Для большинства людей история – это в первую очередь набор политических решений и их последствий. В плену такого взгляда на прошлое находятся и сами историки, которые каждый год публикуют тысячи книг именно под таким углом зрения. Безусловно, наша жизнь зависит от правительств или отдельных правителей. Между тем принимаемые ими решения имеют какое-то значение сравнительно недолго, от нескольких дней до нескольких десятилетий. Не более. Куда долговечнее оказываются произведения литературы и живописи, архитектуры и скульптуры. Именно они перекидывают мостик из настоящего в прошлое, а иной раз и в будущее.
Мурманск всеяден
Новая книга доктора исторических наук Павла Федорова как раз об этом. У нее длинное название, первая часть может даже ввести в заблуждение, зато вторая все расставит на свои места: «Творцы и персонажи «великого арктического города»: очерки по истории культуры Мурманска». Книга вышла в свет совсем недавно, в 2022 году. И политическая история в ней является лишь фоном, а на первом месте как раз творцы – писатели и поэты, архитекторы и живописцы. Можно сказать, что это небольшая энциклопедия культурной жизни нашего города, построенная не в привычном алфавитном порядке, а в хронологическом.
– Мурманчане, если говорят о культуре города, чаще всего имеют в виду местных писателей, музыкантов, художников, – говорит Павел Федоров. – Но ведь в создании культуры Мурманска принимали участие и общенациональные, и общемировые имена. Их нельзя забывать, поскольку культурный бренд Мурманска во многом будет определяться Ахматовой, Булгаковым, Маяковским, Горьким и другими. Задача этой книги – прежде всего показать Мурманск как явление крупное, мировое. Можно сказать, что книга – это попытка сконструировать миф о «великом арктическом городе». Мы говорим, что в истории нам не нужны мифы. Это правда. Но культура как раз строится на мифах. Это правило. С мифом жить комфортнее и веселее.
Свое и чужое
Уже в самом начале автор выводит главный постулат своего исследования: «Культура Мурманска весьма многолика и открыта. Тогда как в любом старинном городе средней полосы России вам всегда точно покажут, что есть «свое», а что «чужое», в Мурманске границы своего и чужого всегда смазаны, размыты, условны. Портовый город, чувствующий дыхание Ледовитого и – через Гольфстрим – Атлантического океанов, довольно всеяден».
Ничего удивительного тут нет. Будучи городом приезжих, или, выражаясь языком самого Павла Викторовича, городом кочевников, Мурманск воспринимал то, что эти люди привозили и оставляли. Культура тем и хороша, что ее семена могут произрастать на любой почве, вне зависимости от климата. Здесь могут рядом сосуществовать и вполне себе развиваться, не мешая друг другу, акмеизм и футуризм, авангардизм и конструктивизм. Найдут себя на новом месте и классические формы искусства. Причем открыт наш город для культурного влияния со стороны суши не только, но и моря, по которому сюда привозили всяческие заморские диковинки – от футбола до джаза.
Как отмечает сам Павел Федоров, «в хрестоматиях, учебных пособиях, словарях, посвященных литературному краеведению Кольского Севера, я ничего полезного не почерпнул для своей культурологической книги, кроме разве что ссылок на первоисточники. Литературные тексты – прозу, поэзию, публицистику, мемуаристику, эпистолярное наследие – приходилось просматривать заново, прочитывать и связывать не только между собой, но и с другими произведениями искусства – живописи, архитектуры, скульптуры, фотографии, музыки».
В книге показываются связи местного культурного ландшафта с Александром Сумароковым, Андреем Белым, Игорем Северяниным, Иваном Буниным, Владимиром Маяковским, Николаем Гумилевым, Анной Ахматовой, Михаилом Булгаковым, Панаитом Истрати, Никосом Казандзакисом и многими другими деятелями литературы. Главная задача нового издания – показать Мурманск на большой сцене мировой и российской культуры и этим способствовать познанию культурного феномена «великого арктического города».
Получилось ли это у Павла Федоров, мы предоставим судить читателю. А сейчас несколько интересных, как нам представляется, историй из книги.
