В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века Мурманск стал одним из немногих областных центров, которых не коснулось массовое переименование улиц и площадей. В этом была своя историческая справедливость: наш город все-таки фактически создавался при советской власти.
Обязательный памятник
Дореволюционный проект Романова-на-Мурмане с его Николаевским проспектом, Ольгинской и Мариинской улицами не был осуществлен, поэтому почти все названия улицы Мурманска после революции получили впервые. Правда, два названия из плана Романова-на-Мурмане все-таки остались. Это улица Портовая, которая, съежившись до проезда, сегодня проходит практически там же, где и должна была быть изначально, и улица Морская. Последняя, правда, перекочевала за пределы центра и находится сейчас в Первомайском округе. А первоначально так назывался участок, который шел примерно там, где ныне проходит улица Самойловой.
Не меняли «место прописки» в Мурманске и памятники, которые в большинстве своем появились после 1920 года. Исключением стал только английский кенотаф, установленный интервентами где-то в 1918–1919 годах на своем кладбище, находившемся в то время в районе современной улицы Капитана Буркова. В 1930 году это кладбище перенесли на Планерное поле, а уже в XXI веке туда переехал и сам кенотаф.
В советское время главным памятником любого города был монумент Владимиру Ильичу Ленину. О нем в первую очередь рассказывали экскурсоводы, а у его пьедестала происходили все важнейшие городские мероприятия.
Памятники Ленину в СССР ставились не по желанию городских властей. Это была их обязанность. У местных властей тогда был единственный выбор: купить готовую статую вождя (так сделали, например, в Североморске) или заказать оригинальный проект.
Довоенная Лениниана
Ильич, ныне стоящий у дома № 63 на проспекте Ленина, не был первым монументом вождю в Мурманске. Сотрудник Государственного архива Мурманской области Дмитрий Ермолаев изучил скульптурную Лениниану столицы Кольского Заполярья и выяснил вот что. Еще в 1927 году в честь десятилетия Октябрьской революции статуя Ленина должна была украсить памятник жертвам интервенции. Но тогда что-то пошло не так.
Первая ленинская скульптура появилась в нашем городе только 7 ноября 1932 года, когда памятник Ильичу открыли в морском порту.
«Никогда улицы Мурманска не видали такого оживления, как в эти часы, – писала «Полярная правда». – Трудящиеся Мурманска демонстрировали свои силы, волю и энтузиазм строителей социализма за Полярным кругом. 30 тысяч человек участвовало в демонстрации 7 ноября. Бросались в глаза строгая организованность и порядок в движении колонн.
От трибуны колонны также организованно двинулись на открытие памятника Ленину в порту.
– Великому вождю рабочего класса, – громко разносится голос секретаря партколлектива порта, – неутомимому борцу за освобождение трудящихся, Владимиру Ильичу Ленину, памятник открыт!».
Автором этого монумента был скульптор Сергей Меркуров. Вождь мирового пролетариата, сидя на стуле, крепко держится за его спинку, словно боится этот стул потерять. Таким видится памятник сегодня. Но в 1932 году композицию объясняли по-другому: «Ленин внимательно слушает собеседника, наклонившись к нему вполоборота. Рука расслаблено заведена за спинку стула». Хотя, на мой субъективный взгляд, в такой позе и с таким выражением лица можно слушать разве что приговор врача.
Первый мурманский памятник Ленину дожил до наших дней. Он и сегодня находится все там же – в порту.
С довоенных времен сохранился еще один памятник Ильичу, и тоже сидящему, – на территории Мурманской ТЭЦ. Когда-то стояли в городе и другие изваяния вождя – у здания Мурманского рыбокомбината и у Дома междурейсового отдыха моряков тралового флота.
Барельефы – лишнее
Закончилась война. Мурманск стал быстро восстанавливаться и не менее быстро расти. Находившийся в порту памятник Ленину, как и другие его изваяния, уже не соответствовали новому облику города. Образно говоря, вождь должен был наконец встать со своего стула и выйти в народ.
Нам не известно точное время начала работ над новым монументом Владимиру Ильичу. Произошло это, видимо, в первой половине 50-х годов. В Государственном архиве Мурманской области хранится протокол № 300 заседания объединенной архитектурной комиссии, состоявшегося 17 декабря 1954 года под председательством главного архитектора Мурманска Анатолия Антонова. На совещании присутствовали председатель Мурманского горисполкома Илья Мякишев и автор архитектурного решения памятника Лев Сизиков, в ту пору начальник областного отдела по делам архитектуры. Из этого протокола можно узнать некоторые подробности установки монумента.
Проектной организацией выступила Дирекция художественных выставок и панорам Министерства культуры СССР, а непосредственными авторами проекта значатся лауреат Сталинских премий, народный художник РСФСР скульптор Николай Томский и архитектор Лев Сизиков.
Первоначально Томский предложил мурманчанам постамент памятника с барельефами на его гранях. Однако комиссия отвергла эту идею, отметив в протоколе, что «вариант постамента с барельефами в условиях посадки памятника на фоне существующих зданий, решенных в простых лаконичных архитектурных формах, менее подходит к данному конкретному месту».
Видимо, еще на ранних этапах обсуждения работы Томского вызвала некоторые вопросы общая высота конструкции – 11,7 метра. Для того чтобы точно определиться с пропорциями памятника и понять его взаимосвязь с окружающим городским ландшафтом, в центре посадки монумента была установлена временная конструкция, соответствующая проектной высоте. По результатам этого натурного эксперимента комиссия пришла к выводу, что «в условиях 5–7- этажной застройки, окружающей сквер, высота монумента принята правильной… Изменение пропорции или высоты монумента не желательно, т. к. принятые проектом соотношения и высота всей композиции в представленном виде наиболее оптимально учитывают условия посадки памятника в конкретных условиях сквера».
