Хоть мурманчанин Сергей Орешета по профессии учитель труда, российским и зарубежным режиссерам, снимавшим киноленты на Кольском полуострове, он известен как администратор и менеджер съемок. А туристам – еще и как прекрасный гид по эксклюзивным маршрутам, которые он со своим легендарным отцом Михаилом Григорьевичем Орешетой еще в юном возрасте прошел вдоль и поперек.
Фамилия в титрах
Первым кинопроектом, в котором Сергей Михайлович Орешета помогал выбрать натуру для съемок, организовать быт и питание киногруппы, были съемки ленты Александра Котта «Конвой PQ-17» в 2003 году. А уже через год, в ноябре 2004-го, на телеканале «Россия» состоялся премьерный показ этого многосерийного телевизионного фильма, снятого по мотивам известнейшего романа Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17». Сергей Орешета тогда впервые в жизни увидел в титрах свою фамилию. Сначала даже удивительно было, а потом привык – ведь с тех пор он каждый год принимает участие в съемках одного-двух проектов – художественных лент или рекламных роликов.
– В середине нулевых с Александром Рогожкиным снимали его знаменитый «Перегон», который рассказывает о Чукотке, о специальном аэродроме трассы «АлСиб», с которого советские военные летчики через Аляску и Сибирь перегонялм на фронт полученные по ленд-лизу истребители, – рассказывает Сергей Михайлович об участии в первых кинопроектах. – Чукотку снимали у нас на перевале на полуострове Рыбачий и на так называемом Тещином языке. Это на печенгском направлении, не доезжая километров восемь до поселка Спутник. Жили с киногруппой в тундре две недели. Я организовывал там кухню, питание. Спасибо военным друзьям из Спутника, которые здорово выручили большими котлами для готовки еды. А вот «Кукушку» в начале нулевых Александр Рогожкин снимал под Кандалакшей. И в этом проекте его консультантом был мой отец, он очень много общался с этим интереснейшим режиссером. И я знаю, что они даже обсуждали написание сценария по одной из книг отца.
Ограбление на станции Пяйве
Как рассказывает мурманчанин, почти за 20 лет работы на съемках кино ему больше всего запомнился проект кинематографистов индийского Болливуда. Они даже арендовали у предприятия «Российские железные дороги» участок ветки на станции Пяйве и именно там снимали остросюжетную сцену ограбления в поезде.
А для съемок погони за грабителями киношникам пришлось перевернуть несколько купленных специально для этих целей в Кольском Заполярье легковых авто, после чего еще и утопить микроавтобус в озере на 17-м километре «серебрянки». После окончания съемок автобус из озера, разумеется, вынули.
Пиротехнику для взрывов индийцы закупали в России, поскольку такой груз провозить через границу нельзя. Также уже на месте нанимали для работы российских каскадеров и пиротехников, которые обеспечивали выполнение опасных трюков и спецэффектов со взрывами.
Сергею Орешете показалось особо необычным, что индийские киношники привезли в Мурманск своих поваров, а для проживания сняли всю гостиницу «69 параллель». К концу съемок, рассказывают, она едва ли не насквозь пропахла индийскими специями!
Рабочий день у киногруппы начинался в пять утра и только к часу ночи заканчивался.
– Снимали в течение 20 дней, очень плотный был рабочий график, индийцы – большие трудяги, – вспоминает Сергей Михайлович. – Съемки длились с конца апреля по начало мая, для индийцев наша заполярная весенняя погода оказалась очень холодной, они постоянно мерзли, и я специально для них добывал теплые военные бушлаты. На съемочной площадке у индийских кинематографистов было видно разделение, скажем так, на касты. Режиссер был в белых брюках и белой панаме, самый видный и самый главный. Затем шли его помощники. И, если можно так сказать, самой скромной кастой выглядели киношники на побегушках. Для всей киногруппы был заказан комфортабельный автобус, который возил ее к месту съемок и обратно. У некоторых индийцев глаза были полные восторга от того, что у них есть в автобусе свое личное место, в Индии часть киногруппы вполне может и на крыше автобуса ехать, если не хватает мест в салоне.
Туристическая Мекка
Режиссера Андрея Звягинцева порой полушутя-полусерьезно называют крестным отцом Териберки. Именно после съемок там социальной драмы «Левиафан» к этому заброшенному поселку возник сумасшедший туристический интерес. И Териберку стали называть местом силы.
