Знаменитая поговорка «Терпи, казак, атаманом станешь!» в случае с мурманчанином Андреем Саватеевым оправдалась на все сто. Атаман Мурманского городского казачьего общества вспоминает эту фразу не без улыбки: в Мурманск его в семь лет из Кабардино-Балкарии привезли родители, терские казаки. Тут он пошел в первый класс второй школы, и, если вдруг возникали трудности, мама вспоминала эту самую атаманскую поговорку. «Когда стал атаманом, маме сказал: «Ну вот, накаркала!» – полушутя-полусерьезно рассказывает Андрей Владимирович.
Гроза хулиганов
Сейчас на его парадном мундире 16 медалей. Самая памятная из них – «За участие в боевых действиях», которой он был награжден после серьезной боевой операции в одной из горячих точек в 2003 году. В горячих точках воевал снайпером, а в целом в системе МВД отслужил 17 лет.
И связь с полицейской службой впоследствии не прервал. Совместно с администрацией города Мурманска и местной полицией на базе городского казачьего общества был сформирован казачий отряд народной дружины «КОНДР», который охраняет правопорядок на православных праздниках и массовых городских мероприятиях. И даже самые отъявленные хулиганы знают, что под бдительным оком мурманских казаков не забалуешь: в руках у них нагайки. А законодательство, к слову, позволяет им применять против правонарушителей весьма нешуточные приемы!
Помимо правоохранной деятельности мурманские казаки занимаются еще и патриотическим воспитанием: проводят уроки мужества в школах, лицеях, колледжах, а на мастер-классах демонстрируют подрастающему поколению искусство владения казачьим оружием. В Мурманском медицинском колледже, к примеру, на таком мастер-классе казаков около полутора часов не отпускали юные барышни – просили обучить их мастерству фланкировки, то есть комплексу упражнений, вырабатывающих культуру и навык обращения с шашкой! И что любопытно, у парней искусство фланкировки большого интереса не вызвало. А вот девушки, напротив, все как одна заинтересовались казачьим боевым мастерством.
Зов крови
К слову о барышнях. Из 35 горожан, входящих в мурманское казачье общество, есть несколько представительниц прекрасного пола. Одна из них, с экономическим образованием, трудится казначеем. В общество, можно сказать, напросилась, уж очень ее тянуло к казачьей культуре. А совсем недавно выяснилось, что ее бабушка и дедушка были донскими казаками, которым долгое время пришлось тщательно скрывать свое происхождение из-за гонений в начале прошлого века. Мурманские казаки говорят, это еще одно подтверждение того, что приверженцы казачьего уклада жизни и культуры, как правило, – по крови. Ее-то не обманешь.
В этом году у мурманского казачьего общества состоялся своеобразный дебют – казаки впервые открыли в арктической столице экспозицию своей традиционной одежды и боевого оружия, в том числе раритетного. В Мурманском городском выставочном зале посетители разглядывали экспонаты с пиететом. Ну шутка ли, в витринах были представлены аутентичные образцы холодного оружия: и сабля запорожских казаков времен польско-казацких битв XVI века, и трофейный меч русско-японской войны, и боевая сабля первой половины XIX века. И семейные оружейные раритеты, которые передавались от дедов и прадедов. Что особенно любопытно, большинство экспонатов из частных коллекций мурманских казаков можно увидеть на них самих и в повседневной жизни – и во время охраны правопорядка на больших мероприятиях, и на патриотических мастер-классах.
Говорящая кубанка
Рассказывая об истории Мурманского городского казачьего общества, его атаман Андрей Саватеев уточняет, что она берет начало в 1989 году. «Наше общество пережило много, – говорит он, – и гонение со стороны КПСС и КГБ, и даже советских пионеров, и неприятие со стороны малограмотного народа. И внутренние распри да неурядицы. Но вот настало то время, когда стране, государству, Родине вновь стала необходима поддержка казачества как оплота сильного Российского государства.
На данный момент Мурманское городское казачье общество – это общественная организация, состоящая в основной своей массе из родовых и потомственных казаков, прибывших в Мурманск из регионов этнического проживания казаков, например, донских, терских, кубанских, уральских, сибирских районов нашей страны».
Кто из какого района прибыл, узнать несложно – достаточно посмотреть на казачью кубанку. У донских – ее верх красный, у астраханских – желтый, а у терских – синий. На больших праздниках, куда съезжаются около двух сотен казаков со всей Мурманской области, так можно быстро вычислить своих земляков. На таких праздничных съездах заполярные казаки борются на поясах, стреляют из луков и винтовок, фланкируют, поют напевные казачьи песни. И угощаются традиционной походной кашей – кулешом, который готовят из пшенной крупы и сала.
Форменную одежду для подобных мероприятий заполярные казаки шьют сами, в среднем традиционный костюм обходится в 15–20 тысяч рублей. На парадных мундирах у казаков принято носить награды, в том числе казачьи. У мурманского атамана Андрея Саватеева это наградной знак «300 лет возрождения казачества». Он был жалован ему два года назад, в августе 2020-го, вместе с чином есаула.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото из архива Мурманского городского казачьего общества.