельзя отвечать. С одной стороны, это хорошо. Ребенок субботу и воскресенье проводит дома. А в субботу он может прийти в школу на секцию, в кружок. Но может прийти, а может и не ходить. Это вопрос ответственности. С другой стороны, за пять дней увеличивается количество часов. У пятиклассников, например, каждый день по шесть уроков. Вот и попробуйте сами ответить на этот вопрос. Когда мы на педсовете решали вопрос перехода на пятидневку, то не все учителя были «за».
– А каждая школа теперь вправе сама решать этот вопрос?
– Да, мы все теперь юридические лица. Вопрос решался на педсовете и шестеро из 55 учителей были против перехода на пятидневку. А до этого вопрос каждый год решался с привлечением родителей и учеников, и всегда с минимальным преимуществом побеждала шестидневная учебная неделя. Да-да. Семьи ведь все разные. Кто-то из родителей в субботу спит, а кто-то работает. В этом году это было решение педагогов.
Грустная статистика
– Некоторые учителя бьют тревогу и говорят, что через несколько лет учить будет некому. Будет дефицит учителей. Что вы думаете по этому поводу?
– Это очень серьезный и глубокий вопрос. Я могу это наблюдать по своей школе. Каждый год приходят молодые специалисты. Я беру их с удовольствием. Больше половины вскоре уходят. Кто-то два месяца отработал и ушел. Кто-то четыре. Находят работу на телевидении, на радио, в частной школе. В школе ведь трудно работать. И вот эти сорок тысяч рублей, которые им дают за 18 часов… Конечно, я директор, и это моя задача – решать проблему нехватки кадров. Делать то, что я в силах сделать. Для моей школы, для моих учеников, их родителей, микрорайона, в котором они живут. Это я могу сделать и делаю. Но последние три-четыре года наблюдается отток учителей в другие регионы. Если раньше они могли поменять Мурманск на Североморск или Кандалакшу, то теперь уезжают с Севера. Да и ученики. Вот за лето из школы ушел 41 ученик. 39 из них переехали в другие регионы страны, не сами, конечно, а вместе с родителями, семьями. Это не выпускники! Так что школа в русле тенденции оттока населения с Крайнего Севера.
– Зависит ли уровень образования от того, школа это, гимназия или лицей?
– По закону об образовании мы все школы независимо от названия. Все зависит от внутреннего наполнения. Есть такие школы в Мурманске, как тридцать шестая, которая достигает отличных результатов, оставаясь школой. А есть гимназии, которые не демонстрируют высокий уровень. Но я хочу сказать, что в любом случае почти все зависит от семьи и от ученика. Для меня одна из главных проблем школы – это мотивация ученика. Ведь учителя идут в школу осознанно. Мы взрослые люди. А ребенка никто не спрашивает. Он пришел и пришел, а мы должны создать ему условия. Обязаны! Самое страшное – это когда ребенку в школе плохо.
– Мы начали с вопроса о начале вашего учебного дня. В заключение хочу спросить, во сколько вы приходите домой?
– По-разному. Совсем по-разному. Первую половину дня я всегда в школе. Часов до двух, до трех. А во вторую половину дня бывают директорские совещания, депутатские дела (Ирина Ускова – депутат Совета депутатов Мурманска. – Прим. автора). Обычно домой прихожу к шести-семи часам вечера, если нет каких-то выходов на территорию с жильцами – это уже мои депутатские дела, если нет родительских собраний. Тогда домой я попадаю гораздо позже.
Андрей ПРИВАЛИХИН