– Подготовка к съемкам «Левиафана» в Кировске и Териберке шла с апреля по конец июля 2013-го. Я помогал с подготовкой – организовывал питание, строил вместе с киношниками для съемок дом главного героя, автослесаря, противостоящего системе власти, – вспоминает мурманчанин. – А потом разошелся в интересах с киногруппой и доснимали проект уже без меня. Режиссер Звягинцев мне понравился, мне показалось, он нормальный мужик. А вот его киногруппа не понравилась абсолютно.
После выхода «Левиафана» в прокат в Териберку началось паломничество туристов, которые хотели пройти по следам съемок ленты. И неизвестный когда-то поселок стал одним из полюсов туристических интересов. Наряду, конечно, с туристической Меккой на полуостровах Рыбачий и Средний.
– И к Рыбачьему, и к Среднему не угасает интерес, несмотря на то, что эти места менее доступны, чем Териберка. Там даже специальная техника может увязнуть, нужен хороший проводник, – говорит Сергей Михайлович. – И эти полуострова любят и туристы, и киношники. Последние частенько выходят на меня. В Петербурге, например, в прошлом году были проблемы со снегом. Мне позвонили индийцы из Болливуда: «В Мурманске снег есть?». Я ответил: «Есть!». А они тут же поинтересовались: «Оленей для съемок организуешь?». Вместо оленей, правда, я организовал лошадей. С трудом нашел специальный прицеп со стойлом, на котором лошадок доставляли к месту съемок. Оказывается, у нас в области один такой специализированный прицеп.
Моряки стали актерами
Как говорит Сергей Орешета, едва ли не все киношники любят Мурманский регион за то, что у нас можно снимать и Чукотку, и Сибирь, и Арктику, и тундру. И существенно экономить на этом бюджет съемок.
– На съемках я помогаю кинематографистам с так называемым административным ресурсом, – объясняет мурманчанин. – В зависимости от того, где именно будет проходить съемочный процесс, связываюсь с представителями муниципальных властей, порта, военными, ГИБДД и ставлю их в известность об этом. А если необходимо, еще и получаю разрешения. Ну, например, на перекрытие дорог. Прошлым летом работал с киногруппой режиссера Бориса Хлебникова, который снимал ленту о буднях моряков. Чтобы снять сцену траления, я договаривался с главой мурманской рыболовной компании Антониной Таран. Сцена была снята на судне «Кепромар», его моряки будут показаны в фильме Бориса Хлебникова. В будущем году он планировал отправить эту ленту на Международный кинофестиваль в Каннах.
В августе на съемках, к слову, Борис Хлебников отметил свой день рождения в Териберке, гостями которого стала вся киногруппа.
Авторские проекты
В работе на съемках Сергею Орешете очень помогают туристические проекты, среди которых немало авторских и эксклюзивных. Когда-то они были его хобби, а теперь стали профессиональным занятием.
– Стараюсь делиться всем, что знаю сам, – рассказывает он. – Однако иногда моим доверием пользуются в негативных целях, и это обидно. Так, к примеру, было с древним захоронением викингов, которое мы с отцом открыли на Кольской земле в начале 90-х годов в экспедиции совместно со шведскими и норвежскими профессорами. В этой же экспедиции мы нашли древнюю стоянку людей и колодец с пресной водой в районе Вайды, у маяка. Это приблизительно XVI век. Я водил к этим уникальным местам туристические группы. И через некоторое время вдруг обнаружил, что древнее захоронение викингов разграблено – могилы разорены, разбросаны камни. Очень надеюсь, что приезжающие в наш Кольский край люди будут бережно относиться и к нашей земле, и к нашим достопримечательностям, и к истории. Сохранить все это – в наших силах.
КСТАТИ
Не все знают, что идея драмы «Левиафан» родилась у Андрея Звягинцева в Америке.
«Одна знакомая рассказала мне историю о человеке, который жил в Колорадо и который взбунтовался против одной могущественной компании. Этот человек сперва разрушил здания, а потом покончил с собой. Эта история могла бы произойти где угодно. Мы перенесли ее в Россию», – рассказал во время пресс-конференции на Каннском фестивале Андрей Звягинцев.
Анжелика КОВАЛЕВА
Фото из архива Сергея Орешеты и открытых Интернет-источников