Работа архитектора Сизикова вопросов не вызвала. Комиссия рекомендовала «представленный на рассмотрение проект монумента Владимира Ильича ЛЕНИНА в г. Мурманске одобрить и рекомендовать к строительству по варианту с гладким постаментом без барельефов».
Быстрое решениеи долгое ожидание
Уже 10 января 1955 года Мурманский горисполком на своем заседании принимает решение о строительстве нового памятника вождю в областном центре. Но прошло более двух с половиной лет, прежде чем монумент занял отведенное для него место.
Удивляться этому не стоит. Во-первых, решение Мурманского горисполкома тогда еще должны были утвердить сначала облисполком, а затем и обком партии. Кроме того, учитывая всегдашнюю любовь партийных органов ко всякого рода юбилеям и памятным датам, установка памятника могла быть осуществлена только в ноябре 1957 года, когда отмечалось 40-летие Октябрьской революции. Либо надо было ждать 90-летия со дня рождения Владимира Ильича, то есть 1960 года.
К строительству приступили летом 1957 года.
«В Мурманске, в сквере у дома 57 по проспекту имени Сталина (сегодня это дом № 63 на проспекте Ленина. – Прим. автора), начались подготовительные работы по установке памятника В. И. Ленину, – читаем в «Полярной правде». – Сейчас на площадке экскаватор роет котлован под фундамент. Почетное задание – установка памятника В. И. Ленину – поручено коллективу седьмого строительно-монтажного треста «Мурманрыбстрой».
Открыли памятник в воскресенье, 3 ноября 1957 года. Пришли тысячи мурманчан.
«Этот день войдет в историю Мурманска как памятная, как историческая дата, – говорится в репортаже «Комсомольца Заполярья». – Открыть памятник поручили представителям трех поколений – старым коммунистам Семену Павловичу Галкину и Ефиму Федотовичу Стрелкову, комсомольцам Леониду Тарану и Раисе Костричкиной, пионерам Боре Трубачеву и Люде Михайловой, а также одному из участников сооружения памятника Арону Наумовичу Михлину. Одновременно в этот же день был открыт памятник Ленину в Североморске».
Уже через четыре дня в Мурманске мимо памятника Ильичу прошла демонстрация, посвященная 40-летию Октябрьской революции. Это было грандиозное театрализованное зрелище! Красногвардейцы на грузовиках, матросы, обмотанные пулеметными лентами... Нашли даже пулемет «Максим», который проехался на грузовике перед зрителями. А вечером был праздничный салют.
Автора!
Теперь несколько слов о скульпторе Николае Томском. Сегодня наиболее известной работой Николая Васильевича остается скульптурно-архитектурная композиция на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Кроме этого он участвовал в оформлении московского метрополитена и московских высоток. Однако больше всего он запомнился современникам как создатель скульптурных портретов – статуй, бюстов. На его счету множество изваяний Сталина, Кирова, Ленина, зарубежных деятелей коммунистического движения, советских военачальников и так далее.
К своей работе Томский подходил нешаблонно. У него не было одинаковых Лениных. К моменту работы по мурманскому заказу на его счету было уже с десяток Ильичей, и все они очень разные. В начале своего творчества Томский изображал вождя яростным трибуном, призывающим людей в светлое будущее, машущим рукой с зажатой в ней кепкой или, на худой конец, указывающим этой самой рукой направление, куда люди должны идти.
К 50-м годам Николаю Томскому уже никому и ничего доказывать было не нужно. Он заслуженный художник, лауреат Сталинских премий. Судя по всему, Николай Васильевич остепенился, и его Ильич тоже. Мурманский Ленин уже не машет рукой и как-то успокоился. Кепка, правда, никуда не делась, по-прежнему в кулаке. Но вождь замер, будто ждет чего-то. И это напряженное вслушивание – единственная экспрессия в мурманском монументе. Никуда Ленин уже не спешит, никого никуда ни призывает, просто стоит и слушает. Но что-то ему не дает покоя. Похожее решение Томский применил в 1970 году, создавая памятник Владимиру Ильичу в Таганроге. Но там скульптор уже забрал у вождя кепку.
В 1968 году Николай Томский станет президентом Академии художеств СССР, а через два года ему будет присвоено звание Героя Социалистического Труда. Несмотря на высокий пост, Николай Васильевич иной раз выступал против воли КПСС. Так, он спас от уничтожения храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году. Не чурался изготовитель статуй вождей и жанра ню. Причем критики отмечали прекрасное знание Героем Соцтруда анатомии человека.
Умер Николай Васильевич в 1984 году в возрасте 83 лет, за месяц до своего очередного дня рождения. В 90-х годах прошлого века некоторые его работы были уничтожены или перенесены. Но этого академик, к счастью, уже не увидел.
Андрей КИРОШКО
Использованы материалы Государственного архива Мурманской области, Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки
Фото автора, а также из коллекции Андрея Сычева
К теме
В 2021 году в Мурманске капитально отремонтировали сквер у памятника Ленину. Благоустройство одной из визитных карточек города длилось несколько месяцев. Обновление коснулось более трех с половиной тысяч квадратных метров площади сквера, но кардинальных перемен там изначально не планировалось. Пешеходные дорожки были покрыты гранитной плиткой. В сквере установили 38 скамеек классического дизайна, 14 чугунных урн, 45 новых светильников. Памятник Ленину отреставрировали с учетом строгих требований, предъявляемых к сохранению объектов культурного наследия. Реставрация потребовалась и четырем старым фонарям, или, как их раньше называли, подсвечникам. Они были украшены световыми композициями с российским триколором и звездами.