В прошлую пятницу в статье «Размышления на снежной куче» мы проанализировали, как организована работа по уборке снега в разных городах нашей страны. И пришли к интересному выводу: в России, судя по всему, не существует общей четкой и понятной законодательной базы по организации уборки снега. А сегодня мы на примере двух столиц и Мурманска выясним, какой способ наведения порядка во дворах самый эффективный.
Московский опыт
Сначала напомним об опыте Москвы по организации уборки снега в зимний период. Опыте, честно говоря, успешном. И дело тут даже не в том, что в столице много денег (хотя и в этом тоже), а в том, что с 2013 года там начался процесс по «муниципализации» жилищного рынка: массово стали организовываться государственные бюджетные учреждения (ГБУ). По сути, это муниципальные управляющие компании, так как Москва – город, являющийся субъектом Российской Федерации. Под контроль таких городских учреждений к настоящему времени перешло почти 70 процентов жилого фонда. Что это дает? Во-первых, позволяет сдерживать рост тарифов на обслуживание, что, конечно, очень хорошо, но не главное. А во-вторых, и это важнее, сфера по оказанию жилищных услуг находится под прямым контролем муниципалитета.
Давайте сравним на примерах. Допустим, в Мурманске некая управляющая компания работает плохо. Что могут сделать муниципальные власти, к которым обращаются жители? По сути – только пригрозить УК штрафными санкциями или предложить собственникам сменить «управляшку». На штрафы «управляшкам» давно плевать – они не из своего кармана их платят, а из кармана собственников жилья. Что же касается смены компании, то чаще всего это обмен шила на мыло. А теперь представим, что то же самое происходит с муниципальной УК. Инструментарий воздействия сразу резко расширяется – от реальных штрафов до смены руководства. И, кстати, речь не только о карательных мерах, можно ведь, наоборот, вполне легально помочь деньгами или ресурсами. Например, дать такой УК муниципальную технику для уборки снега.
Впрочем, в Москве не все так гладко. ГБУ несамодостаточны, у них огромная муниципальная дотация. Так что существуют такие бюджетные учреждения до сих пор именно потому, что Москва – очень богатый город.
В общем, московская модель, безусловно, интересна для изучения, но применить ее повсеместно будет сложно. Хотя кое-что полезное и из столичного опыта можно взять. Но об этом чуть ниже.
Двор по конкурсу
В Санкт-Петербурге ситуация с уборкой снега обстоит хуже, чем в Москве. Там нет никаких ГБУ, и управляющие компании там тоже в основном «ооошки», как и в Мурманске. Кстати, Питер по организации зимней уборки во многом похож на наш город, но есть там и свои особенности – например, большое количество домов с очень маленькой придомовой территорией. То есть в зоне ответственности у управляющих компаний находится лишь небольшой кусок земли у подъездов дома (а иногда и того нет), а дальше – городская собственность. Например, в центральных районах власти отдали МКД землю лишь под обрез фундамента. В спальных районах домам прирезали небольшую, в 3–5 метров шириной, территорию вдоль стен, на которой, как правило, располагаются газоны. УК отвечают за обслуживание этих газонов, а также небольших дорожек, ведущих от тротуаров к подъездам. Дальше – муниципальная зона ответственности.
Решают эту проблему в северной столице так: по конкурсу определяются специализированные компании, которые за бюджетные деньги убирают отведенные им участки. В том числе дворы и проезды, которые не входят в придомовую территорию.
Проблема в том, что нередко в конкурсах на получение муниципальных подрядов выигрывают не те, кто работает лучше, а те, кто назначит за свои услуги меньшую сумму. Дальше все тоже знакомо: подрядчик с задачей не справился, денег ему не хватило, получил штрафные санкции, но снега от этого во дворах меньше не стало.
