Каждый месяц нам приходят счета за коммунальные услуги. Самый большой из них – за отопление и горячую воду. А раз в год жителям примерно 40 процентов домов Мурманска приходит еще и перерасчет за тепло. Тем, кому везет, оплату пересчитывают в меньшую сторону, тем, кому не везет, приходится доплачивать за эту услугу. И порой очень немалые суммы. Особенно обидно бывает тем мурманчанам, у которых в квартирах зимой прохладно: они и так мерзнут, а им еще за это и переплачивать приходится. Естественно, в таких случаях возникают вопросы: «А насколько законны такие перерасчеты, правильно ли насчитали энергетики и как все это проверить?».
Какие ваши доказательства?
С осени этого года Мурманская область должна перейти на оплату отопления по фактическим показателям. Так что вроде бы пересчеты должны уйти в прошлое. Однако эта тема далеко не исчерпана: и после перехода на новый порядок вопросов к правомерности начисления платы за тепло наверняка будет не меньше, а скорее – еще больше. Так что уже впору призадуматься: «А как же все-таки узнать, насколько правильно считают счетчики?».
Перерасчет за отопление приходит всем жителям, в чьих домах установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии. В Мурманской области, судя по данным сайта ГИС ЖКХ, такие счетчики стоят в 34,55 процента домов. В самом Мурманске ситуация чуть получше – приборами охвачены почти 38 процентов домов. Что в принципе примерно соответствует среднероссийскому показателю.
Чаще всего изменение в платежке не очень большое, так что его можно и не заметить. Но иногда суммы приходится доплачивать очень существенные.
Пересчеты обычно делают по весне – в апреле – мае, и всегда их следствием становится некоторый рост социальной напряженности: люди видят суммы доначислений в платежках и возмущаются. Первым делом обычно жители требуют проверить правильность начислений и исправность прибора учета, в соответствии с показаниями которого и был сделан перерасчет.
К слову, есть примеры, когда счетчики действительно были неисправны, а в расчетах сделаны ошибки. И тогда перерасчеты отменяли. Однако в большинстве случаев гражданам приходилось просто оплачивать дополнительный платеж.
Со следующего отопительного периода квитанции за отопление будут выставляться по факту: сколько тепла потребил дом – столько и придется оплачивать. С одной стороны, ежегодных перерасчетов больше не будет, а с другой – теперь они станут ежемесячными: ведь никто из нас не будет знать, сколько придется платить в этом или в следующем месяце – все зависит от того, сколько насчитал счетчик.
Соответственно, можно предположить, что теперь люди начнут выражать свое недоумение и недовольство намного чаще и в большем количестве. Особенно с приходом холодов: ведь тогда потребление тепловой энергии резко возрастет и в квитанциях это обязательно отразится. Причем, скорее всего, в сторону очень существенного увеличения.
Так что со следующего отопительного периода ожидаем большого количества обращений от жителей по поводу проверки верности начислений и исправности общедомовых приборов учета.
Кроме того, многие мурманчане наверняка захотят воочию увидеть показания счетчика, убедиться, что их не обманывают. И вот тут их ждет большое разочарование, потому что такого права – самолично проверять показания общедомового прибора учета – у обычных жильцов дома, оказывается, нет.
Все данные должны сохраняться
Какими законодательными актами регулируется данный вопрос?
Начнем с того, что установка общедомовых приборов учета тепла и других потребляемых ресурсов является обязанностью владельцев квартир согласно Федеральному закону № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», который был принят в 2009 году.
Как видно из названия, сам законодательный акт для энергосбережения и энергоэффективности. Однако по факту, особенно в части потребления тепловой энергии, все свелось к тому, что в домах установили те самые общедомовые приборы учета (и то далеко не везде), в результате как минимум у значительной части граждан платежи за отопление выросли. Если бы параллельно с установкой счетчиков действительно проводились мероприятия и по энергосбережению (например, усиление тепловых контуров домов и установка погодных датчиков), тогда бы во всем этом был смысл. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Идем далее. Сам факт проверки и сохранения показаний счетчиков прописан в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354. Смотрим п. 31, подпункт «е»: исполнитель коммунальных услуг обязан «при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать или получать от гарантирующего поставщика, если такой прибор учета должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет».
То есть нигде не указано, что собственники или жильцы могут самостоятельно проверить показания счетчика. Зато они имеют полное право сделать запрос в обслуживающую организацию и получить показания из специального журнала.
Готовьте «счетчики» летом
Кроме того, самостоятельно зайти в подвал (где обычно и стоят приборы учета) не так-то просто. По закону все подвальные помещения у нас должны быть закрыты. И предоставлять туда доступ жильцам обслуживающие организации вовсе не обязаны. Впрочем, в половине домов это требование не выполняется – замки давно сорваны либо сломаны. Однако все равно желающих заглядывать в подвалы не так уж много: в большинстве случаев там темно, сыро и очень грязно из-за мусора и остатков многочисленных прорывов канализации. Кроме того, даже если залезть в подвал и найти каким-то образом там прибор учета тепловой энергии, то неподготовленный человек вряд ли что-либо в нем поймет.
Так что же делать? Ну, во-первых, если у вас в подвале стоит вода вперемешку с отходами жизнедеятельности человека, нет света и полно мусора, то нужно как можно скорее задуматься о смене управляющей компании. Все-таки подвальное помещение – это технический этаж дома, это главное рабочее место для УК. Там должно быть светло, чисто, сухо, а доступ к приборам учета тепловой энергии должен быть не затруднен. Если «управляшка» не в состоянии обеспечить нормальные условия для своих работников, то вряд ли она будет нормально заботиться о вашем имуществе.
Во-вторых, уже сейчас стоит обеспокоиться о том, какие проблемы с начислениями за тепло возникнут после введения новой системы оплаты отопления по факту, и взять снятие показаний со счетчика под контроль жильцов. А для этого провести общее собрание собственников помещений в доме и определить ответственное лицо (или лица) из состава квартиросъемщиков, которых ресурсоснабжающая организация (если есть прямой договор на поставку коммунальных ресурсов) или управляющая компания (если прямого договора нет) обязаны будут приглашать на процедуру снятия показаний приборов учета. Таким образом, у жильцов появится возможность хотя бы как-то отслеживать изменения в показаниях счетчиков.
И в-третьих, особенно это касается домов, в которые ежегодно приходят большие перерасчеты, надо наконец-то понять, почему в доме такие большие счета за тепло. Для этого нужно добиться проведения поверки счетчика и проверить теплопотери дома с помощью тепловизора (такие приборы сейчас есть в большинстве УК, точно есть у ресурсников и у специализированных организаций). Если причина утечки тепла будет обнаружена, то нужно постараться максимально быстро устранить ее.
Все очень серьезно. Это сейчас платежи за отопление раскиданы на год, и поэтому мы не очень-то видим, как все-таки много платим за эту услугу. Когда счета начнут приходить по факту и, например, в январе за декабрь придет тысяч 15 только за отопление в двухкомнатной квартире, будет поздно искать виноватых и проверять счетчик.
Дмитрий ВАРЗУГИН
Фото из открытых Интернет-источников