Сергей Сорокин называет ее в шутку «наша атомная бомбочка». А то и вовсе – Журавлиха. И это все, разумеется, любя, по-дружески. Сергей Владимирович признается, как увидел ее однажды и подумал: «О боже, какая красивая женщина!». Так и думает по сей день. И непременно скажет об этом сегодня, в день юбилея народной артистки России, прославленной мурманской актрисы театра Северного флота и областного театра драмы, единственной за всю театральную историю региона обладательницы престижнейшей специальной премии Союза театральных деятелей России «Золотая маска» Аллы Журавлевой.
Хвосты и копыта
Дружбе Сергея Владимировича и Аллы Иосифовны – полвека. В последние годы их отношения приняли явно выраженный, так сказать, кулинарный характер. Почетный гражданин города Мурманска, блестящий музыкант и в прошлом талантливейший, несколько десятков лет бессменный директор 1-й мурманской музыкальной школы имени А. Н. Волковой, Сергей Сорокин в кругу друзей известен еще и как непревзойденный кулинар. Потому к домашнему столу Аллы Журавлевой с супругой Сергея Сорокина Еленой, а то и просто с нарочным регулярно прибывают любимые блюда актрисы – треска под маринадом, домашние котлетки и блинчики.
А она, в свою очередь, также известная своим кулинарным мастерством, может позвонить Сорокину в канун его дня рождения с вопросом: «Сережа, мне не хватает двух хвостов и трех копыт, ты же хочешь холодца?!». И он шлет хвосты и копыта, потому что точно знает, что не бывает холодца вкуснее, приготовленного ею!
Или она еще звонит: «Сереженька, у меня остался килограмм фарша, ты уж распорядись!». И шлет ему фарш. А он ей – ее любимые котлетки.
Такая трогательная дружеская забота.
Деревянные мостки
Точкой отсчета этой трогательной дружбы стало самое начало 70-х годов прошлого столетия, когда Алла Журавлева служила в драматическом театре Северного флота. В те времена к театру, который располагался в здании Дома офицеров флота, пробирались по деревянным мосткам. Благоустроенной дороги не было.
«Отец моей супруги Лены Сергей Сергеевич Садиков был заслуженным артистом России, актером театра Северного флота, а мама Маргарита Сергеевна Елисеева – театральным художником-гримером, – вспоминает о тех временах молодости Сергей Владимирович. – Труппа театра Северного флота в ту пору состояла почти сплошь из заслуженных и народных артистов. Сергея Сергеевича за талант и красоту поклонники называли «наш заполярный Жан Маре».
И я впервые увидел Аллу Журавлеву на сцене вместе с ним в спектакле «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина. Я этот спектакль смотрел в нескольких театрах Москвы, мне было с чем сравнивать. И у нас в Мурманске блестящий актерский состав по уровню мастерства ничуть не уступал столичным труппам!
Но познакомился я с Аллой Иосифовной еще до того, как увидел ее на сцене. Дело было в так называемом генеральском доме в Росте, где жили родители супруги.
Это была очень хлебосольная семья, в шикарной квартире которой частенько собирались представители мурманской культуры, в частности, и наше театральное общество. Чтение сценария, первая репетиция, премьера – все это были поводы, чтобы собраться для общения за гостеприимным столом. На одном из таких собраний я впервые увидел Аллу Журавлеву. Я ходил на все ее спектакли. Она всегда была ведущей актрисой, примой, и ею остается».
Вкус вареных очисток
В октябре 2013 года 100-летие Исая Шойхета, народного артиста РСФСР, одного из основателей драматического театра Северного флота, его первого художественного руководителя, отмечали дома у четы Сорокиных. Собрался весь театральный бомонд. И вдруг звонок в дверь. И на пороге появляется королева. По-другому об Алее Иосифовне, наверное, и не скажешь.
И только друзья знают ее и совсем другой.
– Все привыкли, что к ней относятся как к царице. А я помню, как серьезно заболел ее муж Федор и как она на себе его таскала, как переживала! – рассказывает Сергей Владимирович. – И никакая она тогда была не царица, а обычная женщина, которая в трудную минуту близких людей не бросает.
