Информацию о нововведениях в ЖКХ лучше размещать в газете уже после новогодних праздников. Во-первых, потому что хорошие новости в этой отрасли бывают редко, а портить людям настроение в канун Нового года не хочется. А во-вторых, потому что некоторые изменения часто происходят «под елочку» – 30 или 31 декабря. Так что стоит подождать: а вдруг какой-то важный документ вступит в силу или, наоборот, его отменят в самый последний день уходящего года?
Открытая система – можно!
30 декабря прошлого года вышел 438-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении», в соответствии с которым отменяется запрет на использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения с 2022 года.
Напомним, что системы горячего водоснабжения (ГВС) в домах бывают двух основных типов: закрытые и открытые. Закрытые – это когда горячую воду производят непосредственно в доме, подогревая холодную при помощи бойлера (водоподогревателя). Такая система намного прогрессивнее, экономичнее, а главное, при закрытой системе вода в квартиры поступает более хорошего качества, так как это та же холодная (питьевая) вода, только нагретая.
При открытой системе горячего водоснабжения в краны поступает горячая вода, разогретая на котельной. То есть та же, что используется для отопления. По сути, это техническая вода. Запах и цвет у нее – весьма специфические. В Мурманске многие жители Ленинского округа могут поделиться негативными впечатлениями от многолетнего использования открытой системы ГВС.
Еще в декабре 2011 года в Федеральный закон «О теплоснабжении» было введено требование о запрете использования открытых систем горячего водоснабжения в многоквартирных жилых домах в России с 1 января 2022 года. То есть 10 лет было дано на перевод систем из открытых в закрытые.
Однако в нашем регионе только в прошлом году началось некоторое шевеление: на закрытые системы ГВС перевели несколько домов в том же Ленинском округе.
В итоге, если бы запрет не отменили, энергетикам бы пришлось с 1 января перекрывать горячее водоснабжение в сотнях домов, где по-прежнему используется открытая система.
Но, по всей видимости, работа по переводу ни шатко ни валко велась не только в Мурманской области, так что запрет на использование открытых систем ГВС все-таки отменили по всей стране.
Теперь, в соответствии с документом, прежде чем ставить водоподогреватель в доме, необходимо провести оценку экономической эффективности по переводу открытых систем ГВС на закрытые.
Как это повлияет на планы модернизации систем ГВС в многоквартирных домах региона – сказать пока трудно. Скорее всего, необходимость производить оценку экономической эффективности может несколько притормозить программу.
Совсем не новость
То, что нас с 1 июля ждет очередное повышение тарифов на коммунальные услуги, – это совсем не новость: такое происходит каждый год.
В этом году для Мурманской области Правительством РФ установлен предельный индекс повышения платы на коммунальные услуги в размере 4,5 процента.
Это, скажем так, не максимальный (самые высокие индексы в Чеченской Республике, Санкт-Петербурге и Крыму – 6,5 процента, 6,3 процента и 6,2 процента соответственно), но зато и выше среднего. Наш регион находится где-то на одном уровне с Московской, Курской, Тамбовской и некоторыми другими областями.
Соседство вроде неплохое, но нужно понимать, что в Мурманской области плата за коммунальные услуги намного выше, чем в среднем по стране, и наши 4,5 процента в денежном выражении – это совсем другие 4,5 процента, нежели в том же Тамбове, Курске или Ярославле. Фактический рост квартплаты в рублях у нас будет намного больше.
К примеру, если в Тамбове средний платеж за коммунальные услуги составляет 3000 рублей, то после повышения на 4,5 процента он вырастет на 135 рублей. А в Мурманской области, где за «коммуналку» приходится отдавать в среднем 6000 рублей, при тех же 4,5 процента в денежном выражение плата увеличится на 270 рублей.
Кроме того, предельный индекс – это как средняя температура по больнице. В каких-то муниципальных образованиях и даже в отдельных домах повышение может быть меньше, чем на 4,5 процента, а в каких-то – существенно больше.
Например, комитет по тарифному регулированию Мурманской области сообщает, что примерно для девяти тысяч человек в регионе индекс изменения размера платы за коммунальные услуги в Мурманской области в 2022 году составит 6,9 процента. При этом в 15 муниципалитетах средний индекс будет ниже 4,5 процента. Чем еще больше всех запутывает.
Остается только надеятся, что когда-нибудь наше тарифное ведомство снизойдет до обычных граждан и поведает, что именно, где и на сколько – в рублях! – подорожает.
В общем, точные цифры мы увидим в своих квитанциях в августе. Сейчас понятно одно: плата за «коммуналку» повысится. Существенно.
И еще о росте тарифов, из того, что известно более-менее точно. С 1 июля 2022 года тарифы на электроэнергию в Мурманской области для домов с газовыми плитами составят 3,12 руб./кВтч, а для домов с электроплитами и для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, – 2,308 руб./кВтч.
Это повышение, кстати, больше, чем на 4,5 процента.
Розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд АО «Мурманоблгаз» и ООО «Горгаз», увеличатся с 1 июля 2022 года в пределах инфляции. На сколько конкретно – комитет по тарифному регулированию пока не сообщает.
А вот на сколько подорожает вывоз мусора, известно уже точно: тариф на обращение с ТКО для регионального оператора АО «Ситиматик» с 1 июля 2022 года также увеличится в пределах инфляции, и с учетом установленного правительством Мурманской области норматива накопления ТКО для населения плата составит 144,17 рубля с человека в месяц.
Связь между мусором и отоплением
Об обращении с ТКО хотелось бы поговорить подробнее. Во-первых, потому что АО «Ситиматик» разместило на своем сайте информацию о том, как менялись тарифы на вывоз мусора за последние годы. Удивительно, но сначала они регулярно снижались! А во-вторых, потому что в канун Нового года в электронных СМИ и соцсетях развернулась интересная дискуссия, в которой сравнивались тарифы на вывоз мусора до реформы и после (напомним, «Вечерний Мурманск» во многих публикациях в прошлом году поднимал эту тему). А что «в-третьих» – узнаете чуть позже...
Напомним, что до 2019 года плата за вывоз мусора входила в квитанции за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и составляла порядка трех рублей «с хвостиком» с КВАДРАТНОГО МЕТРА. То есть с жильцов квартиры площадью 50 квадратных метров взималось чуть более 150 рублей.
С 1 января 2019 года услуга стала коммунальной, и плата составила 133 рубля 56 копеек с ЧЕЛОВЕКА.
Получается, что после реформы, по крайней мере для одной категории – одиноко проживающих граждан, плата даже понизилась!
Хотя на самом деле нет: потому что ожидаемого снижения тарифов управляющих компаний, у которых забрали услугу по вывозу мусора, так и не произошло – некоторые УК понизили тарифы, но на меньшую сумму, а некоторые не сделали и этого.
В итоге даже одиноко проживающие граждане от мусорной реформы не выиграли. А для семей из двух человек платеж просто вырос примерно в два раза, из трех – в три, а из четырех – в четыре!
Для многодетных семей в регионе была введена льгота в 30 процентов. Но это означает лишь то, что для них плата за вывоз мусора выросла не в пять-шесть раз, а «всего» в два-три раза.
Затем, с 1 апреля 2019 года, тариф понизили аж на 3 рубля 52 копейки – до 130 рублей 04 копейки с человека в месяц. С 1 января 2020 года плату еще снизили – до 128 рублей 55 копеек с человека.
Но уже с 1 июля 2021 произошло повышение тарифа, которое обнулило все предыдущие понижения: сейчас каждый житель Мурманской области должен вносить за вывоз мусора ежемесячно плату в размере 138 рублей 44 копейки с человека. С 1 июля плата за обращение с ТКО станет еще больше – 144 рубля 17 копеек с человека.
Подводя итог, можно сказать следующее: с 2019 года в регионе плата за вывоз мусора для абсолютного большинства мурманских семей (включая многодетные) выросла кратно. Небольшие снижения «мусорного» тарифа в первые годы после реформы никак на общую ситуацию не повлияли, зато сейчас идет существенный рост.
И еще немного цифр. Население Мурманской области, по данным за 2021 год, составляло порядка 730 тысяч человек. Таким образом, даже при действующем тарифе общие сборы регионального оператора должны быть около 100 миллионов рублей. В месяц. До 2019 года «мусорный бизнес» даже близко не был таким доходным.
Почему о мусоре такой подробный рассказ? Потому что в этом году нас ждет еще одно новшество – переход на плату за отопление по факту. То есть платить за тепло будем только в отопительный период – по показаниям счетчиков. Казалось бы, при чем тут обращение с ТКО? Дело в том, что в 2019 году коммунальным предприятиям удалось кратно увеличить счета за вывоз мусора, просто сменив точку отсчета, – раньше в расчет брали квадратные метры, а с 2019 года взимать стали с человека. Не произойдет ли то же самое и с отоплением при смене системы расчетов?
Скоро узнаем.
Коротко о субсидиях
И еще одно новшество, о котором хотелось бы рассказать в сегодняшнем обзоре. Речь о многострадальной новой системе начисления жилищных субсидий. Напомним, ее введение несколько раз откладывали. Сначала она должна была заработать с 1 января прошлого года. Затем с 1 июля. И вот наконец-то ее вроде бы запустили с 1 января 2022 года.
В чем суть новой системы? Главное новшество – для получения субсидии не надо собирать справки об отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Да и сами долги уже не являются основанием для отказа в выплате. Теперь отказать могут только при наличии судебного решения о непогашенной задолженности.
Причем предоставлять сведения о судебных решениях по запросам органов соцзащиты должны управляющие компании и коммунальные предприятия. Вопрос только в том, насколько они готовы это делать.
И на этом на сегодня все. Новшеств в ЖКХ в этом году нас ждет еще много, но о них – в следующий раз.
Дмитрий ВАРЗУГИН.
Фото из открытых Интернет-источников.