Каждый год эта история в Мурманской области повторяется. Потому что в любую зиму (а у нас на Севере зима продолжается 7–8 месяцев) бывают периоды, когда снега выпадает много, сразу и везде. После чего дворовые территории и дороги не только в Мурманске, но и в большинстве других муниципалитетов региона, погружаются в снежную кашу. А по глубоким дворовым колеям не всегда можно проехать даже на полноприводном внедорожнике.
А то что?
Каждый год зимой мы читаем сообщения в новостях и соцсетях о застрявших в мурманских дворах машинах, среди которых порой попадаются автомобили скорой помощи и других экстренных служб, о переполненных мусорных контейнерах, к которым не смогли подъехать мусоровозы. И каждый год наблюдаем одну и ту же реакцию властей на творящееся безобразие: проводятся экстренные совещания, на которых обязательно к дорожным службам и управляющим компаниям выдвигается грозное требование немедленно все очистить и убрать, а то…
А вот интересно, а что «а то»? Что, к примеру, могут сделать органы власти по отношению к управляющим компаниям? Какие у власти на них есть рычаги воздействия? Пригрозить прокуратурой? И что потом?
С муниципальными дорожными службами понятно, что могут сделать, но они-то как раз в период обильных снегопадов реально напрягаются, и дороги общего пользования у нас, честно говоря, чистятся относительно неплохо. По крайней мере, точно лучше, чем дворы. А что могут сделать с нерадивыми «управляшками»?
По сути, только одно – выписать штраф. Вопрос лишь в том, насколько штраф – эффективная мера воздействия на управляющую компанию и могут ли в принципе штрафные санкции решить данную проблему.
Судя по тому, что ситуация с заснеженными и непроходимыми придомовыми территориями повторяется из года в год, – нет, не могут. В чем же причина? На самом деле в том, что дворы у нас из года в год убираются от снега крайне плохо и крайне медленно, нет никакого злого умысла – здесь чистая экономика и желание получить больше прибыли.
Очистка в идеальных условиях
В первую очередь вспомним о том, что любая управляющая компания – это коммерческая структура, главной целью которой является извлечение прибыли. Исходя из этой аксиомы, можно легко понять, что же выгоднее УК – организовать качественную своевременную уборку дворовых территорий или получать с жильцов деньги и имитировать уборку снега во дворах, пусть и с риском нарваться на штрафные санкции.
Давайте считать. На механизированную уборку одной дворовой территории после обильных снегопадов в среднем уходит не менее 3–4 часов. Время проведения работ может варьироваться в зависимости от размера двора, количества занятой спецтехники, удаленности от места складирования снега и количества припаркованных во дворе машин (если трактор может сгребать снег по прямой, то работы идут быстрее, если приходится лавировать, стараясь не зацепить машины, то все будет намного дольше).
Возьмем идеальные условия: двор на 4 дома, где нет ни одного мешающего уборке автомобиля; во дворе работают 2 погрузчика (большой и малый) и 2 КамАЗа; полигон для вывоза снега находится в 30-–40 минутах езды. В этом случае на уборку такого двора с вывозом снега уйдет как раз около 4 часов. Или половина рабочей смены. За 8 рабочих часов можно убрать два таких двора. Итого на уборку дворов у 8 домов в день (вся рабочая смена) требуется 4 единицы спецтехники, 2 машиниста погрузчика, 2 водителя КамАЗа и не менее двух дворников в каждом дворе – для подбора и ручной очистки снега. Это при идеальных условиях.
Допустим, крупная управляющая компания управляет 100 жилыми домами. Чтобы после обильного снегопада очистить снег во дворах этих домов за один день, «управляшке» потребуется не менее 50 единиц спецтехники и соответствующее количество сотрудников. Таким парком техники и таким количеством персонала не обладает ни одна УК в Мурманске.
И никогда не будет обладать. Для того чтобы закупить, а затем и содержать такое количество спецтехники и людей, нужны огромные деньги. Никакие тарифы на обслуживание этого не потянут.
Штрафные санкции
Теперь о штрафах. Естественно, управляющие компании боятся штрафов, и угроза быть оштрафованными заставляет их работать побыстрее. Настолько, насколько позволяют имеющиеся ресурсы. Но систематические штрафы не заставят их покупать новую технику. Ведь чисто экономически что лучше: заплатить штраф в 35 тысяч рублей за неубранный двор или потрать несколько миллионов рублей на покупку нового КамАЗаА или погрузчика? А потом еще тратиться на зарплаты водителя и машиниста.
При этом покупка новых единиц спецтехники вовсе не гарантирует того, что штрафных санкций в дальнейшем не будет. Ведь погрузчиков и самосвалов требуется намного больше, к тому же идеальных условий для уборки в жизни не будет: то есть все равно какие-то дворы останутся неубранными, что повлечет очередное наказание и денежный штраф.
Может, следует увеличить штрафы? В принципе, до сего момента эта мера остается единственной возможностью припугнуть УК. Но вряд ли штрафы могут достигнуть такой величины, что «управляйкам» выгоднее будет закупить новую технику, чем быть оштрафованным.
Скорее всего, при резком росте размера штрафных санкций мы просто столкнемся с чередой банкротств УК, большинство из которых не смогут пережить очередную зиму, а выжившие взвинтят тарифы.
Что-то надо менять
Понятно, что решение данной проблемы лежит не в сфере увеличения штрафов и прочих карательных мер, а в сфере законодательства и экономики. Что мешает, например, вывести данную услугу (механизированную уборку придомовой территории) из ведения управляющих компаний и сделать ее коммунальной услугой, как это было в свое время с услугой по вывозу мусора? Причем если в необходимости реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) до сих пор у многих есть серьезные сомнения (и раньше все, в принципе, неплохо работало), то необходимость кардинальных перемен в сфере уборки придомовых территорий от снега очевидна каждому, кто хоть раз посещал дворы в Мурманске после обильных снегопадов. «Управляшки» явно не справляются. Не справляются из года в год.
Что-то надо делать и с теми, кто из года в год препятствует проведению механизированной уборки во дворе, оставляя свою машину так, что невозможно почистить двор. Вот для таких автовладельцев большие штрафы – как раз очень действенная мера.
Как-то надо решать и вопрос «чересполосицы»: это когда в одном дворе работает несколько УК, из которых одна убирает снег, только проку от этого немного, потому что остальные ничего не делают. Что опять-таки ведет нас к тому, что организация уборки дворов от снега должна осуществляться из единого центра.
Словом, что-то надо менять. Потому что эти снежные завалы во дворах каждую зиму ну очень уже надоели!
Дмитрий ВАРЗУГИН.
Фото из архива редакции.