На одном из федеральных телевизионных каналов идет политическое ток-шоу под громким названием «Право знать». Его ведущий в рекламе пафосно восклицает: «Мы имеем право знать!». Спорить нечего, мы действительно имеем такое право. Только вот вопрос возникает. И даже не один. А мы хотим знать? А мы готовы узнать или нет? Кто-то сказал, что правду говорить легко и приятно. Чушь! Иногда правду сказать ой как нелегко, ой как неприятно. А иногда правда оказывается такой невероятной и чудовищной, что поверить в нее просто невозможно.
Время пришло?
На этой неделе бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов в интервью РИА «Новости» обвинил американскую атомную субмарину в гибели атомной подводной лодки «Курск» в августе 2000 года. Надо сказать, что Вячеслав Алексеевич оказался последователен в своих высказываниях. Более 15 лет назад он заявлял, что народ узнает правду о гибели «Курска», просто время еще не пришло. Теперь оно пришло? Ведь версия столкновения с подлодкой НАТО возникла почти сразу же после катастрофы. Адмирал говорит, что он просто смоделировал ситуацию, а доказательств у него нет.
Полно, адмирал. Ситуацию смоделировали еще в августе 2000 года, сразу же после катастрофы. Тоже без прямых доказательств, так сказать, по косвенным. И не надо было ждать 21 год. Через несколько дней после катастрофы в Москву с секретным (или полусекретным?) визитом примчался директор ЦРУ США Джордж Тенет. Впервые в истории взаимоотношений двух стран! И встречался он с тогдашним директором СВР Сергеем Лебедевым. Что они обсуждали? Может быть, гибель «Курска»? А еще через пару дней после катастрофы в норвежский порт Тромсе на срочный ремонт встала американская подводная лодка «Мемфис», которая была ранее замечена в районе Баренцева моря, где проходили учения кораблей Северного флота, в которых принимал участие «Курск». На основании вышесказанного любители конспирологических версий могли уже тогда наделать кучу далеко идущих выводов и не ждать 21 год.
Общая боль
После громкого заявления бывшего командующего Северным флотом события стали развиваться по нарастающей. Еще один отставной адмирал практически прямо обвинил экипаж «Курска» в гибели лодки, заявив, что после первого взрыва погибли только те, кто находился в первом отсеке, а остальные могли спастись, но якобы проявили халатность и ничего не предприняли за 2 минуты и 14 секунд, то есть до второго взрыва, который погубил и людей, и крейсер. Правильно, давайте все свалим на погибших. Ведь мертвые сраму не имут. После этого возбудилась Государственная Дума. Депутаты не исключили возобновления следствия о гибели «Курска» «в связи со вновь открывшимися обстоятельствами».
Позвольте, это какие же такие новые обстоятельства вдруг открылись? Ведь ничего нового нам не сообщили. Может быть, просто крикуны тогда, в августе 2000 года, еще не были депутатами Государственной Думы, и поэтому для них все обстоятельства гибели «Курска» «вновь открывшиеся»? Но не для нас. Гибель «Курска» стала общим горем для всей России, для Северного флота, для Мурманска, для всей Мурманской области. Беда пришла в сотни семей родных и близких погибших. Погибли сто восемнадцать молодых мужчин. Сыновей, братьев, мужей, отцов. Из ста восемнадцати всего двое родились раньше меня. Это командир лодки капитан первого ранга Геннадий Лячин и старший мичман Анатолий Беляев. Старший мичман Сергей Власов был моим ровесником. А матросы срочной службы были младше моей дочери. Мальчишки. Когда погиб «Курск», мне было 42 года.
Не тревожьте память
Вот я и хочу спросить: «А надо ли сегодня возобновлять следствие? И кому это надо?». 12 августа этого года, в двадцать первую годовщину гибели лодки, я звонил в Анапу. Там сейчас живут родители старшего лейтенанта Сергея Тылика, командира электронавигационной группы «Курска». В момент второго взрыва Сергей находился в командном отсеке. Он погиб мгновенно.
Сережа был наш плоть от плоти. Школу окончил в Видяево с золотой медалью. С выбором профессии сомнений не было – только военный моряк, как отец. Только подводник, как отец.
Я поговорил с Николаем Григорьевичем, моряком-подводником, капитаном первого ранга в отставке, поговорил с Надеждой Павловной. Я уговаривал их принять участие в прямом эфире в программе «Послевкусие» на «Большом радио», посвященной годовщине гибели лодки. Они очень вежливо, но очень твердо отказались, и я понял, что боль утраты у них совсем не прошла. Понял, что слова о том, что время лечит, не про них.
