– Не хочуууууууу! Не хочууу зубы чистить! Не будуууу! Не буду спааааать!
Эти крики вполне естественно услышать от трехлетнего ребенка. Но когда так громко протестует взрослая женщина в ресторане, да еще в окружении своих подруг, окружающие начинают посматривать в их сторону с большим любопытством. А тем временем сидящая напротив крикуньи дама с трудом уговаривает ее внять голосу разума.
Перед женщинами лежит игровое поле, с которого они берут по очереди карты – по парам и без. И проигрывают заданные ситуации. Казалось бы, для чего? Об этой странной игре и громких капризах ее участниц мурманчанок расспросила корреспондент «Вечерки».
Оказывается, игра регулярно объединяет мурманских мам, которые хотят общаться с детьми без криков и угроз, а только на основе доверия. Главная цель ее – помочь правильно развивать эмоциональный интеллект. А идейный вдохновитель таких встреч – мурманчанка Татьяна Стробыкина, знакомая многим родителям по городскому клубу беговелов «Северный ветерок».
С детьми можно договориться
Мурманчанка Наталья Эрдман пришла на курс к Татьяне Стробыкиной для того, чтобы лучше понимать своих дочь и сына.
– В нашей семье двое детей: дочке семь лет, сыну – пять, – рассказала она. – Дети разные, к каждому нужен свой подход. И между ними постоянная конкуренция. Хотя мы с мужем много читаем об отношениях с детьми и применяем советы психологов на практике, но не все получается гладко. Мы обожаем наших детей, но оказалось, что этого недостаточно, чтобы быть идеальными родителями. С Татьяной мы познакомились пять лет назад в клубе беговелов, мне нравится ее отношение к детям, чуткость. Она всегда может подобрать нужные слова для каждого ребенка, подсказать родителям, как лучше себя вести. Когда я узнала об обучении для родителей, решила, что мне обязательно нужно «прокачаться», как маме.
Наталья, как и все участницы курса, прошла серию из восьми групповых встреч. На каждой из них она вместе с другими мамами проигрывала ситуации коммуникации с детьми из разных сфер жизни. Игру недаром называют эмоциональным тренажером. Участницы играют в одну и ту же ситуацию два раза: стереотипно и по-новому. Таким образом удается заместить устаревшие модели поведения на эффективные, сохраняющие психику ребенка гармоничной.
– Еще во время беременности я мечтала о школе для родителей, в которой обучают не только уходу за малышом, но и построению доверительных отношений, – уточняет Наталья. – Тут я поняла, что моя мечта сбылась. Во время игры есть возможность встать на место ребенка и испытать те же эмоции, что и он во время разговора с родителями. Иногда это было очень неприятно, страшно. А потом с помощью Татьяны и подсказок игры мы учились поддержке. Сейчас я могу сказать, что у нас даже в семье «погода» стала комфортнее. У меня появилась уверенность в том, что с детьми обо всем можно договориться, пропали опасения эмоциональных конфликтов, когда дети капризничают, например, при сборе утром в детсад или в магазине игрушек. Теперь у меня есть ответы на вопросы, как поступить в той или иной ситуации правильно и сохранить психику ребенка здоровой. Быть мамой – работа непростая, но очень увлекательная. И после курса для родителей общение с детьми стало доставлять мне больше удовольствия.
Правильный и несчастный
Мама Елена обратилась к Татьяне Стробыкиной, чтобы улучшить отношения с пятилетним сыном.
– Я считала себя довольно современной мамой, – говорит она. – Книжками Петрановской, Быковой, Паевской и других гуру педагогики я зачитывалась еще в первые месяцы декрета. Но это не избавило меня от ошибок. Мы с мужем очень любим сынишку Диму и стараемся воспитать умного ребенка. Поэтому есть кодекс домашних правил, которые он должен соблюдать. Но как-то я обратила внимание, что мой сын не выглядит от этого счастливым. Он выполняет правила, но в глазах радости нет. И я испугалась, что наша любовь к нему превращается попросту в дрессировку.
Играть на занятиях с группой мама не стала, прошла курс индивидуально. По ее словам, главная ценность игры-тренажера в возможности не только знать, как правильно поступить, но и уметь поступить так в реальной жизни.
– У нас в общении теперь нет повышенного тона, я научилась говорить голосом тетушки Совы из мультика для малышей, мы совершенно по-другому выходим из конфликтов, договариваемся, – перечисляет она свои наблюдения. – Я получила навык делать своего сына счастливым. Появились специальные семейные традиции: мы обязательно вместе поем, вечером стали играть в настольные игры. А еще по совету Татьяны у нас появилось несколько видов песочных часов для ребенка, ведь так ему проще следить за временем и договариваться с нами о времени прогулки, например.
Специи жизни
Мама Полина Зуйкова стала играть ради своей дочери. Первый ребенок в семье вызывает трепетные чувства и желание все сделать правильно для его счастья. Главными ощущениями от обучения стала душевность в общении и чувство уютных домашних посиделок на кухне.
– На курсе для родителей было очень приятно общаться, интересно послушать истории мам и детей, – вспоминает она. – Они очень разные. Это возможность узнать о практическом опыте и предупредить возможные ошибки у себя. Я молодая мама и пришла на курс, не имея проблем. Но вот, например, не знала, как во время отхода ко сну уговорить малышку не трогать мои длинные волосы. Татьяна подсказала простой секрет. Также я узнала, как правильно реагировать на детские истерики. Больше всего мне запомнилась фраза Татьяны про «эмоции как специи жизни». У нас за время курсов для родителей заметно улучшился микроклимат в семье, и теперь мы «приправляем» наши будни добрыми и радостными моментами.
Необычный тренажер
Ведущая курса для родителей Татьяна Стробыкина обучает мам ладить с детьми без крика и угроз с осени 2021 года. Основным инструментом стал игровой тренажер эмоционального интеллекта «Кидс». Татьяна признает, что иногда на группы играющих под ее руководством мам окружающие в общественных местах посматривают с большим любопытством. Но это мелочи по сравнению с масштабом положительных изменений в мурманских семьях со счастьем детей.
– Началось все с моего обучения, – рассказывает мурманчанка. – У меня два сына: старшему 20 лет, и младшему – восемь. Поэтому у меня была хорошая возможность проверить полученные знания в этих возрастах. Еще больше я удивилась, когда заметила улучшения не только в общении с детьми, но и со взрослыми. Ведь одна из главных задач курса – создание позитивного фона в построении отношений. У каждой мамы перед началом игр свои пожелания. Играя, мурманские мамы учатся не только избавляться от разрушительных стереотипов, но и бережно относиться к детским фантазиям и ошибкам, помогать проживать моменты агрессии. Именно эти навыки станут залогом крепкого эмоционального интеллекта, здоровой самооценки и успешности юных мурманчан. Как дружить, как поддерживать, как защищать свои границы, как ставить цели и достигать их – такие важные знания передадут мамы, играющие в игры, своим детям.
Елена СТАНОВАЯ
Фото из архива Татьяны Стробыкиной, Натальи Эрдман