Среди множества творческих событий и выставок в Мурманске существует всего один фестиваль, наполненный подлинными произведениями современного искусства, – это «Инверсия». В пятый раз в начале февраля он собрал в столице Кольского Заполярья художников, музыкантов, искусствоведов, социологов и артистов всевозможных жанров из городов Северо-Запада России и Европы. В этом году их работы объединяла тема «Северный цифровой путь».
Пойми меня, если сможешь
Фестиваль из года в год переосмысливает географическую и культурную удаленность северных территорий̆ от столиц и помогает формировать новые культурные центры вдали от крупных городов. Тема «Северный цифровой путь» продолжила эту идею, предложив художникам обратить внимание на Северный морской путь, развитие которого возрождает или сохраняет жизнь в полузаброшенных арктических гаванях и сближает Мурманск с портами Японии, Кореи и Китая. Художники пытаются творчески переосмыслить длину и значение Севморпути и труднодоступных точек перевалки грузов и обслуживания судов в Арктике, переходя от промышленной и экономической составляющих к человеческому началу.
Организатор «Инверсии» – небольшая группа молодых мурманчан «Фрайдеймилк», известная своими проектами в области современного искусства среди его почитателей в России и Скандинавии. Для проведения крупных международных мероприятий они привлекают добровольцев в качестве переводчиков, фотографов, видеооператоров и сопровождающих. В этом году помощников из Архангельской области было не меньше, чем мурманчан благодаря репутации «Фрайдеймилк», сложившейся за 10 лет, и сарафанному радио.
Большая часть событий «Инверсии-2022» проходила днем в будни, поэтому посетить их могли в основном участники фестиваля, и организаторы не стремились привлечь как можно больше гостей, потому что современное искусство никогда не было рассчитано на массового зрителя, за редким исключением. Многие работы и концерты с экспериментами над звуком вызвали бы непонимание или даже раздражение у большинства неподготовленных посетителей.
Например, на одной из выставок, которую разместили на время фестиваля в помещении бывшего магазина в торговом центре «Аметист», была представлена звуковая инсталляция русского, голландского и эстонского художников, название которой можно перевести как «мигратоны». Авторы подвесили к потолку пластиковые трубы, вставили в них мембраны, которые вибрировали с постоянно меняющейся частотой, соответствующей динамике миграции жителей северных регионов России. Потоки воздуха подчинялись числам, предоставленных Росстатом и обработанных с помощью математических алгоритмов. Чтобы колебания были более осязаемы, их дополнили шумом города, записанным во время прогулок по Мурманску.
В экспозиции были и более понятные работы с привычным для восприятия материалом, которые, возможно, были бы интересны не только искушенным зрителям. Например, видео с размышлениями о том, совпадают ли основные представления о Мурманске как о незамерзающем порте, воротах в Арктику и северном форпосте России с образом нашего города в сознании молодых мурманчан? И кто такие те самые современные мурманчане сейчас?
Еще одна видеоработа была посвящена настоящему и будущему моногородов российского Севера. Видеооператоры исследовали их социальную, культурную и экономическую реальность и передали свои впечатления и мысли о перспективах этих мест с помощью клипов и видеопортретов местных жителей.
Цена искусства
Как повелось с первого фестиваля «Инверсия», его участники приезжают не просто других посмотреть и себя показать, но и обсудить вызовы и вопросы современной культуры и выживания деятелей искусства и творческих сообществ в провинции. Для того чтобы поддержать их морально и финансово, в последний день фестиваля был организован первый в Мурманске аукцион, на котором продавали работы в основном молодых художников российского Севера. Но проходил он очень необычно. Создатели картин, арт-объектов и цифровых произведений искусства определяли не начальную стоимость, а ее размер в порядках, то есть будет ли она двухзначным, трехзначным, четырехзначным или пятизначным числом. Конечная цена определялась броском двух, трех, четырех или пяти игральных кубиков соответственно. Многие следили за аукционом в прямом эфире и делали заявки онлайн. Благодаря аукциону некоторые мурманские художники впервые продали свои работы, пусть за 500 или 1000 рублей. Одна из самых дорогих совершенных покупок – диптих из аппликаций непристойного содержания стоимостью 22500 рублей.
Также впервые во время «Инверсии-2022» проходили экскурсии по мастерским мурманских художников, которые приоткрыли завесу тайны над кухней молодых заполярных творцов, куда было интересно заглянуть как иностранным коллегам, так и мурманским любителям живописи, графики и граффити.
Фестиваль прошел, выставка осталась
До 27 февраля можно прикоснуться к частице ушедшего фестиваля, посетив выставку «Северный цифровой путь» (12+) в Мурманском областном художественном музее. Впервые это учреждение приняло у себя настолько крупную новаторскую экспозицию.
Она начинается на лестнице с видеоролика мурманского художника и каллиграфа Юрия Шачнева. Проходя через два слоя тюля, на экран проецируются полупрозрачные бело-голубые линии. Они то выстраиваются в слова, то образуют снежинки, которые видоизменяются, как будто в калейдоскопе. Так Юрий оживил свой холст с надписью «Северный цифровой путь».
Еще два экспоната были «живыми» только на открытии выставки, то есть зрители могли с ними взаимодействовать. Один из них представлял собой подносы и тарелки из плоских камней, на которых лежали различные сушеные и ферментированные продукты, как например, чипсы из кусочков свеклы и тыквы. Все это можно было есть, размышляя о том, как в древности северные народы заготавливали продукты впрок.
Второй экспонат, который оживал во время вернисажа – это сеть из толстых красных нитей, которую по просьбе автора плела мурманская художница Наталья Романенко. Эта инсталляция стала продолжением другого арт-объекта – уже готовой рыболовной сети, подвешенной к потолку, в которой запутались курсоры компьютерной мыши. Это символ того, что Всемирная сеть нас заманивает, запутывает и удерживает, как рыболовная сеть рыбу. Идея этих двух «сетчатых» работ возникла после визита художников в цех, где рыболовные сети по-прежнему плетут вручную.
В левой части зала висят фотографии полуразрушенных каменных сооружений, а вокруг снимков стоят необычные светящиеся объекты. Это инсталляция девушки из Кронштадта, посвященная заброшенным портам в Финском заливе, часть которых недавно начали восстанавливать.
На противоположной стороне зала висит длинное полотно с абстрактной композицией из темных пятен и ярких линий. Как объяснил куратор выставки, все элементы изображения – это расщепленные на множество частей рисунки ледоколов, обработанные в графическом редакторе. Почему две молодые девушки – авторы этой работы – так жестоко поступили с кораблями, вы можете попробовать осознать, рассмотрев арт-объект собственными глазами и прочитав аннотацию к нему.
Самый понятный всем северянам экспонат – это серия «Утрата» из пяти линогравюр кировчанки Ольги Даниловой. Проходя вдоль графических листов слева направо, мы видим, как на каждом следующем становится все меньше и меньше деталей. На первом перед нами человек с двумя собаками на фоне зимнего пейзажа и городка, на последнем – лишь черный силуэт посреди белой пустыни. Таким образом художница заставляет задуматься о романтизированном образе Севера, о холоде физическом и душевном, об одиночестве и вымирании районов Крайнего Севера.
Павел СТЕПАНЕНКО
Фото автора