Морские сражения – одна из самых захватывающих страниц любого военного конфликта. Неизбежные на море случайности, которые можно предвидеть, но невозможно контролировать, помноженные на человеческие ошибки, переплетаются с безудержной отвагой и холодным расчетом. Сюжет реальных событий порой закручивается так, что никакая фантазия не может с этим сравниться. К тому же практически никакая морская кампания не обходится без аварий и катастроф, которые случаются с кораблями в портах.
Бакарица и Экономия
26 октября 1916 года в архангельском порту Бакарица взлетел на воздух пароход «Барон Дризен» со взрывчатыми материалами на борту. Тогда погибли 650 человек и еще 839 были ранены. По приблизительным подсчетам, было уничтожено около 30 тысяч тонн военных грузов. Убытки составили 80 миллионов золотых рублей. Комиссия установила причину взрыва – диверсия. В ней признался боцман парохода Павел Полько, которого завербовал немецкий агент во время пребывания судна в США.
Не прошло и трех месяцев, как тоже в Архангельске, но уже в порту Экономия, взорвался пароход «Семен Челюскин». На берегу находились штабеля ящиков со снарядами, пороховые картузы, патроны и другое военное имущество. Все это немедленно вспыхнуло. Начали рваться снаряды, один из которых поджег английский пароход «Бейригия», стоявший в ожидании разгрузки. На нем тоже была взрывчатка...
Сколько точно погибло людей, не известно до сих пор. Расследование этой катастрофы было прервано революционными событиями, но главной версией являлся человеческий фактор. На «Семене Челюскине» загорелся уголь, и вместо того, чтобы затопить судно, его поставили под разгрузку. Дальше случилось то, что и должно было случиться: стенка трюма нагрелась до такой степени, что воспламенилась тара с взрывчатыми веществами.
Гибель «Ганслея»
В Мурманске страшной трагедией стал пожар на пароходе «Нигерия», унесший 59 жизней. Тут уже диверсией и не пахло. Причиной было неосторожное обращение с огнем. Случилось это в конце марта 1917 года.
27 марта в Мурманск пришло известие о потоплении немецкой подводной лодкой парохода «Ганслей». Атака субмарины случилась фактически напротив входа в Екатерининскую гавань. Судно затонуло за несколько минут. Из 25 членов экипажа удалось спастись лишь троим.
Эта трагедия показала неподготовленность русской стороны к подводной войне. В районе торпедирования находился тральщик № 16, который не только не обнаружил субмарину, но и не стал помогать оказавшимся в воде людям. Он вернулся к месту потопления лишь через два часа, когда в живых из моряков остались только трое.
Всех троих доставили в больницу Александровска, где один матрос умер. Спасенные Яков Бумбул и Давид Иннус, оба из крестьян Лифляндской губернии, дали показания, но, будучи простыми матросами, много рассказать не могли. Вскоре выяснилось, что начальству, по сути, нет дела до этих людей, им даже отказались выдать новую одежду взамен испорченной в воде. Проводивший дознание заведующий портовой конторой Александровска Госповский вынужден был обратиться за помощью к жителям города. По подписному листу он собрал 156 рублей денег, несколько пар белья и одно пальто. Все это было передано под расписку пострадавшим.
Последний рейс «Федора Чижова»
Германские подводные лодки продолжали разбойничать у Кольского полуострова и дальше. 16 мая 1918 года в Вайда-губе подлодкой U-22 был уничтожен пароход «Федор Чижов». В Государственном архиве Мурманской области (ГАМО) есть рапорт капитана судна Ильи Буркова (орфография оригинала сохранена. – Прим. автора): «Совершая девятый срочный весенний рейс, прибыл, согласно расписанию около семи часов утра в Вайда-губу и стал на якорь. Стоя на якоре, услыхал на море пушечные выстрелы и увидел парусное судно в расстоянии 4-х миль от берега. Вооруженным глазом видно было, как около судна взрывались снаряды. Я поднял якорь и направил судно в самую бухту вышеупомянутой губы, зашел за остров на 2-х саженную (сажень – 2,1336 метра) глубину и здесь остановился между промысловыми ботами, причем предложил пассажирам высадиться на берег. Высадка началась. В период высадки видел подводную лодку, находящуюся в одной миле от становища по румбу N, судна уже не было. Выстрелы прекратились, лодка повернула, начала удаляться, затем повернула обратно и открыла огонь по пароходу сначала гранатой, а затем комбинированный: гранатой и шрапнелью вперемешку. Снаряды попадали в пароход, а частью ложились около бортов парохода. К этому моменту пассажиры были почти все на берегу. При оставлении парохода в команде соблюдался порядок».
