В конце ноября Октябрьский районный суд Мурманска назначил семь лет лишения свободы в колонии строгого режима бывшему заместителю директора Фонда капитального ремонта Мурманской области Юрию Аракельяну.
Следствием было установлено, что в декабре 2019 года Аракельян незаконно получил от заинтересованного лица первую часть денежного вознаграждения в размере 350 тысяч рублей. Общий размер взятки должен был превысить 1,25 миллиона рублей. Как сообщают в СМИ, за эти деньги Аракельян должен был оказать содействие в погашении Фондом капремонта задолженности перед компанией-подрядчиком за выполненные работы по строительному контролю.
Интересно, что сумма, которую фонд задолжал компании, занимающейся строительным контролем, составляла порядка 2,5 миллиона рублей. То есть размер взятки составлял 50 процентов от суммы контракта. Приговор пока не вступил в законную силу и может быть обжалован, но сам факт очень показательный и наводит на разные невеселые мысли о состоянии дел в сфере капремонта в регионе в целом.
Бойлер бойлеру рознь
В Фонде капремонта Мурманской области аккумулируются огромные средства. Например, по 2021 году речь идет о сумме в размере 1 миллиард 900 миллионов рублей. При этом в эффективности расходования данных средств с самого начала существования фонда были серьезные сомнения.
Возьмем то же дело Аракельяна. Если абстрагироваться от всей истории с коммерческим подкупом и судебным решением, то можно, например, сделать вывод о том, что стоимость отдельных видов работ по капремонту в регионе как минимум очень сильно завышена. Иначе сложно объяснить тот факт, что фирма-подрядчик была готова отдать половину заработанных денег в качестве взятки. Это означает, что либо работы были выполнены некачественно, либо фактически стоят в два-три раза меньше. И то, и другое – плохо. Особенно если учесть, что речь идет о строительном контроле.
Конечно, возможно, что мы имеем дело с единичным случаем, когда подрядчик был готов на все, лишь бы получить хоть какие-то деньги. Но есть и другие свидетельства, указывающие на необоснованно высокую стоимость работ по капитальному ремонту в регионе при не самом лучшем качестве.
Например, ныне уже экс-директор Фонда капремонта Федор Денисов не раз говорил о том, что Мурманская область входит в пятерку лидеров с самой высокой стоимостью строительно-монтажных работ в стране. К слову, это обстоятельство стало одним из оснований для повышения в начале текущего года в 1,5 раза платы для населения за капитальный ремонт.
Если посмотреть открытые данные о деятельности фонда и сравнить суммы и цифры, то тоже появляются вопросы. К примеру, в начале этого года благодаря субсидии из областного бюджета в Мурманске были заменены 30 водоподогревателей в многоквартирных жилых домах. Размер субсидии – 34,5 миллиона рублей. Это более 1 миллиона рублей на каждый бойлер. Хотя у тех же пластинчатых теплообменников цены начинаются где-то от 200 тысяч (и меньше) с доставкой.
Или еще пример. В этом году на ремонт крыш в МКД была выделена субсидия из областного бюджета 250 миллионов рублей. Как рассказал экс-директор фонда, эти средства были направлены на ремонт кровель в семи домах. То есть почти по 36 миллионов на кровлю.
Конечно, бойлер бойлеру рознь, бывают, наверное, и за миллион рублей. Да и кровельные материалы есть разные, плюс параллельно с крышей могли сделать и фасад в доме. Но все равно к стоимости работ вопросы остаются.
При этом на качество самого капитального ремонта очень много нареканий. Вспомним, к примеру, те же фасады в центре столицы Кольского Заполярья, краска с которых начала осыпаться вместе со штукатуркой практически сразу после окончания работ.
Подождите еще лет 200
Отдельная тема – количество отремонтированных домов. К примеру, в этом году был запланирован ремонт в 250 многоквартирных жилых домах. На начало ноября капремонт был завершен в 161 из них. Это чуть более 60 процентов от плана. Вряд ли план будет выполнен, но даже если и будет, это мало что меняет.
Всего в долгосрочную региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов в 2014–2043 годах включено 6278 МКД. Нетрудно посчитать, что при таких темпах (при условии 100-процентного выполнения плана – 250 домов в год) в каждый дом фонд с ремонтом сможет прийти один раз за 25 лет.
С учетом уже сделанных с 2014 года ремонтов и если в дальнейшем годовые планы все-таки будут выполняться на 100 процентов, то к 2043 году завершить программу вроде бы успеваем.
Но это все – фикция. Потому что в Мурманской области делают лишь частичный капитальный (простите за невольный оксюморон) ремонт: в доме ремонтируют либо кровлю, либо фасад, либо ставят бойлер, либо меняют сети и так далее – то есть выполняют только один вид работ, и лишь иногда – два-три одновременно.
Таким образом, по-хорошему, за оставшиеся до окончания программы годы Фонд капитального ремонта должен бы зайти в каждый дом в Кольском Заполярье не по одному, а по три-четыре, а то и по четыре-пять раз: в первый заход, например, отремонтировать кровлю и фасад, во второй – все сети, в третий – поставить новые лифты и так далее.
А вот этого точно не будет – не хватит времени.
Вообще, в самой программе капитального ремонта указаны 11 видов работ, которые должны быть проведены в каждом доме до 2043 года. Вот они:
- ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения;
- ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения;
- ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения;
- ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения;
- ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения;
- ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения;
- в домах, где есть лифты, – ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
- ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
- ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
- утепление и (или) ремонт фасада; ремонт фундамента.
Таким образом, при нынешних темпах – один вид ремонта (иногда два-три вида) в 250 домах в год – на полную реализацию программы капремонта в Мурманской области по всем 11 видам ремонта в 6278 домах по самым скромным подсчетам уйдет лет 200.
Подводя итог, приходиться признать, что Фонд капитального ремонта Мурманской области работает крайне неэффективно. Что, конечно, совершенно недопустимо с учетом того, какие огромные средства в нем собираются от жителей и какие немалые суммы получает фонд в виде субсидий из областного бюджета. Кроме того, необходимо актуализировать программу капремонта до 2043 года, сделав ее более приближенной к реальности и хотя бы выполнимой в указанные сроки.
Дмитрий ВАРЗУГИН
Фото из архива редакции