Как в Мурманске продвигается дорожная кампания? Какие улицы, не вошедшие в первоначальный план, отремонтируют дополнительно? Сколько домов в Ленинском округе в этом году получат чистую горячую воду? Где городские власти планируют покупать уборочную технику? И как изменится подход к озеленению в областном центре? Об этом глава администрации Мурманска Юрий Сердечкин рассказал в передаче ГТРК «Мурман», посвященной 100 дням с момента его вступления в эту должность.
Важные дороги
Дорожная кампания в Мурманске в самом разгаре. В этом году помимо крупных объектов с очень интенсивным трафиком, таких как улицы Зои Космодемьянской или Достоевского, ведется ремонт второстепенных дорог на окраинах. Это участки не самые внушительные по площади, но давно нуждавшиеся в обновлении.
– Дорожное хозяйство – одна из наших болевых точек, – считает Юрий Сердечкин. – В прошлом году в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в городе отремонтировали 26 дорожных участков, в основном в центре. В этом году мы набрали лучшие темпы: 29 улиц в рамках нацпроекта в работе. На семи из них ремонт уже окончен – там уложены верхние слои асфальта. Еще на пяти улицах уложены нижние, выравнивающие, слои. Общая строительная готовность к началу июля составляла около 40 процентов. Понимая, что у подрядчиков высвобождаются ресурсы, мы запланировали добавить к первоначальному плану дополнительные объекты. Мурманску будут выделены дополнительные средства на ремонт части проспекта Ленина – от улицы Генерала Журбы до улицы Профсоюзов – и наиболее проблемных участков на улице Подгорной. В следующем году приступим к ремонту самого сложного участка на этой улице, где необходимо обустраивать ливневую канализацию. Также я уверен, что мы успеем в этом году отремонтировать наиболее проблемные участки на улице Шмидта, часть улиц Челюскинцев, Карла Маркса и небольшой участок Кольского проспекта.
Переделали без доплат
Один из самых крупных объектов дорожного ремонта – улица Зои Космодемьянской. Подрядчик выполняет работы в предусмотренные сроки, хотя и без проблем на объекте не обошлось: рабочим пришлось повторно укладывать покрытие.
– После укладки бордюрного камня и асфальтирования тротуаров заказчик – «Управление дорожного хозяйства» – выявил неправильные уклоны, – пояснил Юрий Сердечкин. – Из-за этого при любом сильном дожде тротуары там превратились бы в лужи. Подрядчику пришлось переделывать покрытие, разумеется, без каких-либо доплат, за счет своих средств. Но в соцсетях развернулась целая дискуссия о том, что работы оплачены дважды. Спешу всех успокоить: это не так, оплачиваем один раз, только после проверки качества. И никак иначе.
Также Юрий Валерьевич добавил, что помимо ремонтов в рамках нацпроекта в городе начались работы еще на шести дорожных участках. Один из них – подъем в районе бывшего магазина «Чиполлино». Когда составлялась карта дорожных ремонтов, мурманчане очень просили обратить внимание на этот участок. Он фигурировал практически в каждом третьем обращении, поэтому его взяли в работу без лишних раздумий.
В этом году городские власти вывели на новый уровень взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями, которые летом готовятся к отопительному сезону, ремонтируют сети и нередко устраняют аварии под землей. Дорожные службы синхронизируют с ними работу – стороны договорились начинать замену асфальта после ремонта подземных коммуникаций.
– Мы ставим дорожникам сроки до 1 сентября, но понимаем, что они не всегда укладываются, на что есть и объективные причины, – отметил Юрий Сердечкин. – С этого года мы практически в ручном режиме синхронизируем работу наших коммунальщиков и дорожных служб. Один из примеров – улица Софьи Перовской, на которую дорожники до сих пор не вышли, так как там есть разрытия в четырех местах – работают ресурсники. Лучше чуть позже начать, чем потом вскрывать свежеуложенный асфальт. В любом случае в снег асфальт мы класть не будем.
Техника из Белоруссии
Короткое северное лето пролетит быстро. Зимой улицы нужно будет очищать от снега. Но хватит ли уборочной техники? Особенно остро такой вопрос стоит в свете сложностей с поставками, которые возникли на фоне нарушения логистических цепочек.
– Одна из задач сейчас – обновить парк коммунальной техники, которым располагает «Управление дорожного хозяйства», – подчеркнул Юрий Сердечкин. – У нас есть некоторые логистические изменения с поставщиками. Но я не вижу в этом особой сложности, поскольку белорусские производители готовы насытить наш рынок и фронтальными погрузчиками, и тракторами, и грейдерами. Сейчас мы ведем переговоры на этот счет. Абсолютно точно, что договоримся и дозакупим технику, которая нам нужна.