Эльдорадо за Полярным кругом
Ha заpe Советской власти, в нэповские 20-е годы, далекий Мурман представлялся эдаким Эльдорадо. Газеты и журналы распространяли неправдоподобные слухи о громадных заработках и наличии свободных вакансий в этом крае. Например, «Красная газета» писала о том, что Кольский залив так переполнен рыбой, что ее ловят мешками, ящиками и ведрами, а выловленная в Тюва-губе рыба попросту выпускается обратно из-за недостатка тары. «Петроградская правда» отмечала, что бухты Мурмана так заполнены креветками, что шлюпка не в состоянии проходить, а для добычи зверя здесь не нужно никакого технического инвентаря.
Сочные образы в Мурманске увидел на исходе нэпа новосибирский писатель Вивиан Итин, которому показалось, что «безработные немцы из Гамбурга, норвежцы, финны, татары, китайцы в трюмах, в теплушках пробираются в свое новое Эльдорадо», то есть в Мурманск. Он писал, что здесь нет безработицы, грузчик «выгоняет 500 монет», при том, что «большинство населения – русские беженцы, беглецы, бродяги – наш исконный человеческий избыток, в сущности гораздо менее оседлый, чем кочевники Кольского полуострова». Оказавшись в жаркую погоду в одном из самых злачных районов Мурманска – Шанхае, где со времени строительства Мурманской железной дороги жили китайцы, Итин придумает эпическую фразу в духе Ильфа и Петрова: «Песок. Жара. Китайцы. Неужели это полярная страна и рядом у лопарей пасутся северные олени?».
У этого писателя есть еще одно интересное наблюдение, когда он замечает, что «народы» приходят в Мурманск за «большими рублями», «это население Клондайка, золотых россыпей, новых жирных стран».
«Чапаев» в фокусе скандала
На сцене Дома культуры имени С. М. Кирова в мае 1937 года жители и гости Мурманска увидели Бориса Бабочкина, которого вся страна уже знала и полюбила за роль Чапаева в легендарном одноименном фильме. За эту работу Бабочкин был удостоен звания «Народный артист РСФСР». В Мурманске Бабочкин участвовал в постановке Большого драматического театра имени Горького «Большой день» в роли майора Кожина. Ажиотаж по поводу приезда знаменитого актера подогревался театром, который поднял цену билетов на спектакли с участием Бабочкина. В результате получился маленький скандал. «Полярная правда» напечатала призыв к президиуму Мурманского городского Совета отменить незаконное повышение цен и сбить «непомерно коммерческий пыл театра».
А чуть позже, в мае 1941 года, и также в «Кировке» с эстрадной программой «На чашку чая» выступил Ленинградский государственный театр эстрады и миниатюр. Мурманская журналистка Раиса Троянкер в своей рецензии обратила внимание на работу молодого артиста Аркадия Райкина, который был задействован в качестве конферансье, но фактически обеспечил лицо всей программы. Уже тогда он экспериментировал с пародией и перевоплощением в разных персонажей. Занимая время между номерами, которые исполняли другие артисты этого театра, он сумел беспощадно переключить внимание зрительного зала на себя. Троянкер писала, что «зритель ждет Райкина все время». Но осознание того, что перед ними все-таки не конферансье, а артист совершенно нового направления, видимо, еще не пришло.
Все за книгой!
Немало места Павел Федоров уделяет и послевоенному развитию культуры в Мурманске. С интересом читается раздел, посвященный созданию Мурманского областного краеведческого музея и людям, собиравшим его коллекции, – Евгению Двинину, Владимиру Пожидаеву, Елене Павловой. Немало нового можно узнать о писателях и поэтах нового времени. Отдельно автор рассказывает о мастерах фотографии.
Тираж книги Павла Федорова небольшой – 700 экземпляров. Она уже продается в книжных магазинах Мурманска и книжной лавке областной научной библиотеки. Автор планирует также провести в скором времени ее презентацию.
Андрей КИРОШКО.
Фото из открытых Интернет-источников.