Недавно в соцсетях активно обсуждался вопиющий случай в Кандалакше. Там произошла драка между подростками, в результате которой 12-летняя девочка получила сотрясение мозга, травму руки и другие повреждения. По этому поводу идут разбирательства, подключены сотрудники полиции, школа. Этот и другие конфликтные ситуации в Мурманской области держит на контроле и уполномоченная по правам ребенка Алевтина Андреева.
От ссор до прививок
С какими же обращениями от северян приходится сталкиваться детскому омбудсмену?
– Преобладающая тематика – семейные отношения, все, что касается воспитания детей, – поясняет Алевтина Андреева. – Это и определение места жительства ребенка после развода родителей, и опека, и неисполнение родительских обязанностей. Второй блок обращений – школьный: конфликты в классе, несогласие с итоговыми оценками, действиями учителей. Например, как-то пришлось разбираться с коллективным обращением родителей, не согласных с заменой основного учителя-предметника на другого преподавателя. Третья тема – сообщения о том, что ребенка обижают, детские драки, конфликты. Ну и четвертый блок – вопросы здравоохранения. Например, когда хотят отказаться от прививок. Или, наоборот, был случай, когда родители хотели сделать прививку ребенку бесплатно, но она не входит в обязательный перечень вакцинирования. То есть привиться можно, но за плату, так как наш регион не входит в число эпиднеблагополучных по конкретному заболеванию. Родители были с этим не согласны. Поэтому мы запросили информацию в ведомствах, дали родителям подробный развернутый ответ.
С начала 2022 года в адрес уполномоченного по правам ребенка в Мурманской области поступило 96 обращений. Многие из них требуют детального изучения на месте, а потому в рабочем графике Алевтины Андреевой много командировок.
– Нельзя сказать о каком-то значительном росте подростковой агрессии, – продолжает Алевтина Васильевна. – Но случаи, когда возникают конфликтные ситуации в школах, есть, мы их детально разбираем. В основном это детские конфликты, но случается, что в них вовлечены и взрослые: педагоги, родители. Бывает, что идет травля ребенка. И он, защищаясь от нападок, может сам совершить правонарушение, нанести какие-то телесные повреждения своим обидчикам. А потом в итоге может получиться, что мы обвиняем жертву травли. Причин конфликтов много, одна из них – несоблюдение педагогами профессиональной этики плюс какие-то ситуации обсуждаются в родительских чатах, и это порой тоже доходит до неприятных эксцессов, которые необходимо урегулировать.
Право есть у каждого
Крайне деликатная тема – здоровье ребенка. И здесь тоже возникают спорные ситуации, в которых приходится разбираться уполномоченному.
– Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют такое же право на получение образования, как и другие, – говорит Алевтина Андреева. – Если есть возможность, они посещают обычную школу, но там для них создаются особые условия. Бывает, родителям других учеников не нравится, что особенный ребенок учится вместе с их детьми. И переломить эту ситуацию порой очень сложно. Приходится выезжать на место, разговаривать с родителями, учителями. Иногда сами руководители образовательных учреждений обращаются ко мне, и мы вместе ищем пути решения проблемы. В Мурманске очень хорошо работает центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям. Мы часто привлекаем их специалистов, чтобы посмотреть, где надо скорректировать маршрут обучения особенного ребенка, какие условия необходимо создать, чтобы он тоже был успешен. Надо помнить, что у родителя, законного представителя ребенка есть право выбора: пойдет ли он в специализированную коррекционную школу или в обычную общеобразовательную. Мы должны быть терпимы и милосердны.
Призовут к порядку
Еще одна проблема – когда ребенок с отклонениями в норме поведения третирует класс. Случается такое даже в детских садах, ведь у взрослых могут быть разные принципы и модели воспитания своих чад. Родители детей, которые подвергаются нападкам агрессивного ребенка, пытаются решить вопрос через семьи маленьких хулиганов, воспитателей, учителей, руководство образовательного учреждения, но не всегда добиваются результата. Тогда родители доходят и до уполномоченного по правам ребенка.
