Некоторые культурные события, давно ставшие ежегодными и традиционными, навевают скуку одним своим названием, особенно у молодежи. Но выставка «Заполярье» точно не входит в их число.
Она впервые открылась в Мурманске в 1942 году. И в 2021 году есть художники, которые пишут маслом многострадальную Териберку, но среди сотни произведений в большом зале художественного музея немало работ, которые могут удивить тематикой и техникой даже знатока заполярного искусства.
Выставка «Заполярье» – это своеобразный годовой отчет членов мурманского отделения Союза художников России и тех, кто приближается к ним по уровню мастерства. Выставочный комитет выбрал из привезенных со всей области произведений более ста картин, икон и изделий декоративно-прикладного искусства. Может показаться, что им даже немного тесно в самом просторном зале музея, настолько год выдался продуктивным!
В этом году в мурманское отделение Союза художников приняли четырех достойных авторов, работы которых в экспозиции ничуть не проигрывают шедеврам мэтров. А они отметили во время вернисажа, что «Заполярье» всегда объединяло разные поколения художников. На этот раз случилось так, что в одном зале можно полюбоваться двумя фантастическими городскими пейзажами, один из которых написала 92-летняя Тамара Зуева, а другой – 29-летняя Илона Клещевая.
Заслуженные художники России Виталий Николаевич Бубенцов и Анатолий Александрович Сергиенко с радостью говорили, что на заседании выставкома открыли для себя новые имена. И в последние три-четыре года это стало нормой, а, например, 10 лет назад молодых талантов заметно не было. Мир изобразительного искусства Мурманской области оживило открытие специальности «Живопись» в Мурманском колледже искусств. При этом, как отметил Виталий Николаевич, в Мурманском арктическом государственном университете образовательная программа кафедры искусств и дизайна все больше уходит от классической живописи и графики в компьютерный дизайн.
Уходят и художники. Но не от живописи, а от нас. В прошлом году скончались четыре известных мурманских автора. Невосполнимой утрате посвящен
небольшой гобелен Татьяны Черномор
«2020-й... В память об ушедших художниках». Это черный квадрат с горящей свечой в белой шерстяной раме. Как и в экспозиции «Заполярья-2020», на итоговой выставке 2021 года есть две последние работы почившего с миром Никиты Ростиславовича Духно. Одну из них с широкой размытой черной полосой на сером фоне можно считать эпитафией ему и его коллегам.
Мрачные краски уравновешены светлыми образами. По обе стороны центральной части зала сотрудники музея повесили картины Анатолия Сергиенко с библейскими мотивами. А за ними полстены отдано деревянным иконам кировского резчика по кости Ильи Хабарова. Свернув направо или налево от них, вы непременно увидите нежные акварели молодых художниц Марии Михайленко или Ольги Беляевой. Мария привезла в Мурманск фактуры Чукотки, изобразив на миниатюрных круглых полотнах сопки, холодные воды, снег и звезды ближайшего к США уголка России. У Ольги пейзажи намного теплее, плавность их оттенков надолго приковывает внимание и навевает воспоминания об ушедшем лете.
Дмитрий Новицкий несмотря на то, что по возрасту не входит в категорию «Молодежь», продолжает озоровать. На «Заполярье-2020» красовался его бомбардировщик, сбрасывающий конфеты, а в этот раз самолет закидывает «врага» арбузами. Однофамилица Дмитрия из Кировска в свои 75 лет продолжает радовать северян милыми картинками из жизни северных народов.
Пару работ на выставке можно смело отнести к номинации «Оригинальный жанр», если таковая существовала бы на конкурсах художников. А как иначе охарактеризовать картину «Европа и бык», связанную крючком и выходящую за границы условного холста? Так неординарно себя проявил в этот раз актер Драматического театра Северного флота и коллекционер произведений заполярных художников Алексей Макаров.
В технических изысках с ним может посоперничать разве что Вероника Вологжанникова. Несколько массивных остроугольных кусков глины она объединила в панно «Триумфальная катастрофа», символизирующее растрескавшийся лед. Работа посвящена трагической попытке покорения Северного полюса челюскинцами. На каждом куске глазированной керамики изображен один из эпизодов экспедиции или спасательной операции.
Внимания достойны все экспонаты выставки. Не поленитесь пройти несколько кругов по залу, потому что небольшие работы в сдержанной цветовой гамме можно не сразу заметить рядом с громкоголосыми «соседями», но их неброское очарование может покорить вас при ближайшем рассмотрении. Выставка «Заполярье-2021» будет открыта до 23 января в главном здании художественного музея.
Павел СТЕПАНЕНКО. Фото автора.