В результате обстрела семь человек погибли и четверо были ранены. В целом за период 1914–1918 годов в Баренцевом и Белом морях немецкими подлодками было потоплено 46 судов.
Невезучий капитан Коргуев
8 ноября 1917 года в порту Мурманска затонул пароход «Спасатель-2». Он принимал уголь с парусного судна «Катанга». 32 тонны угля были неправильно распределены в трюме, образовался крен на правый борт. «Спасатель-2» при отходе от «Катанги» перевернулся и затонул на глубине 32 метров. Погибших и раненых не было.
10 ноября того же года едва не затонул штабной катер линкора «Чесма». В тот день было холодно, до 15 градусов мороза, и место стоянки линкора стало покрываться льдом. Было решено вызвать буксир, чтобы тот отогнал катер к берегу. Но из-за неразберихи и недопонимания между офицерами «Чесмы» и капитаном «Строителя» Коргуевым буксировка так и не произошла. В результате лед сдавил катер, борта не выдержали, и он стал тонуть. На этот раз четко сработала вахта: катер успели подвести под стрелу и приподнять его корму над водой. Но был поврежден двигатель катера. Потребовалась его полная переборка, что в условиях уже образовавшегося дефицита запчастей было большой проблемой. Дело дошло до разбирательства в Центромуре, который обвинил во всем капитана буксира Коргуева, старшего офицера «Чесмы» и дежурного члена судового комитета.
Видимо, сурового наказания не последовало, потому что вскоре капитан Коргуев снова «отличился». На этот раз вина его была несомненна. 2 января 1918 года он вел свой «Строитель» по Кольскому заливу из Дровяного в Мурманск. Было темно. Впереди, метрах в трехстах, был замечен буксир «Вильгельмина», который двигался навстречу. Коргуев грубо нарушил правила расхождения судов, что привело к их столкновению. От удара «Строитель» получил сильные повреждения, «Вильгельмина» отделалась царапинами. Примечателен вывод следствия: «Ввиду сильного недостатка в настоящий момент лиц с судоводительским опытом вопрос об устранении или неустранении капитана Коргуева передать на рассмотрение капитана Торгового порта».
Судьба давала шанс
Закончить наш краткий обзор (это далеко не все аварии, случившиеся в Кольском заливе) хочется эпизодом, который объединил «героев» предыдущих событий. 25 апреля 1918 года буксир «Алейда Иоганна» тащил по заливу ту самую «Вильгельмину», оказавшуюся почему-то без хода. На «Алейде», как потом выяснилось, был неисправен машинный телеграф. Судно вместо выполнения поданной капитаном команды «Малый ход вперед» пошло полным ходом. Пытаясь уклониться от столкновения, на «Алейде» начали поворот, устно передали в машинное отделение команду сменить ход на «Полный назад», но было поздно. Корма «Вильгельмины» врезалась в корму «Федора Чижова», который в том момент был в Мурманске, на нем чистили паровой котел и занимались другими видами ремонта. Образовалась обширная вмятина, были погнуты шпангоуты и ослаблен шов. Ждать ремонта от виновника капитан «Федора Чижова» Илья Бурков, видимо, не стал: у парохода было жесткое расписание рейсов. Вероятно, вмятину устранили своими силами, а может, и вовсе не стали ничего делать. Вскоре «Федор Чижов» вышел в море навстречу своей гибели. Если бы повреждения, полученные в столкновении с «Алейдой», оказались более серьезными, возможно, роковой встречи с U-22 16 мая 1918 года не случилось.
После установления советской власти «Вильгельмина» была переименована в «Дзержинский», «Алейда Иоганна» стала называться «Выг». Сгоревшего «Федора Чижова» восстановили, и под именем «Моржовец» он продолжал работать до 1926 года, а в 1928 году был продан на слом.
Андрей КИРОШКО
Использованы документы Государственного архива Мурманской области. Фото из открытых Интернет-источников