Многим мурманчанам кажется, что «Центр городского развития Мурманской области» (ЦГРМО) просто для галочки устраивает встречи неравнодушных к своему городу северян с архитекторами по поводу преображения малой Долины Уюта или главной площади города-героя. Но последний семинар показал, что толк, пусть и небольшой, от него есть. Хотя бы потому, что горожане учатся слышать и понимать зачастую противоположные мнения друг друга.
Эмоции и разум
Из-за ограничений по количеству участников, связанных с пандемией коронавируса, подать заявку на участие в декабрьской дискуссии могли всего 50 мурманчан. В апреле на первом собрании, посвященном будущему Пяти Углов, 100 человек впервые публично обсудили его после того, как в июне 2020 года американский архитектор предложил невероятный проект реконструкции.
Планы изменить до неузнаваемости сердце Мурманска резануло как по живому многих горожан, поэтому сразу после весеннего семинара ЦГРМО составил новое подробное техническое задание для участников конкурса реконструкции. Летом члены жюри выбрали эскизный проект петербуржского архитектурного бюро «ХВОЯ». Самый известный реализованный объект в его портфолио – это общественное пространство «Севкабель» в Петербурге, которое «ХВОЯ» проектировала в соавторстве с другими бюро.
В Мурманске итоги работы представлял Георгий Снежкин, архитектор «ХВОИ». Но прежде чем он успел начать презентацию, к трибуне прорвался Валерий Немкин, автор известной краеведческой группы «Заметки мурманчанина» в соцсети «ВКонтакте». Несмотря на то, что слова ему не давали и просили оставить комментарии на потом, он успел прокричать, что слушать Георгия бессмысленно, как и обсуждать реконструкцию площади, потому что она не нужна в принципе, исходя из его убеждения «Не вы строили, не вам и ломать!».
При этом значительную часть нововведений большая часть мурманчан поддерживает. Это показывают промежуточные итоги соцопросов, которые с 8 декабря проводятся в Интернете, в многофункциональных центрах и в ТРК «Мурманск Молл». Да, строители отмечают, что проект сложный с технической точки зрения и нуждается в согласовании с сетевыми и транспортными организациями, но по сравнению с предыдущими концепциями его можно назвать минималистичным.
Болевые точки
Георгий начал с того, что площадь Пять Углов сейчас – это разделенные улицей Воровского благоустроенная территория перед гостиницей «Азимут» и автостоянка перед гостиницей «Меридиан». Архитекторы предлагают объединить их, сделав проезжую часть улицы Воровского, вдоль которой растет сирень, пешеходной аллеей. Это самое радикальное изменение, которое вызвало противоположные мнения у собравшихся. Многие сомневались, что перекрыть дорогу, по которой от автовокзала на проспект Ленина выезжают автобусы пригородных маршрутов вообще реально, даже если это будет нужно. Евгения Бурка, представитель ЦГРМО ответила, что перед семинаром ее коллеги консультировались с министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области и выяснили, что изменить маршрут движения автобусов возможно. Но даже если эту идею одобрит большинство мурманчан, все риски будут в любом случае оцениваться с помощью точных расчетов и построения математической модели движения транспорта.
Превратить проезжую часть в аллею – это только начало пешеходно-озеленительной части проекта. Вокруг двух рядов сирени архитекторы предлагают создать островок лесотундры с заполярными растениями, деревьями и сейдами. При этом визуальная ось от школы № 1 на улице Капитана Буркова до железнодорожного вокзала сохранится, но обзору не будут мешать автомобили. Так как многие слушатели качали головой, поговаривая, что полгода этот уголок дикой природы будет представлять собой голые стволы и грязные тропинки, Георгий предложил для начала провести несколько экспериментов. Можно перекрыть улицу Воровского на несколько дней в будни и оценить масштаб бедствия, если оно вообще случится. Потому что опираться лишь на математическую модель неправильно, как и на полярные мнения людей.
Такой же эксперимент Георгий предлагает провести с парковкой у «Меридиана», которую нужно если не ликвидировать полностью, то хотя бы существенно сократить.
– Главная площадь достойна того, чтобы перестать быть парковкой, – сказал архитектор. – Мы выяснили, что все машины, паркующиеся у «Меридиана», можно разместить на стоянках около «Азимута», вокзала и за домом № 10 на улице Комсомольской, до которых идти пять минут. Машиномест всем хватит, если верны данные, которые нам представил «Центр городского развития Мурманской области».
Мурманский архитектор Светлана Пионковская возразила Георгию, указав на то, что почти весь день парковка у Комсомольской, 10 занята так же, как у «Меридиана». Георгий ответил, что в Петербурге люди стали больше пользоваться общественным транспортом и меньше автомобилями, когда администрация города сделала парковки в центре платными. Если власти Мурманска захотят сделать Пять Углов удобнее для пешеходов, они тоже смогут выработать подходящее решение, которое сократит число стоящих в центре города автомобилей.
Без крестов и острова
Вторая часть семинара была посвящена работе в группах. Общественные деятели, архитекторы, художники, представители сферы туризма, культуры, социальной поддержки и инвалиды разделились на команды по восемь-двенадцать человек, в каждой из которых было не менее трех мурманчан моложе 35 лет. Благодаря Интернет-технологиям к полусотне мурманчан в зале присоединилась группа из 10 человек, которые стали полноценными участниками обсуждения в формате видеоконференции. Каждая группа получила карту Пяти Углов с планируемыми изменениями и бланк с вопросами: «Что вам понравилось в проекте?», «Что вызвало вопросы или не понравилось?», «Что нужно добавить?». Через 40 минут начались выступления капитанов команд. Большинство проголосовали за то, чтобы убрать предлагаемую крестообразную подсветку площади наземными светильниками, потому что она непрактична в наших погодных условиях и у некоторых ассоциируется с кладбищем. Также в сердце города не нужен зеленый остров, так как он будет привлекательно выглядеть не больше четырех месяцев в году. По поводу улицы Воровского мнения разделились. За то, чтобы сделать ее аллеей, проголосовали три группы из пяти. Также неоднозначно отреагировали участники групп на ликвидацию парковки у «Меридиана». Убрать ее полностью согласилась только одна команда. Остальные хотят лишь сократить ее площадь и облагородить. А представитель самого отеля отметил, что по закону у делового центра или гостиницы такого размера должно быть 100 парковочных мест.
Однозначно всем понравилась идея сделать наконец-таки человеческие пешеходные переходы: нарастить асфальт на перекрестках так, чтобы уровень зебры сравнялся с плоскостью тротуаров. Тем самым передвижение станет удобнее для пешеходов, а для инвалидов-колясочников будет создана безбарьерная среда.
Также все одобрили идею объединить в общий ансамбль все площади, примыкающие к Пяти Углам. Сделать это предлагается с помощью единообразного мощения площади и тротуаров квадратной бетонной плиткой размером от 1х1 метр до 7х7 метров.
Представители всех групп посоветовали петербуржцам поработать с местными дизайнерами, краеведами и предпринимателями над созданием такого облика центральной площади, который бы отражал историю Мурманска и гармонировал с фасадами литерных домов.
По результатам встречи был составлен отчет, в котором зафиксированы все предложения общественности. Они будут учтены архитекторами, которые скорректируют свой проект перед тем, как он перейдет в стадию разработки проектно-сметной документации. Она будет рассматриваться в следующем году министерством градостроительства и благоустройства Мурманской области.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото из архива редакции.