Уходящий год всем принес немало испытаний. Из-за непростых условий работы в период пандемии, сложной экономической обстановки многие предприятия оказались буквально на грани выживания. Однако старейшее предприятие заполярной столицы – АО «Мурманский морской торговый порт» – сумело не только достойно справиться со всеми вызовами времени и в очередной раз удивить производственными рекордами, но и реализовать немало социальных проектов.
Есть чем гордиться
Одно из наиболее ярких достижений ММТП – реализация арктической программы. В 2021 году отправка судовых партий железорудного концентрата по Северному морскому пути через причалы нашего торгового порта, Мурманского балкерного терминала и Китая увеличилась более чем в два раза. В общей сложности портовики отправили по арктической магистрали рекордные 968 тысяч тонн ценного сырья. Для сравнения: в прошлом году этот показатель был на уровне 432 тысяч тонн.
Летом этого года в порту обновили еще один максимум. В июле там обработали 180 332 тонны щебня. И это абсолютный месячный рекорд.
Сентябрьское достижение портовиков опять-таки связано с грузооборотом этого сыпучего материала. В первые дни осени на «арктическом» причале № 15 грузового района № 2 АО «ММТП» на борт балкера «Енисей» они погрузили 41 966 тонн щебня! Так был побит предыдущий рекорд, установленный в начале года.
«Сегодня перед нашим государством стоит амбициозная задача по развитию Арктики. И Севморпуть является одним из ключевых элементов для ее решения. С увеличением грузопотоков по этому маршруту СМП становится по-настоящему важной мировой транспортной артерией. Поэтому мы высоко ценим вклад мурманских портовиков и наших партнеров из компаний «СУЭК», «ЕвроХим» и «РЖД» в развитие этого направления», – заявил заместитель генерального директора, директор по портовым активам АО «Национальная транспортная компания» Александр Масько.
Масштабную работу портовики провели и в отношении программы судозаходов. За этот год Мурманский морской торговый порт принял и обработал у своих причалов 22 морских гиганта – суда типа «Capesize», на которые погрузили более 3 млн. тонн навалочных грузов. К слову, в дни празднования 106-летия ММТП на причале № 14 грузового района № 2 на борт судна «SEAFORCE», относящегося к классу «Capesize», было погружено 160 300 тонн угля. Такой крупной партии в истории нашего порта еще не бывало.
Технологии и экология
Другое знаковое событие, приуроченное к дню основания крупнейшей стивидорной кампании в Арктической зоне России, – введение в эксплуатацию первого в нашей стране крана российского производства «Витязь». Его максимальная грузоподъемность – 124 тонны, и это лучшая производительность в своем классе.
Внедрение передовых технологий и современной техники давно стало неотъемлемой частью работы мурманских портовиков, поэтому к другой уникальной задаче уходящего года они отнеслись с присущим им энтузиазмом. Речь идет об обработке деталей для реализации проекта по возведению ветропарка «Кольская ВЭС», за Полярным кругом он станет самым крупным в стране. Многометровые ветроустановки доставляли на судах по частям, аккуратно разгружали и с ювелирной точностью провозили по территории порта, для этого даже его инфраструктуру пришлось поменять. Это тот случай, когда цель оправдывает средства. «Зеленая» энергетика имеет принципиальное значение для сохранения, защиты и восстановления хрупкой природы Арктики. А вопросам экологии в Мурманском морском торговом порту уделяют особое внимание.
Не случайно в 2021 году за достигнутые успехи в части внедрения природоохранных технологий и стабильную работу во время пандемии на конкурсе Федерального агентства морского и речного транспорта «Лидер отрасли» предприятие получило диплом в номинации «Морская стивидорная компания» и признано победителем в номинации «Лучшее экологическое предприятие».
С любовью к городу
Продолжает наш порт принимать и активное участие в жизни Мурманска, поддерживать реализацию социальных проектов и общественно значимых инициатив вместе с администрацией Мурманска и правительством области. Так, при помощи ММТП впервые за последние годы на стадионе «Строитель», домашней арене хоккейного клуба «Мурман», начались масштабные строительные работы. Там уже обновили трибуны, входную группу, санитарные помещения.
Благодаря порту до неузнаваемости преобразился мурманский двор на улице Карла Либкнехта, общая стоимость проекта превысила 30 миллионов рублей. За три года там уложили новое асфальтобетонное покрытие, сделали современную ливневку, проложили пешеходные дорожки, установили скамейки, светодиодные светильники, спортивную и игровую площадки.
Долгожданный подарок получил от портовиков в этом году мурманский клуб молодых инвалидов «Валентина Плюс». В учреждении установили новое крыльцо с современным подъемником для маломобильных северян.
Уютнее стало и в Мурманском центре социальной помощи семье и детям. На средства, выделенные портом, закупили диваны и ковры для комнат отдыха детворы. Помимо этого ранее заменили напольное покрытие в спортивном зале, отремонтировали медкабинет, установили пандус для ребят с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках многолетнего сотрудничества с мурманской гимназией № 8 в образовательном учреждении при финансовой поддержке ММТП обновилась столовая. Там отремонтировали системы отопления и водоснабжения, заменили двери, установили светодиодные светильники, обновили оборудование и мебель.
Ответственный подход
Многие социальные проекты удалось реализовать вместе с ключевыми партнерами нашего порта – АО «Национальная транспортная компания» и АО «Сибирская угольная энергетическая компания», которое в этом году отмечает свое 20-летие. Символично, что именно СУЭК был признан лидером в области устойчивого развития в стране.
Благодаря социальной политике компании, реализуемой фондом «СУЭК-РЕГИОНАМ», кардинально улучшаются условия жизни десятков тысяч семей.
– Мы стремимся к комплексному улучшению качества жизни людей, которое повышает заинтересованность в проживании на конкретной территории, а она, в свою очередь, помогает стабильно работать нашим предприятиям, – сказал генеральный директор АО «СУЭК» Степан Солженицын.
Надежда ЛЕБЕДЕВА
Фото из архива АО «Мурманский морской торговый порт»