Книги бывают разные. Хорошие и плохие, захватывающие и скучные, с картинками и без. А есть еще специальная литература, в которую обычный читатель заглядывает редко. Она для профессионалов или просто фанатов.
Вот и меня, человека, далекого от рыбной темы, книга Виктора Георги «Мурманский траловый флот» поначалу особо не заинтересовала. Но, пробежав глазами несколько страниц, я уже не мог от нее оторваться.
Автора!
– Мне довелось летом присутствовать на презентации этой книги, – говорит депутат Мурманской областной Думы Михаил Белошеев. – Пришло много людей, в первую очередь бывших работников тралфлота. И многие говорили о важности этой работы с точки зрения не только истории предприятия, но и истории становления Мурманска. Именно поэтому, думаю, эту книгу и надо читать мурманчанам.
Виктор Георги в журналистской среде Мурманска фигура известная. В 80-е годы он был корреспондентом еженедельника «Рыбный Мурман», а затем стал ее главным редактором. Увы, с угасанием рыбного Мурманска угас «Рыбный Мурман». Газета в ее привычном виде была уже никому не нужна. Сам Виктор Георги покинул Мурманск, переселившись в Петрозаводск, где из-под его пера одна за другой выходят книги, посвященные истории таких гигантов рыбной отрасли, как «Мурмансельдь-Мурманрыбпром», «Севрыбхолодфлот». Трехтомник «Мурманский траловый флот» продолжает эту тему, рассказывая о без преувеличения легендарном предприятии.
Помимо чисто «рыбацких» историй Виктор Сергеевич является автором еще нескольких книг – «Путь на Грумант», «Письма с Белого моря». Так что перед нами не специалист рыбного дела, а профессионал дела писательского. А такие люди, как правило, умеют написать просто о сложном. Годы, проведенные в редакции газеты, путешествия по морям под парусами, детские впечатления (отец Виктора был капитаном тралфлота) дали автору огромный фактический материал, в котором он отлично разбирается. Я не моряк, но, читая трехтомник о траловом флоте, не испытывал особых трудностей в понимании текста. Он будет понятен даже школьнику.
И до Виктора Сергеевича выходили публикации, посвященные нашему тралфлоту. Но все они создавались в пору расцвета предприятия. Георги взялся за написание истории МТФ в тот момент, когда можно было увидеть 100-летнюю историю этого предприятия полностью – от А до Я. Нет, история тралфлота не закончилась, она продолжается. Но тут уже другой алфавит, где главной буквой является «S», обозначающая доллар. Это, на мой взгляд, нормально. Просто тот вектор развития МТФ, который был задан в 1920 году, закончился полностью. И теперь можно спокойно изучать этот период истории предприятия, которое в лучшие годы давало стране 22 процента всей выловленной в СССР рыбы. И благодаря которому в конце концов Мурманск из поселка превратился в город.
Много людей, мало бумаг
Виктор Георги совершенно обо-снованно называет себя автором-составителем. Ведь главным фундаментом материалов для трехтомника, как он сам признается в предисловии, стали материалы мурманских газет – «Полярной правды» и «Рыбного Мурмана». Вторым источником были исторические исследования и мемуарная литература. Третьим – сведения из семейных архивов. Таким образом, у Виктора Сергеевича было много помощников. Но это нисколько не умаляет его личных заслуг: переработать огромный массив материалов, зачастую противоречащих друг другу, проанализировать, объединить разрозненные описания так, чтобы они составляли единое целое, – сложная и кропотливая работа. А еще нужно было, так сказать, перевести документы с профессионального языка на обычный человеческий. И это Виктору Георги удалось.
Въедливый читатель увидит, что в трехтомнике очень мало ссылок на архивные дела. Но надо иметь в виду, что события, ставшие основой книги, происходили совсем недавно и личные дела героев тралфлота еще закрыты. С другой стороны, семейные архивы часто значительно полнее, чем официальные. Последние дают сухое изложение фактов и почти никогда не учитывают исторический фон, на котором они происходили. А ведь именно этот фон, как правило, бывает главной причиной происходящего.
Например, само создание тралового флота связано со сложившейся в тот момент ситуацией в Советской России. В стране – разруха и голод. Чтобы как-то решить проблему нехватки продовольствия, решено было сделать ставку на траловый флот. И 29 июня 1920 года из устья Северной Двины под флагом РСФСР вышел в промысловый рейс траулер Т-30. За ним в море пошли другие суда. Старые, переоборудованные из минных тральщиков корабли с экипажами по 20–22 человека. Они ловили рыбу у берега – угля хватало лишь на 10–12 суток. Работали только летом, а на зиму моряки разъезжались по домам, до следующей навигации. И только с переводом траулеров на Мурман промысел становится перспективным. Воспользоваться этими перспективами удалось в 1930-е годы.
Как утюжили Мировой океан
Небольшой отрывок из книги Виктора Георги: «Калининградский РТМ «Сатурн» приноровился в ночное время проходить с тралом через территориальные воды. Сторожевик, или «хозяин», как мы его называли, ночью, выключив все огни, подкараулил его в своих водах, осветил мощным прожектором с электрической дугой и потребовал немедленной остановки. «Сатурн» обрубил ваера и стал уходить полным ходом в сторону основной группы наших судов. Был задержан ППР «Гольфстрим». Капитан отказался принимать на борт группу инспекторов. Сторожевик произвел выстрел из артустановки в надводный борт, была частично разрушена одна каюта, к счастью, она была пуста. Только после этого капитан вынужден был подчиниться».