Алла Иосифовна говорит, что о своем возрасте привыкла рассказывать открыто, не скрывать его и не кокетничать, как принято у некоторых артисток: «Я родилась 4 августа 1937 года в городе Ворошиловграде (Луганске) на Украине в семье советской интеллигенции, как тогда говорили. Отец – Иосиф Яковлевич Журавлев работал корреспондентом газеты «Ворошиловградская правда», мать – Софья Семеновна Журавлева трудилась инженером-химиком на Ворошиловградском станкостроительном заводе. Самые яркие воспоминания детства связаны с Великой Отечественной войной. Воспоминания тяжелые, да и время было непростое. Папа ушел на фронт. Ворошиловград оккупировали немцы. Мы с мамой чудом смогли уехать в Рязанскую область. Мама меняла последние вещи на еду, чтобы накормить меня. Я до сих пор помню вкус вареных картофельных очисток и оладьи на кукурузной муке. При этом мама находила какие-то куски ткани, что-то перешивала и шила мне платьица, старалась всячески подбодрить и отвлечь… В родной Ворошиловград мы вернулись только после войны».
Единственная народная
Она полушутя-полусерьезно говорит, что в Мурманск ее привела склонность к авантюрам. В 1963 году, будучи актрисой Ворошиловградского областного музыкально-драматического театра, увидела в газете объявление о приглашении актеров в драматический театр Краснознаменного Северного флота. И поехала на Север, где тогда работал гремевший на всю страну режиссер – заслуженный деятель искусств РСФСР Исай Борисович Шойхет.
– Это был потрясающий режиссер, по-настоящему штучный товар, на его имя ехали артисты со всей страны. Вот и я сознательно приехала в Мурманск именно к Исаю Борисовичу, – рассказывает Алла Иосифовна. – Ему удалось собрать шикарный букет актеров: народные артисты РСФСР Сергей Простяков и Алексей Найчук, заслуженные артисты РСФСР Игорь Москалевский и Сергей Садиков – мечта! Мы выпускали параллельно «Короля Лира» и «Власть тьмы». Была большая труппа, высокий уровень. Исай Борисович воспитывал артистов, давая им разноплановые роли – острохарактерные и героические, лирические, возрастные. Он мог без предупреждения прийти на спектакль, а когда опустится занавес, собрать труппу и устроить разбор. Ну а анализ работы каждого в конце сезона был традицией. Главный режиссер оценивал работу каждого в течение сезона, говорил о перспективах, новых ролях и постановках. Исай Борисович – ветеран Великой Отечественной войны, имел тяжелые ранения, но нас держал в кулаке. Он научил нас ответственно относиться к своему делу. Прошло много лет, но я до сих пор волнуюсь, выходя на сцену, поскольку должна соответствовать профессии, произносить точные реплики, помнить о партнере. Вообще, работа в театре Северного флота для меня была самая трогательная, честная, суровая и ответственная. И я столько не гастролировала, сколько с этой труппой. Мы ходили в отдаленные гарнизоны области на тральщиках в дикие штормы, ездили по всему Советскому Союзу и за рубеж. Принимали нас всегда очень тепло.
В 1968 году Исай Борисович Шойхет возглавил Театр Группы советских войск в Германии в Потсдаме и взял с собой нескольких артистов театра Северного флота, в том числе и Аллу Журавлеву. Именно в Потсдаме она впервые сыграла свои любимые роли: Гелены в «Варшавской мелодии» Леонида Зорина и Инги в «Вызове богам» Анатолия Делендика.
В 1971 году актеры вернулись в драматический театр Краснознаменного Северного флота, в котором Алла Иосифовна проработала до 1992 года. А затем в связи с различными обстоятельствами перешла в труппу Мурманского областного драматического театра, в которой состоит и по сей день. Является единственной народной артисткой Российской Федерации в театральной труппе Мурманской области.
ИЗ ДОСЬЕ «ВМ»
Алла Иосифовна Журавлева родилась 4 августа 1937 года. Актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1987 г.). Народная артистка РФ (2000 г.). Окончила Харьковский институт искусств (1960 г.). Работала в музыкально-драматическом театре в Луганске, в Кустанайском русском областном драматическом театре (Казахстан). С 1963 года служила в театре Северного флота (Мурманск). В 1968–1971 годах выступала в театре Группы советских войск в Германии (Потсдам). С 1971 года – вновь в театре Северного флота. С 1992 года – актриса Мурманского областного драмтеатра. Сыграла больше 150 ролей. В 1988–2001 годах – председатель Мурманской организации Союза театральных деятелей России. Благодаря ее качествам руководителя у Мурманской организации Союза театральных деятелей России появился свой долгожданный Дом актера.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото из архива Мурманского областного драматического театра.
Благодарю за оказанное содействие актера театра Северного флота Алексея Макарова.