Когда учебный год близится к завершению, традиционно подводятся итоги регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» – «Учитель года Мурманской области». В этот раз он наконец-то проводился в очном формате.
Участники прошли несколько испытаний: «Методическая мастерская», «Урок», «Мастер-класс», «Классный час», а также приняли участие в пресс-конференции «Вопрос учителю года».
Финалистами регионального этапа стали пять педагогов из различных муниципалитетов области. Одна из них – учитель математики мурманской гимназии № 7 Юлия Пономаренко.
Сны о конкурсе
– В прошлом году я также участвовала в региональном этапе, но тогда мне не удалось выйти из своей группы, – рассказывает Юлия Андреевна. – Решила в этом году попробовать еще раз. На этот раз получилось стать победителем в своей группе и выйти в финал. Меня поддерживал коллектив гимназии, он у нас очень слаженный. Если нужна помощь, коллеги всегда откликнутся. Так что поддерживали морально, подкидывали идеи.
Самым сложным, по мнению конкурсантов, был заключительный этап состязания, который проходил в формате пресс-конференции. Участники сидели в линейку, а перед нами – школьники, представители министерства образования, вузов, колледжей и члены жюри, которые в течение полутора часов просто забрасывали конкурсантов вопросами на совершенно разные темы. Настоящее испытание на профессионализм, эрудицию и стрессоустойчивость.
– Возможности почувствовать себя звездой не было, – с улыбкой вспоминает Юлия Пономаренко. – Вопросы порой задавались довольно каверзные, отвечать надо было с ходу, а в конкурсных условиях это не просто. Да и в целом период был эмоционально напряженным, но и очень интересным. Пока готовишься к конкурсным испытаниям, спишь урывками, думаешь, как провести тот же открытый урок или классный час. И пока идея не приснится, мозг все время работает. Потом просыпаешься и уже понимаешь, что и как будешь делать. Думаю, что для каждого учителя это очень хороший опыт, возможность реализовать себя, свои знания. Мне хотелось себя показать, на других посмотреть, обменяться опытом с коллегами.
На одной волне
Юлия Пономаренко преподает математику в пятых – одиннадцатых классах, плюс к этому у нее классное руководство в седьмом и восьмом классах. Стаж работы уже семь лет, и сейчас даже странно подумать, что изначально выбор профессии был другим.
– Никогда не хотела быть учителем, – вспоминает Юлия Андреевна. – В школе всегда нравилась математика, поэтому было желание стать инженером. Но перед поступлением мама сказала: «Мне кажется, это не твое, иди на учителя». Послушала, пошла. И все пять лет учебы в вузе мне не нравилось в том числе изучать предметы, которые связаны с профессией. Так до последней практики, когда пришла в школу. Работать с детьми понравилось. Дали мне девятый класс, и вот тогда, что называется, «зашло». Хотя перед первым уроком я очень переживала. Было страшно что-то не так сказать, что мне зададут вопрос, на который не смогу ответить. Для себя сделала вывод: когда находишь общий язык с детьми, все получается. С детьми надо настроиться на одну волну.
Новая параллель
В следующем учебном году к учителю придет новая параллель классов. Юлия Пономаренко уверена: важно познакомиться с каждым учеником. Ведь к ней придет не какой-то абстрактный «класс», а конкретные дети, и каждый ребенок – со своими особенностями, характером. Всех их надо научить любить предмет или сделать так, чтобы он им хотя бы нравился. А значит, в первую очередь ребят надо заинтересовать, завлечь. Тем более что математика – предмет достаточно сложный, но обязательный. И игнорировать его уж точно не получится.
– Если что-то не выходит, мы прикладываем больше усилий, занимаемся с детьми еще активнее, – говорит учитель. – В любом случае это тренировка мозга, которая нужна всем. И я всегда говорю ученикам, что хотя бы на три математику может знать каждый. Не надо расстраиваться, если в классе не сидят одни математические гении. Я прекрасно понимаю, что в классе кто-то из ребят – чистый гуманитарий. Важно, чтобы дети с уважением относились к предмету, выполняли все требования учителя. И тогда у них все получится.
Секрет учителя
Гимназисты отзываются о своем преподавателе как о достаточно либеральном человеке. К Юлии Андреевне можно прийти с проблемами, поговорить о наболевшем, о том, что на душе. Но и поругать за дело Юлия Андреевна тоже может. А еще своим ученикам она ставит двойки и даже колы. Это индикатор того, что надо подтянуться, исправить пробелы. Такая возможность у ребят есть всегда. К слову, пока мы беседовали, а это было уже после окончания всех уроков, в классе математики сидели несколько человек. Одни готовились к предстоящим экзаменам, другие сдавали хвосты.
– Можно сказать, что я живу на работе, – признается Юлия Андреевна. – Рабочий день начинается в 8:30, и я обычно остаюсь в школе до 17 часов. Помимо уроков, конечно, есть и проверка тетрадей, но я занимаюсь этим исключительно в кабинете, домой не ношу, это моя принципиальная позиция. Дом – это дом. Для себя и семьи тоже есть время. В выходные, если получается, летаем в Питер, в Москву – погулять. Встречаемся с друзьями. Плюс часов в девять вечера успеваю сходить в спортзал.
В завершение разговора Юлия Пономаренко раскрыла свой секрет успеха в работе с детьми:
– Самое главное – видеть в ребенке человека и принимать его таким, какой он есть, – уверена учитель. – Никого нельзя пытаться переделать. Только через понимание, уважение и любовь можно достичь каких-то результатов.
Юлия РОМАНОВА
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО и с сайта комитета по образованию администрации города Мурманска