На мурманского актера и коллекционера Алексея Макарова, как шутят в городском выставочном зале, работает вся страна! Его знаменитая коллекция картин «Похищение Европы» – это десятки, а то уже и сотни работ художников не только из столичных городов, но и со всех уголков необъятной России.
Сюжетная интерпретация
Напомним, сюжет картины «Похищение Европы» построен на древнегреческом мифе о том, как громовержец Зевс, приняв облик быка, заставил обманом сесть к нему на спину дочь финикийского царя красавицу Европу и уплыл с ней на остров Крит. Как правило, авторы рисунков и полотен интерпретируют мифологический сюжет каждый по-своему, и это представляет для коллекционера большой интерес.
Со многими из авторов Алексей знакомится в соцсетях, и иногда такие знакомства получают неожиданное продолжение. Так было в случае с московской художницей Тамарой Джапаридзе, пополнившей коллекцию увлеченного мурманчанина своим видением сюжета «Похищение Европы». На ее рисунке вопреки академическим канонам изображена холодная сильная девушка и трепетный бык. Легкий иронический контекст работы в том, что в жизни бывает не все так однозначно, как выглядит со стороны.
Тамара признается, что поначалу даже опешила, когда узнала, что мурманский коллекционер по хештегу «Похищение Европы» нашел и выбрал в Интернете именно ее работу. И более того – предложил помощь в организации персональной выставки. Так картины талантливой московской художницы оказались в мурманском городском выставочном зале. Экспозиция «Река времени» (18+) уже нашла своих поклонников.
Вдохновляющая фраза
К слову, одна из знаковых для художницы работ, которая связана с ее личными переживаниями – «Победы приходят в сражениях» – сейчас экспонируется в Мурманске. И вызывает, пожалуй, наиболее неоднозначную реакцию.
– Надпись «Победы приходят в сражениях» пять лет назад я увидела недалеко от своего дома, на заборе у стадиона Центрального спортивного клуба армии (ЦСКА), – рассказывает Тамара об истории создания необычной картины. – И она меня окрылила! Дело в том, что я в то время переживала сложный развод с любимым, очень тяжелый период, и эта фраза стала для меня импульсом к жизни. Забор тот давно снесли, а фраза живет в сейфе моей памяти. И в выставочных залах время от времени появляется вместе с моей работой. Очень надеюсь, кому-то помогает и еще поможет перешагнуть через жизненные сложности. Можно сказать, эта картина – мои привет и пожелание победы всем женщинам, которым в жизни пришлось научиться быть сильными. Как в знаменитой песне «Butch» «Все равно я встану».
Позитивный рассвет
Философию одноименной с мурманской «персоналкой» работы «Река времени» Тамара Джапаридзе определила как первозданность и память. Как говорит она сама, очень тесно связанные с Севером.
– Я так жалею, что не смогла приехать на открытие своей экспозиции в Мурманск! – признается Тамара. – Очень хотела пообщаться с творческими мурманчанами, в том числе с художниками, посмотреть на арктическую столицу, побывать в уже ставшей туристической легендой Териберке на берегу Баренцева моря, открытого в Северный Ледовитый океан. И название моей мурманской экспозиции перекликается с океаном, первобытностью, нашей памятью, с возвращением к истокам. Побывать в Мурманске – это моя мечта, и я сделаю все, чтобы ее реализовать. Очень хочу в следующий раз привезти в Мурманск что-то позитивное. Думаю, это будет серия работ «Рассвет». Уж слишком много я рисовала противостояний, борьбы. И теперь очень хочется показать мурманчанам свои новые наполненные светом и позитивом работы.
Счастливые кочевники
Ежедневный позитив Тамаре дарят ее пять алабаев и одна кавказская овчарка. Все они появились в жизни художницы в разное время. И, как шутя рассказывает она, сами захотели с ней остаться.
– Мой папа художник Степан Джапаридзе жил в Грузии, работал в Москве, всегда мечтал о кавказской овчарке, но из-за постоянных разъездов не мог себе ее позволить, – рассказывает автор мурманской «персоналки». – И вот в 2006-м, когда мне исполнилось 24 года, я наконец решила исполнить и его, и свою мечту.
Первым у Тамары появился гладкошерстный алабай – «блондинка» Ника. А через год в лесу москвичка наткнулась на кавказскую овчарку. Привела домой, начала разыскивать хозяев, но оказалось, что пес уличный. Пристроить овчарку в хорошие руки тоже не удалось, все ей говорили: «Такую собаку надо в деревню и – на цепь!». А Тамаре стало жаль своего «кавказца». Ну какая цепь? Он у нее уже на диване спал, оказался очень нежным и трепетным. И художница решила, что пес остается.
Похожая судьба и у остальных собак, которые заставили ее забыть о квартире в центре и проводить большую часть времени в Подмосковье на природе.
– И собаки, и я вместе с ними – счастливы, – говорит Тамара. – Мы часто уезжаем с ними за город, где-нибудь снимаем дачу или едем в гости к друзьям. В общем, живем как кочевники! Мне это дарит очень большое количество новых впечатлений. Ведь если анализировать жизнь слаженных животных сообществ, можно заметить, сколько в них социальных связей, очень развита взаимопомощь, альтруизм. И все мое творчество, собственно, построено на этой философии живого мира, на любви к нему. Я словно бы пытаюсь развернуть человека к своей душе, сказать ему: «Человек, у тебя есть душа, и ее настройки – десять христианских заповедей. Это и есть настройки всего живого».
ГЕРОЙ «СТРАШНЫХ СКАЗОК»
От этой фотографии Тамары Джапаридзе, бесстрашно обнимающейся с медведем, невозможно отвести взгляд. Она рассказывает о ней так: «Это киношный медведь Тимоша, который снимался в фильме «Страшные сказки» с Сальмой Хайек, ему уже 25 лет. Его хозяин – цирковой дрессировщик Павел Вякин всю жизнь прожил со своим медведем в передвижном доме, они много лет жили и выступали в Европе, а несколько лет назад вернулись в Россию. Мы вместе с Павлом организовывали встречи с «одомашненными» дикими животными, учили людей их не бояться, проводили фотосессии, прогулки с медведями и волками. С медведем Тимошей мы в 2018 году снимались в русско-китайской комедии «Как я стал русским» с актером Виталием Хаевым. В этой же ленте одну из ролей сыграл мой алабай Гремлин. А у Тимоши была главная роль.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото из архива Тамары Джапаридзе.