Вот такая, по сути, боевая ситуация. Но это не война. Это середина 70-х годов прошлого века, когда большая часть прибрежных государств объявили двухсотмильную экономическую зону. И послали боевые корабли на ее охрану. Приведенный выше эпизод произошел у берегов Аргентины.
Тут надо отметить, что далеко не всегда действия рыбаков автор оценивает исключительно положительно. Применительно к аргентинской ситуации он пишет: «Атлантика уже обезрыблена. Разграблены богатейшие промыслы Джорджес-банки, Гренландии, Лабрадора, Патагонского шельфа, Кергелена, моря Скотта, островов Зеленого Мыса. В Индийском и Тихом океанах северяне столкнулись с нашими же дальневосточниками, которые с той стороны так же методично утюжили тралами свое полушарие, замыкая круг».
– Я теперь со стыдом думаю, что бы произошло с Мировым океаном, если бы нам позволили еще в нем хозяйничать лет пятнадцать, – говорит один из героев книги писатель Борис Николаевич Блинов, который в 1975 году находился на промысле у берегов Аргентины. – Пришлось искать новые банки в Тихом, Индийском океанах, интенсивней стали ловить в своих водах, из которых не выгоняют. Значительная часть флота осела в Баренцевом море. Начали ловить виды, которые раньше не брали: сайку, путассу, мойву любых размеров. Помню, в спичечный коробок уместилось девять штук промышляемой мойвы.
Море информации
Трехтомник Виктора Георги – это еще и настоящая энциклопедия капитанов. После каждого раздела, а книга построена в хронологическом порядке, идут биографии судоводителей. Впрочем, только капитанами дело не ограничилось. В книге есть и биографии руководителей, механиков, тралмейстеров и других работников МТФ, внесших значительный вклад в работу предприятия. Но это исключение из правила, главные герои биографического свода – это все-таки капитаны.
Подробно показан период репрессий 1937–1938 годов, которые не миновали рыбаков. Рассказывается о судьбах многих из них. Вызывает интерес механизм этого явления применительно к рыбной отрасли. Запутать человека в массе противоречащих друг другу приказов, а затем обвинить его в том, что он какой-то из них не выполнил. Или дать изначально невыполнимое задание. Георги подчеркивает, что больше всех пострадали беспартийные специалисты, на которых и старались свалить всю вину, а также приводит воспоминания участников тех событий.
Как шпионский детектив читается история создания траулера кормового траления. Три года мурманчане испытывали этот новый тогда способ добычи рыбы на ими же построенном для этих целей небольшом траулере. Итог исследований – за этим способом будущее, надо строить новые корабли. Все бумаги по испытаниям ушли в Москву. Правда, первый траулер подобного типа построили все-таки в Англии. И первый советский «кормовик» был как две капли воды похож на англичанина. До сих пор в этой истории больше вопросов, чем ответов. В том числе и такой: «А читали ли вообще в первопрестольной бумаги мурманчан?».
Следующая остановка – поселок Мурманск?
У меня наибольший интерес вызвал тот раздел книги, где рассказывается о событиях конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века. Тут Виктор Сергеевич из рассказчика превращается в свидетеля, а то и участника того бурного и очень неоднозначного периода. Я изучал этот раздел с оглядкой на историю Мурманска. Старшему поколению хорошо понятно, а вот нынешним молодым мурманчанам взаимосвязь рыбацкого труда и становления нашего города далеко не столь очевидна. Если посмотреть на статистику убыли населения Мурманска, то, на мой взгляд, она во многом зависит от процессов, происходящих на флотах, точнее, уменьшение его численности. Флот уменьшается – и люди покидают Мурманск. В 2019 году Мурманский траловый флот насчитывал 12 судов, а в 1990-м – их было 113. Сегодня в Мурманске проживает 282 тысячи человек, а в 1989 году нас было 468 тысяч. И большая часть уловов сегодня идет на продажу за рубеж, а не на внутренний рынок. Да, когда-то рыбаки превратили Мурманск из поселка в город. Читая последние страницы труда Виктора Георги, поймал себя на мысли, что обратный процесс – от города к поселку – будет уже необратим. Не исключаю, что это впечатление ошибочно.
На сегодняшний день трехтомник «Мурманский траловый флот» наиболее полно представляет историю этого важнейшего для Мурманска предприятия. А вместе с книгами «Мурмансельдь – Мурманрыбпром», «Севрыбхолодфлот», «Рыбный Мурман» в кавычках и без» автор создал, по сути, энциклопедию рыбной отрасли северного бассейна. Минус издания – малый тираж. Всего 500 экземпляров. Но книга уже выложена в Интернете. В частности, ее можно прочитать на сайте kolanord.ru, как и другие работы Виктора Георги.
Андрей КИРОШКО
Фото из трехтомника Виктора Георги «Мурманский траловый флот» и из личного архива Михаила БЕЛОШЕЕВА