Насчет обновления парка общественного транспорта беспокойства у городских властей тоже нет. В этом году на линии вышли 49 новых автобусов и троллейбусов.
– Всего на городских маршрутах работает около 250 автобусов и троллейбусов, то есть 20 процентов парка мы обновили одномоментно, – подчеркнул глава городской администрации. – По данным Общероссийского народного фронта, средний срок службы автобуса большой вместимости в стране составляет 10 лет. В Мурманске этот срок сегодня – четыре года, и это один из лучших в стране показателей. В ближайшие годы мы продолжим обновление парка. В первую очередь оно коснется троллейбусов. Сейчас мы рассматриваем предложение минского завода «Белкоммунмаш».
Чистая вода
В Ленинском округе Мурманска набирает темп перевод домов на закрытую систему горячего водоснабжения. В советское время водоснабжение округа выстроили по открытому типу, когда горячая вода в краны поступала через батареи – отсюда ее желтый цвет, специфический запах и мутность. Новый подход решает проблему. Программа идет с опережением графика. В прошлом году установили 30 индивидуальных теплопунктов, а в этом – смонтируют 138 систем в 107 многоквартирных домах.
– Программа перехода на закрытую систему горячего водоснабжения рассчитана до 2025 года и включает в себя 447 многоквартирных домов Ленинского округа, из них 41 – в жилом районе Росляково, – уточнил Юрий Сердечкин. – Когда мы начинали эту программу, были определенные опасения. В прошлом году все получилось, и мы поняли, что дальше можно двигаться другими темпами, ускоряясь без потери качества. Сегодня смонтировано уже 120 индивидуальных теплопунктов, ведутся все необходимые работы, чтобы с началом отопительного сезона, в сентябре, мурманчане получили новое качество жизни. От людей, в чьих домах уже есть индивидуальные теплопункты, никаких жалоб на воду пока не поступало.
Спортзалы и теплицы
Работа сейчас кипит в самых разных сферах – такова специфика короткого лета в Мурманске, за которое надо успеть выполнить все задуманное по максимуму. Но есть такие, которые в любом случае невозможно отложить, – школьные ремонты. По сути, на это каждый год остается всего полтора месяца – в июне выпускники сдают экзамены, а в середине августа уже идет приемка школ к новому учебному году. На ремонты – капитальные и поддерживающие – остается всего ничего. Параллельно во многих школах идут работы в рамках проекта «Arctic schools».
– Обновляются отдельные классы, спортивные и актовые залы, общие зоны и даже теплицы, – отметил Юрий Сердечкин. – В этом году в Мурманске 21 учебное заведение стало победителем проекта, тогда как в прошлом году их было 14. Работы финансируются из областного и муниципального бюджетов примерно поровну – всего на эти цели направлено более 80 миллионов рублей. Самое востребованное направление – создание современных, функциональных и красочно оформленных спортивных залов. После каникул многие ребята не узнают свои учебные заведения.
Создавать, а не возмещать
Мурманчане очень трепетно относятся к зеленому наряду города и обязательно сигнализируют о вырубках. Чтобы восполнять утраченную зелень, в городе действует так называемая система компенсационного озеленения. Но теперь подход к этому вопросу решили пересмотреть.
– Как работает система компенсационного озеленения? – продолжил Юрий Сердечкин. – К примеру, в ходе определенных работ вырубается 10 деревьев и столько же высаживается в качестве компенсации. Но из-за того, что в северном климате деревья плохо приживаются, на выходе мы получаем три-четыре молодых дерева, которым еще предстоит расти, взамен 10 взрослых. Это категорически неприемлемый подход, который предстоит менять. Сейчас мы создаем программу озеленения, так называемый «зеленый каркас» города, который со следующего года и начнем формировать. Уходя от этой пагубной привычки компенсировать нанесенный вред, мы хотим перейти к созиданию. Ну а этой осенью мы высадим на территории города большое количество деревьев и кустарников. Конечно, привлечем к этому всех неравнодушных мурманчан, волонтеров, общественные организации, молодежные движения.
Юрий Сердечкин также напомнил, что летом в Мурманске высажено 250 тысяч цветов. По сути, это лишь небольшая деталь, но как она влияет на настроение людей. Из таких деталей в конечном счете и складывается образ муниципалитета, считает глава городской администрации.
Подготовила Елена ГРИБОВА.
Фото Константина БРАЙЦЕВА.