Сегодня дочь Сергея, внучка Николая Григорьевича и Надежды Павловны, всего на два года младше своего навсегда оставшегося двадцатипятилетним отца. Осенью двухтысячного документальные кадры с Надеждой Павловной облетели выпуски новостей во всем мире. Это она бросила в лицо Илье Клебанову и адмиралу Куроедову, тогдашним президентскому полпреду в Северо-Западном округе и главкому ВМФ России, что она никогда этого не забудет и никогда не простит им гибель сына. Сегодня им с Николаем Григорьевичем не нужно никакое новое следствие. Им нужно, чтобы память об их погибшем сыне не тревожили.
Свой «Курск»
Тогда, в августе 2000 года, трагедия только началась. И продолжалась осенью. Когда водолазы из разных стран пытались проникнуть в девятый отсек. За операцией следил весь мир, вся Россия. Нам, жителям Мурманской области, следить за всем происходящим было больнее оттого, что все это происходило совсем рядом с нами. Еще больнее было морякам Северного флота. И уж совсем не могу себе представить, как все это пережили собравшиеся в Видяево несколько сотен родных и близких погибших! Они почернели от горя.
Мне тогда не удалось поговорить с нашими водолазами, которые спускались к «Курску», но зато я несколько раз говорил с водолазами из Норвегии и Шотландии. Они, по-видимому, не были связаны никакими обязательствами по сохранению увиденного в тайне. Это было страшно.
Второй акт трагедии был год спустя. Осенью 2001-го. «Курск» подняли со дна Баренцева моря и отбуксировали в Мурманск. Я видел лодку в доке росляковского судоремонтного завода. Вернее, видел то, что еще совсем недавно было атомным подводным ракетоносцем.
И вы теперь хотите, чтобы мы все еще один раз пережили все это? Чтобы снова слушали, как сводки Совинформбюро, сообщения по радио и телевидению о ходе работ по извлечению останков? Чтобы они, родные и близкие погибших, собрались, как в октябре 2000 года, на главной площади Североморска, чтобы проститься с первыми погибшими, тела которых подняли из девятого отсека? Среди них был капитан-лейтенант Колесников. Это в кармане его одежды нашли записку, в которой были слова: «Не надо отчаиваться…». Вы хотите, чтобы снова весь Североморск пришел в Дом офицеров, чтобы попрощаться с североморским мальчишкой Борькой Гелетиным? Виноват, с капитан-лейтенантом Борисом Гелетиным, а его отец, Владимир Гелетин, капитан первого ранга, офицер штаба Северного флота, снова бы отводил глаза, уже зная о гибели сына, но понимая, что говорить об этом пока нельзя? Неужели вы действительно хотите, чтобы все мы пережили это еще раз?!
Я лично не хочу. И уверен, что я не одинок. Мы и без этого живем неспокойно. Каждому поколению, живущему в нашей стране, достается свой «Курск». Название другое, возможно, и размах трагедии не такой. И мировой резонанс поменьше. Но кто сказал, что от всего этого горе одного человека становится меньше? Помните об этом.
Андрей ПРИВАЛИХИН.
Фото из открытых Интернет-источников.
НОВАЯ ВЕРСИЯ ГИБЕЛИ «КУРСКА»
Бывший командующий Северным флотом (1999-2001) адмирал Вячеслав Попов заявил в интервью РИА «Новости», что с атомной подлодкой «Курск» в 2000 году столкнулась иностранная субмарина. Через некоторое время ее заметили у берегов Норвегии, но этой информацией Вячеслав Попов решил поделиться только сейчас.
Напомним, «Курск» затонул 12 августа 2000 года в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров. По официальной версии, это произошло в результате взрыва торпеды на борту и последующей детонации боезапаса в ходе учений Северного флота. Все 118 членов экипажа погибли.
Адмирал заявил, что «Курск» погиб в результате столкновения с субмариной НАТО. По его предположению, натовская подлодка следила за «Курском», но слишком сильно приблизилась к нему, «либо маневр «Курска» привел к потере контакта». Он отметил, что иностранная подлодка пострадала в результате столкновения с «Курском» и последующего большого взрыва боезапаса на нем.
«Она некоторое время находилась на грунте, восстанавливала свою способность двигаться. И когда восстановила, она пошла к себе в базу, что было зафиксировано и нашей противолодочной авиацией уже у берегов Норвегии», – сказал Попов.
Ольга АНТОНОВА.