Завораживающие космические узоры, нежные переливы волн, изящные кружева, невесомая вуаль, драпированный шелк – это лишь малая часть визуальных эффектов, которых можно добиться в изделиях из эпоксидной смолы. Этот материал становится все более популярным среди дизайнеров и мастеров-самородков. Из эпоксидки делают украшения, картины, посуду и даже мебель.
Вот и мурманчанку Александру Торееву с головой увлек необычный вид творчества.
Прагматик с детства
– Лепка, шитье, вязание, рисование – все, чем обычно любят заниматься девочки, для меня никогда не представляло особого интереса, – говорит Александра Тореева. – Я любила цифры, естественные и точные науки. После школы училась на экономиста и уже 16 лет работаю в банковской сфере.
Декоративные интерьерные мелочи мурманчанку тоже не привлекали. В ее доме нет картин, фарфоровых статуэток и других безделушек. Но недавно практичная Александра не только сама окунулась в увлекательный мир хэнд-мейда, но и начала обучать особенностям работы с эпоксидной смолой других.
– В июне 2021 года в одной из соцсетей я увидела сообщение о мастер-классе по изготовлению картины из смолы в технике «срез камня». Проводили его ребята из Казани, которые открыли несколько студий в России и за рубежом, – продолжает Александра. – Необычные изделия запали в душу. Решила узнать, как создается такая красота. На мастер-класс я пришла после работы, выжатая как лимон. Каково же было мое удивление, когда, спустя три часа работы со смолой и красителями, я поняла, что отдохнула так, будто спала сутки! Творчество позволило мозгу, который привык одновременно решать множество задач, переключиться только на один вид деятельности. В тот вечер я просто наслаждалась процессом, хотя на первом месте для меня был результат.
После мастер-класса мурманчанка купила у преподавателей немного необходимых для работы ингредиентов и твердо решила закрепить новые навыки дома.
Из кухни – в подвал
Первое время Александра работала вечерами на кухне, расписывала доски, заливала в силиконовые формы для подносов и подстаканников эпоксидную смолу, смешивала ее с красками, декорировала блестками, натуральными камнями, зеркальной крошкой… Домашний ассортимент материалов для работы стремительно пополнялся – начинающий мастер скупила, пожалуй, все представленные на рынке оттенки красителей для работы с эпоксидной смолой. Из быстро отвердевающего силикона вылепила формы для различных изделий и продолжала творить.
Спустя месяц на кухне уже стояла пара объемных сумок с бутылками эпоксидки, отвердителями, флаконами с краской, гибкими формами, одноразовыми расходниками – пленкой, перчатками, пластиковыми стаканчиками.
– Найти нужную вещь среди всего этого богатства становилось все труднее, я поняла, что нужна мастерская, – говорит моя собеседница. – Арендовать для этого отдельную квартиру было бы нерационально. Снимать гараж тоже не вариант, капризной эпоксидной смоле нужны определенные условия по температуре и влажности воздуха. И вдруг мне попалось объявление о продаже подвального помещения, где раньше находилась мастерская одного из мурманских ЖЭУ. Деньги за нее просили небольшие. Мы оформили сделку и начали масштабный ремонт.
В подвале заштукатурили и покрасили стены, прикрыли трубы, провели электричество, вентиляцию, установили сантехнику. Отдельное внимание уделили полу – для работы с эпоксидной смолой он должен быть идеально ровным.
После расстановки мебели все декоративно-прикладные материалы Александры вместе с газовой горелкой, строительным феном, гравером и прочими необходимыми для работы инструментами переехали в мастерскую в цокольном этаже жилой многоэтажки. Мурманчанка создала страничку в соцсетях, где начала размещать видео с процессом изготовления своих подносов, пиал и конфетниц и фотографии готовых работ. И тут же появились первые заказы.
Педагогический дебют
В конце декабря 2021 года Александра Тореева провела в своей мастерской первый мастер-класс, вместе с коллегами по работе они мастерили «поющие» свечи. В небольшие гипсовые кашпо помещали фитиль, который трещит, словно угли в камине, заливали натуральный соевый воск с ароматизаторами, крошечными блестками или поталью (это имитация сусального золота). Затем гипсовую емкость раскрашивали, кто как хотел.
Месяц назад мастерица собрала небольшую группу для обучающего занятия по работе с эпоксидной смолой.
– Это довольно дорогой материал, килограмм стоил около 2000 рублей, а сейчас и того больше, – говорит Александра. – Специальные краски, декор, силиконовые молды (специальные формочки) – все это тоже стоит немалых денег. Потому первый мастер-класс с эпоксидкой я провела по настойчивым просьбам нескольких северянок, также очарованных ее неповторимыми эффектами.
Сейчас мурманчанка разрабатывает новые мастер-классы и обучающие курсы для тех, кто захочет освоить несколько художественных техник.
– Прежде чем приступать к работе над изделием с новым для меня визуальным эффектом, тщательно изу-чаю работы опытных мастеров, – отмечает Александра. – По-прежнему вкладываюсь в обучение, покупаю видеоуроки известных рукодельниц. Экспериментировать, переводить дорогие материалы, не имея представления обо всех нюансах и тонкостях, нерационально. Мне важно быть уверенной в идеальном результате. Но рисунок, который формируется в эпоксидной смоле, всегда неповторим. И в этом элементе неожиданности, пожалуй, и кроется его очарование. Двух одинаковых изделий из этого материала не существует.
Точный подход
К слову, в работе с эпоксидной смолой мурманчанке пригодился ее математический склад ума. Он позволяет быстро и точно высчитывать, сколько отвердителя нужно для того или иного вида смолы, сколько потребуется капель красителя для определенного изделия. Для идеального результата все ингредиенты взвешиваются на точнейших ювелирных весах, погрешность даже в один миллиграмм тут не допускается.
– Жидкая эпоксидная смола – капризный материал, который требует аккуратного, даже педантичного подхода, – говорит Александра. – К примеру, после тщательного пятиминутного смешивания с отвердителем ее нельзя надолго оставлять в узкой высокой емкости. Состав может закипеть. После заливки форму с эпоксидкой нельзя трогать полсуток, она должна схватиться. Полностью высыхает изделие за одни–трое суток в зависимости от типа смолы, температуры воздуха в помещении. Затем изделия ждет финальная обработка.
А вот застывшая художественная эпоксидная смола весьма прочна, посуде из этого материала в отличие от фарфоровых тарелок не страшны падения. А еще вещи из эпоксидки очень легкие. Уход за ними тоже прост – их можно мыть губкой в мыльной воде комнатной температуры. Противопоказаны лишь абразивные чистящие средства, посудомоечные машины и кипяток.
С терапевтическим эффектом
В скором времени Александра Тореева планирует расширить ассортимент своих изделий. В дополнение к симпатичной кухонной утвари, подставкам, настенным часам и картинам появятся журнальные столы и прикроватные столики. Для этого уже заказаны прочные столешницы, ножки и подстолья.
– Я не ожидала, что это творческое направление меня так увлечет, – подытожила мастерица. – Думала, побалуюсь неделю-другую и заброшу. Но интерес не только не пропадает, но и становится лишь сильнее. Эпоксидная смола дает безграничный простор для реализации самых смелых и креативных идей. Также ценен ее терапевтический эффект для мозга – работа с этим материалом позволяет логическому левому полушарию отдыхать, а эмоциональному правому – развиваться. А эстетическое удовольствие, которое приносит использование вещей из эпоксидной смолы, или даже любование ими – бесценно.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото автора и из личного архива Александры ТОРЕЕВОЙ.