– Мы, как правило, рассматриваем уже острую конфликтную ситуацию, когда она достигла пика, – комментирует Алевтина Андреева. – К этому моменту родители этих маленьких хулиганов зачастую закрываются, и надо приложить очень много усилий, чтобы достучаться до них. Мы всегда исходим из того, что есть коллектив детей, у них равные права. И стараемся привести к тому, чтобы всем было комфортно и спокойно учиться. Институт уполномоченного – это одно из средств защиты прав детей. Я не подменяю никакие органы муниципальной или государственной власти. В рамках своих полномочий могу выехать в школу, просмотреть документацию, увидеть, какая работа ведется. Ситуации бывают разные, порой кому-то из ребят требуется индивидуальное обучение. Если не получилось решить проблему, к работе подключается территориальная комиссия по делам несовершеннолетних. В нее входят представители полиции, органов опеки и попечительства, системы образования, здравоохранения. Комиссия – это не карательный орган, ее работа направлена на защиту прав и интересов детей. Специалисты работают и с ребенком, и с родителями, стараясь убедить в том, что необходимо предпринять меры и наладить взаимоотношения с окружающими.
Деликатнее, учителя!
Как отметила Алевтина Андреева, причины школьных конфликтов самые разные. Случается, что дети не находят взаимопонимания со сверстниками. А порой участниками острой ситуации становятся в том числе учителя, когда они выделяют в классе детей по тому или иному принципу. Тем самым подливают масло в огонь, пусть даже и невольно.
– Допустим, ребенок, у которого и так сложные отношения с другими детьми в классе, получает на уроке двойку, – приводит пример Алевтина Васильевна. – Многое зависит от того, как учитель скажет об оценке. Например: «Ты не подготовился, и я вынужден тебе поставить два». Или при всем классе произнесет: «Мы ничего другого от тебя и не ожидали, у тебя снова двойка». Звучит по-разному, и это различие важно понимать и учитывать. В педагогическом коллективе надо осторожно и бережно относиться к детской психике. Любой ребенок должен чувствовать поддержку, у него должна быть мотивация. А для этого и учитель должен протянуть руку помощи.
Жизненные ситуации бывают разные, как и семьи, в которых живут дети. У одного родителя есть возможности помочь ребенку с учебой, нанять того же репетитора. У других такой материальной возможности нет. Ритм жизни у родителей тоже разный, в том числе трудовой. Кто-то занят меньше и может больше времени проводить с ребенком, а кто-то трудится на двух работах. Классный руководитель должен знать, что происходит в семье, видеть, с каким настроением ребенок приходит в школу.
Бои без правил
Отдельная тема – родительские чаты. Как правило, их два: один с участием классного руководителя, второй – без него. И вот в нем-то нередко происходят настоящие баталии. Увлеченные спором и руганью взрослые уже не видят ни детей, ни нужд класса, главное – перекричать оппонента. Бывали случаи, когда конфликт переходил в режим офлайн и происходили трагедии. В Мурманской области, к счастью, до такого не доходило, но в одном из регионов страны как-то родитель пришел разбираться с обидчиком жены после конфликта в родительском чате. В итоге дошло до ножевых ранений, отец одного из детей погиб.
– Любой чат должен начинаться с правил поведения, – уверена Алевтина Андреева. – Когда кто-то их не выполняет, появляются оскорбления, обсуждения детей, переход на личности, выплескиваются частные семейные подробности, это должно жестко пресекаться.
Требуя правильного поведения от своих детей и окружающих, взрослые нередко сами переходят границы разумного. Например, в одной из школ причиной ссоры между родителями стала поездка на экскурсию. Одни были за нее, другие – против. Мнения разделились, все переросло в конфликт, в который пришлось вмешаться уполномоченному по правам ребенка. В одном из небольших населенных пунктов области причиной для разборок между родителями стала личная неприязнь друг к другу. В итоге мама, которая участвовала в конфликте и являлась членом родительского комитета, исключила вторую родительницу из чата, и та не узнала, что в классе собирают деньги на новогодние подарки детям. Выяснилось это за два дня до утренника. В итоге ребенок остался без подарка, а увещевать конфликтующих и призывать к разумному поведению пришлось уполномоченному по правам ребенка, к которому обратились неравнодушные родители.
Как видим, причины таких конфликтов совершенно банальные. И было бы смешно, но на самом деле становится грустно.
Юлия РОМАНОВА
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО