Окончание. Начало в номере за 22 апреля 2022 года.
«Вечерка» продолжает рассказ об итогах работы Комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества «Помни войну» в 2021 году.
Роковой «Бантос-А»
Весной прошлого года экспедиция обследовала сразу две подводные лодки Северного флота, погибшие в 1942 году, – Д-3 и К-2. Обе субмарины со своей историей. Д-3 строилась в серии в 1927–1930 годах (всего три единицы). Это были первые лодки, построенные в СССР после революции. Поэтому они стали своего рода университетами для подготовки советских подводников. В 1931 году «Красногвардеец» (в те годы лодкам давали имена) прибыл на Север. 5 февраля 1938 года субмарина с группой связистов на борту вышла в направлении дрейфующей полярной станции «Северный полюс-1», имея задачу поддерживать радиосвязь между спасательными судами и дирижаблем «СССР-В6», направленными для снятия экипажа станции. Во время этого плавания посетила район острова Ян-Майен, став первой из советских подлодок, вышедших в западное полушарие. В этом же походе лодке пришлось преодолеть пятикабельтовую (около километра) ледовую перемычку, что стало первым в истории СССР подледным плаванием.
Что же касается К-2, то она знаменита тем, что в сентябре 1941-го именно ее экипаж положил начало знаменитой традиции холостого выстрела при возвращении из боевого похода. Так подводники отметили потопление ими в данном походе судна противника. Салют, как окрестили его моряки, быстро прижился сначала на Севере, а потом и на других флотах. Непосредственным инициатором этой традиции был старший лейтенант Зармаир Арванов, в ту пору командир минно-торпедной части К-2. В июле 1942 года его перевели на К-21. Благодаря этому
Зармаир Мамиконович пережил войну и стал впоследствии контр-адмиралом. А К-2 в августе 1942-го ушла в очередной поход. Навсегда. Найдут подлодку только в 2016 году, но официальная информация на сайте Северного флота появилась только весной 2021 года.
– Лодку обнаружили в пределах немецкого минного заграждения «Бантос-А», – говорит Алексей Корнис. – Это активная минная постановка, которую произвели немецкие минные заградители «Бруммер» и «Кобра» 20 марта 1942 года.
Лодка лежит на глубине более 100 метров. При подрыве на мине, скорее всего, сдетонировал боезапас. Корпус разломился на три части. Судя по поднятому зенитному перископу, лодка находилась на перископной глубине. Это, возможно, и стало косвенной причиной гибели, поскольку через данное минное поле многократно проходили надводные корабли, которые избежали подрывов из-за эффекта опускания мин под действием течения. Из-за большой глубины лодку обследовали только с помощью телевизионных необитаемых подводных аппаратов. Корпус сильно опутан рыболовными сетями.
Также в пределах минного заграждения «Бантос-А» была обнаружена и Д-3 (от К-2 ее отделяет 11 миль). Лодка погибла 10 или 11 июня 1942 года. На сайте Северного флота говорится, что «Красногвардеец» от взрыва разломился на две части. Большая часть корпуса погружена в грунт, выступающие части затянуты оборванными рыболовецкими сетями. Классифицировано носовое орудие, ствол смотрит на правую сторону, вниз. Видны шахты перископов. Носовая часть находится на расстоянии примерно 200 метров от основной. Носовой горизонтальный руль правого борта завернут вертикально вверх.
Северное сияние
– Комплексная экспедиция Северного флота и Русского географического общества «Помни войну» – не только поиск погибших кораблей, – говорит научный руководитель экспедиции капитан первого ранга Алексей Корнис. – Она дает отличную возможность для тренировок. Например, при работе в Кольском заливе были проведены учения водолазов по поиску миноподобных объектов. Для этого в акватории залива заложили муляжи мин. Водолазы не знали, где они находятся, но со своей задачей справились отлично, обнаружив все закладки.
К слову, минная опасность военных времен – не пустой звук. Например, мины, выставленные врагом в Обской губе, лежат там и поныне. И хотя прошло 80 лет с их установки, теоретически эти «игрушки» могут сработать и сегодня.
– Немцы активно минировали наши коммуникации с помощью самолетов и подводных лодок, – рассказывает Алексей Викторович. – Эти постановки могли нанести судоходству колоссальный урон, но нам фантастически везло. То наши фарватеры проходили мимо этих постановок, то сами мины выдавали себя. Например, немцы дважды минировали губу Белушью, что на Новой Земле. Но в 1943 году произошло несколько самоподрывов. Случилось это из-за наших северных сияний, которые привели к геомагнитным возмущениям, и магнитные взрыватели мин сработали. После этого началось траление этой акватории тральщиками Беломорской флотилии, и большая часть мин была вытралена. Но 17 мин все же осталось. И вот в прошлом году мы обнаружили еще две мины.
Истребитель в озере
Уже достаточно давно поисковые силы и средства Северного флота привлекаются для обследования озер в районе губы Западная Лица. В этих местах в 1941 году шли кровопролитные бои, и внутренние водоемы вполне могут предоставить исследователям интереснейшие находки. Так и получилось в этом году.
– По плану мы должны были в данном районе обследовать два безымянных озера, – рассказывает Алексей Корнис. – В одном мы ничего не нашли, а до второго просто не смогли добраться ввиду его труднодоступности. Тогда мы решили проверить другой водоем, который первоначально в наши планы не входил. И буквально в последний момент, когда поиск уже подходил к концу, мы что-то нашли. Когда стали визуально осматривать находку, то оказалось, что это истребитель И-153. В кабине были останки пилота, его личные вещи, оружие.
С глубины 15 метров удалось достать элементы кабины, двигателя, радиостанцию и бортовое вооружение, в том числе четыре пулемета ШКАС и пистолет ТТ, принадлежавший летчику.
Благодаря архивным данным бы-ло установлено, что пилотировал истребитель лейтенант Михаил Александрович Голунов (в ряде документов Галунов), 1910 года рождения. Родился и жил в Нальчике. Служил во 2-й эскадрилье 72-го авиационного полка ВВС Северного флота. 25 октября 1941 года лейтенант Голунов не вернулся с боевого задания и числился, по одним документам, пропавшим без вести, по другим – погибшим в бою.
– В октябре прошлого года останки героя, а также его личные вещи были переданы родственникам, – сообщил Алексей Корнис.
Возвращение из небытия
«Вечерка» рассказала своим читателям только о наиболее интересных, на наш взгляд, эпизодах экспедиции. Куда более подробно, с картами, схемами, историческими документами и фотографиями, итоги Комплексной экспедиции «Помни войну» изложены в специально изданной книге. Ранее с подобными данными мог ознакомиться только ограниченный круг специалистов. Но сейчас несколько экземпляров отчета экспедиции переданы его авторами в Мурманскую областную научную библиотеку. Более того, в оцифрованном виде этот отчет скоро будет доступен и в Интернете. Таким образом, возможно, впервые в практике Северного флота ознакомиться с результатами работы исследователей сможет каждый желающий. И это, на наш взгляд, самое главное достижение совместной работы военных моряков и Русского географического общества. Ничего подобного ранее не было.
Возвращение из небытия боевых кораблей и судов, погибших в годы Великой Отечественной войны, – важная, но не единственная цель работы экспедиции. Были обследованы тысячи квадратных километров морского дна, проведена корректура морских карт, сняты ограничения с миноопасных районов, отработано взаимодействие как внутри Северного флота, так и с гражданскими организациями. Ну а поисково-спасательные силы вообще получили бесценный опыт.
Радует, что в этом году, несмотря на непростую политическую ситуацию, экспедиция продолжит свою работу. Без сомнения, у исследователей будет еще немало интересных находок. Наша газета постарается держать своих читателей в курсе этих событий.
Андрей КИРОШКО.
Фото предоставлены Алексеем КОРНИСОМ.