Надежда на авось
А как у нас, в Мурманске? Большая часть города, где нужно убирать снег, – это придомовые территории. То есть зона ответственности управляющих компаний. Все УК – частные коммерческие структуры, и все они на словах по осени всегда отчитываются о своей готовности к зимнему сезону. Но именно на словах. На деле же все «управляшки» хорошо умеют считать деньги. И поэтому они никогда не будут тратиться на возможные непредсказуемые факторы: покупать дополнительную спецтехнику, нанимать дополнительных работников. Наоборот, даже самые лучшие из них всегда готовятся по минимуму. То есть у них тракторов, погрузчиков, самосвалов и работников ровно столько, чтобы едва хватало на поддержание порядка во дворах. Если за неделю вдруг выпадает месячная норма осадков, то ни одна УК к этому не готова. Стоит даже одному из тракторов или самосвалов сломаться, а одному из шоферов заболеть, как тут же с уборкой придомовых территорий у «управляшки» начнутся проблемы. И это у лучших УК, худшие же вообще просто надеются на авось. В конце концов по весне весь снег все равно растает. И по-другому не будет. Еще раз: частные управляющие компании хорошо умеют считать деньги, и они прекрасно понимают, что штрафы за неубранный снег все равно будут меньше, чем затраты на покупку новой техники или введение дополнительных ставок для работников.
Причем увеличение штрафов проблему не решит, так как приведет только к банкротствам «управляшек» и росту тарифов.
Три модели
В итоге у нас получилось три схемы организации уборки и вывоза снега. Первая, московская, дает результат и успешно применяется, но требует серьезных бюджетных затрат. Да и «муниципализация» управляшек – дело сложное и не очень нужное. Вторая, питерская, основана на особенностях «земельной нарезки» в городе и может не сработать из-за того, что в условиях конкурса невозможно предусмотреть все. И третья, мурманская, когда уборка снега на придомовых территориях полностью отдана на откуп частным управляющим компаниям, которые заинтересованы не в том, чтобы качественно все убрать, а в том, чтобы минимизировать свои расходы на очистку и вывоз снега.
В принципе, именно эти три модели используются в России в различных вариациях в большинстве муниципалитетов. Где-то, например, до сих пор работают только муниципальные управляющие компании, но поскольку бюджеты в этих городах и поселках не такие, как в Москве, то на работу этих бюджетных «управляшек» есть много нареканий. В том числе и по уборке снега. Где-то дворы и придомовые территории убирают специализированные частные (иногда и муниципальные) предприятия, отобранные по конкурсу. Минус здесь в том, что это тоже дает существенную дополнительную нагрузку на бюджет: ведь контракты нужно оплачивать, а муниципальную организацию еще и содержать.
Есть города, где за уборку дворов отвечают «управляшки», но при этом за уборку и вывоз снега жители должны платить отдельно.
В общем, нигде нет универсального рецепта для решения проблемы.
Если же суммировать общий опыт, то выводы можно сделать такие. Первое. Все-таки лучше, когда уборкой придомовых территорий занимаются большие специализированные организации. Большие УК всегда будут заинтересованы в минимизации своих расходов на парк спецтехники, а небольшие вообще не имеют своей техники. Кроме того, у схемы со множеством «управляшек» есть и еще один минус. Когда в одном дворе работают несколько управляющих компаний, каждая из них убирает свой участок по своему графику в разные дни или же вовсе не убирает. В итоге этот двор полностью не убирается никогда.
Второе. Средства на содержание большой специализированной организации можно изъять из тарифов УК. В идеале – перевести услугу по механизированной уборке придомовой территории из разряда жилищных в разряд коммунальных, как это сделали с услугой по обращению с ТКО. Но можно и просто прописать ее отдельной строкой. В итоге люди будут так же платить за уборку снега, но не своей УК, которая неизвестно как и на что эти деньги потратит, а службе, которая специально заточена на данные работы.
И третье. Форма собственности у этой специализированной организации может быть любой, но лучше, если это будет муниципальная структура, так как это позволяет в случае необходимости помочь ей бюджетными средствами.
В итоге получится простая и понятная схема, в которой механизированная уборка дворовых территорий будет проходить по понятному графику и не зависеть от того, сколько снега выпало в этом году по сравнению с прошлым, хорошая или плохая у вас «управляшка», есть ли у нее техника для уборки или нет.
Дмитрий ВАРЗУГИН
Фото из архива редакции