В конце 70-х годов прошлого века я оканчивал Мурманский пединститут. Мой однокашник к этому времени уже женился, и они с женой решили вести светскую жизнь. Она предусматривала посещение театра.
Поход супругов в театр оказался единственным. И это несмотря на то, что Мурманский драматический был тогда на подъеме, а его главным режиссером был знаменитый Григорий Михайлов. Мой однокашник категорически отказался посещать другие постановки в нашем театре потому, что в театральном буфете не оказалось коньяка…
С вешалки
На этой неделе в Мурманском областном драматическом театре состоялась пресс-конференция художественного руководителя театра Вадима Данцигера, а также премьерный предпоказ для прессы лермонтовского «Маскарада».
Я не был в нашем областном драматическом театре семь лет. То есть все то время, пока шел его затянувшийся капитальный ремонт. И поэтому на пресс-конференцию явился минут за двадцать до назначенного времени. Хотел немного осмотреться – ведь я впервые пришел в наш театр после завершения капитального ремонта. Журналисты, как известно, разносторонние дилетанты, поэтому и судить об увиденном я буду с дилетантских позиций.
То, что я увидел, мне понравилось. Обновленный гардероб (театр начинается с вешалки!), беломраморные лестницы, ведущие на второй этаж, знакомые с детства витражи – ведь впервые я побывал здесь более 50 лет назад, но запомнил и витражи, и пьесу. Я смотрел детский спектакль «Красные дьяволята». Проверил слухи о том, что в обновленном театре нет буфета. Это неправда. Есть, причем два. Правда, буфеты теперь находятся не на втором этаже справа, а на первом и на втором слева. Заглянул даже в туалет, хотя необходимости в этом не было. Просто ради любопытства. Весьма понравилось и там.
В театре появились лифты. Их двери достаточно широки, чтобы в них могла без проблем войти инвалидная коляска. И если человек с ограниченными возможностями здоровья поднимется на второй этаж на том лифте, что расположен слева от входа в фойе, то окажется практически рядом с дверьми в зрительный зал. А за ними – места, специально отведенные для инвалидов. Это дюжина кресел в двенадцатом и тринадцатом рядах партера. Причем эти кресла, как я понял, съемные. Так что если человек не сможет пересесть из инвалидной коляски в театральное кресло, то это кресло можно будет просто убрать.
Немного огорчает то, что, хотя официальная сдача здания театра после реконструкции состоялась еще в декабре, сам ремонт продолжается до сих пор. Я так и не понял – то ли рабочие этот самый ремонт еще заканчивают, то ли уже устраняют свои недоделки. Правда, самих строителей я не видел – помещений в театре превеликое множество плюс еще и пристройка к главному зданию, но сказать, когда ремонт завершится окончательно и бесповоротно, сегодня не может никто.
Не про любовь
Вадим Данцигер пришел на пресс-конференцию не один, а с актрисами, которым всего через полчаса предстояло выйти на сцену. Они все были в белых платьях, белых туфлях, а в руках держали маскарадные маски с белыми перьями. Худрук рассказал, что новоселье театр будет отмечать премьерами целый год. Так что перерезания красной ленточки не планируется, а если журналисты хотят считать премьеру официальным открытием театра после ремонта, то пусть так и считают. И то верно, ведь спектакли в обновленном театре идут с января.
Вадим Данцигер уже ставил «Маскарад» в театре во Владимире. Но сейчас не просто перенес владимирскую постановку на мурманскую сцену, а создал совершенно новый спектакль.
Вадим Иосифович сказал, что мурманская постановка будет жестче владимирской. Хотя куда уж жестче? Муж-ревнивец убивает жену, а сам сходит с ума! Данцигер в новой постановке делает акцент на персонаже Неизвестном. Этот демон мщения и порока становится одним из основных действующих лиц, что и позволило определить жанр лермонтовского как мистическую драму.
У Михаила Лермонтова «Маскарад» – драма в четырех действиях, нам же представляют мистическую драму в двух действиях. Я спросил худрука, сильно ли порезали произведение Лермонтова. Он ответил, что пришлось сократить пьесу на целый акт. Убрать второстепенных персонажей, которые не влияли на развитие сюжета. Кроме того, трудно сказать, в какие времена происходят события пьесы, но при этом она и не осовременена. Ведь такая история может произойти когда угодно и где угодно.
– Если вы скажете, что «Маскарад» – это про любовь, то это не так, – отметил в конце пресс-конференции Вадим Данцигер. – На театральной сцене все про любовь. А «Маскарад» – это про предательство, про месть, про пороки и страхи человеческой души.
После этого нас пригласили в зрительный зал.
Попадание в десятку
Если бы меня попросили охарактеризовать спектакль одним словом, то я бы сказал, что он стильный. И еще черно-белый. Хотя он, конечно, цветной, но ощущение, что черно-белый. Минималистичный. Женщины в белом, мужчины в черном. А когда женщины появляются на сцене в ярко красных платьях, кажется, что режиссер сам раскрасил их платья в красный цвет, как Сергей Эйзенштейн собственноручно красил в каждом кадре в красный цвет флаг, поднятый над броненосцем «Потемкин» в своем знаменитом черно-белом фильме.
На сцене все лаконично. Пять люстр, меняющих свою высоту, большое черное кресло, да бильярдный стол, наверное, зеленого сукна, но мне из четвертого ряда не видно. И много прекрасной музыки. Кстати, Вадим Данцигер принимал в музыкальном оформлении спектакля самое активное участие. Да, спектакль получился стильным вовсе не потому, что костюмы к нему созданы в мастерских Мариинского театра, а потому, что он стильный!
Теперь об актерских работах. В пьесе один главный герой – Евгений Александрович Арбенин. По-моему, выбор Вадима Данцигера на главную роль заслуженного артиста России Владимира Равдановича – это попадание в десятку!
Помнится, когда великий режиссер Стэнли Кубрик снимал фильм по роману короля ужасов Стивена Кинга «Сияние», то писатель был категорически против выбора на главную роль Джека Николсона. Кинг сказал, что ему важно увидеть, как человек постепенно сходит с ума, а по Николсону с первого кадра видно, что он сумасшедший. А вот Владимиру Равдановичу это удалось. Ведь в начале спектакля Арбенин умный самовлюбленный циник, но не сумасшедший, а с ума он сходит, поняв, что совершил.
Безусловно, хороши Диана Михайлова в роли Нины Арбениной, Оксана Трум в роли баронессы Штраль и Александр Покатнев в роли князя Звездича. Да, роль Нины Арбениной Диана Михайлова будет играть в очередь с Мариной Волкодав. Остальные исполнители будут играть без замен. Во всяком случае, пока.
Вот, наверное, и все. А еще в антракте мне совершенно не хотелось даже выходить из зрительного зала. И не потому, что буфеты были закрыты и мне не удалось проверить, есть ли в них коньяк. Просто я боялся потерять атмосферу спектакля, которой к антракту уже полностью проникся.
Так что, как говорил великий критик Виссарион Белинский: «Ступайте, ступайте в театр». Думаю, что нам, зрителям, очень повезло, что у нас сегодня работает режиссер Вадим Данцигер. Надеюсь, что и ему повезло с актерами, а актерам с художественным руководителем. А вот зрителям, которые не купили билеты на премьеру загодя, не повезло. Сегодня и в воскресенье в театре аншлаг. Театралам придется ждать девятого апреля.
Андрей ПРИВАЛИХИН.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.