Владимир Листвин помогает родителям в Мурманске понять своих детей через игру. Педагог-психолог более шести лет организует квесты, игровые программы с силовыми элементами и хороводами. Сотни взрослых и детей прошли через его хороводы: медитативные и активные беговые, молодецкие и девичьи.
Как игра помогает найти общий язык с ребенком, понять себя, игротерапевт рассказал в интервью корреспонденту «Вечернего Мурманска».
И стар и млад
Владимир Листвин – петербуржец. В столице Кольского Заполярья он оказался 11 лет назад и прикипел к городу всей душой.
– Он у меня в сердце – город боевой славы, город-герой, – рассказывает Владимир. – Я в восторге от Мурманска, от северной природы, от сейдов, тундры и мест силы, от Сейдозера и Хибин. Особенно от осени, когда в тундру выезжаешь, а там разноцветные мхи – бурые, зеленые, оранжевые, желтые.
В 2015 году после посещения фестиваля «Трезвая Россия» в Поволжье Владимир твердо решил посвятить свою профессиональную жизнь игротерапии.
– На фестивале подробно освещалась тема традиций русской народной культуры, этнопедагогики, – вспоминает игромастер. – Мне было очень интересно, как организовываются хороводы, как происходит общение детей с родителями. И я понял, что мне этим нравится заниматься. Прошел несколько курсов обучения. Основным, конечно, стала запатентованная авторская программа Андрея Каримова «Отцы и дети», построенная в том числе и на традициях воспитания детей в казачьей культуре.
Более шести лет мурманчане имеют возможность получить консультацию у этнопедагога, нейропсихолога детского возраста, эксперта по созданию программ перемен, специалиста методики «Корневая терапия», собирателя и хранителя русской и казачьей традиции, игромастера Владимира Листвина. Встречи проходят в форме игровых занятий, чаще с участием и детей, и взрослых. По завершении – вердикт игротерапевта.
– Мне важно, чтобы родители сами своими глазами увидели ошибки воспитания, которые мешают детям раскрыться, – уточняет эксперт. – Поэтому смешанные занятия так важны. Я могу сказать аккуратно на ухо папе или маме, что ребенок, например, недостаточно смелый, может, многое дома делается за него взрослыми. Не дается та мера ответственности, к которой он уже готов.
Выход эмоций
Каждая игра – это консультация, потому что по окончании игротерапевт беседует с родителями об особенностях реакций детей, их состояниях.
– Иногда приходится и посреди игры делать паузы, – сообщает Владимир. – Особенно когда участвуют дети, которые всеми способами пытаются привлечь к себе внимание. Ведь по правилам родителям запрещено реагировать на демонстративное поведение чада и выход из игры, чтобы у ребенка появилось непонимание, почему мама не подходит, почему он больше не центр вселенной. Появление таких вопросов у детей очень сильно их развивает, заставляет внутренне расти, искать пути выхода из новой ситуации, учит адаптироваться в социуме. В игре люди раскрываются. Взрослые превращаются в детей, а дети становятся смелее, ловчее, открываются душой, учатся уживаться с коллективом. Особенно это заметно после игры, когда в раздевалках спустя два часа после знакомства дети обнимаются, смеются и общаются, как давние друзья.
По словам Владимира, неправильных эмоций у детей нет. Через игру необходимо позволять ребенку испытывать все чувства, в том числе и раздражение, и уныние, и плаксивость, и гнев, и злость. Иначе они остаются в теле и могут спровоцировать серьезные заболевания.
Оказывается, игротерапевт не обязательно должен быть психологом, важно другое – любовь к детям, удовольствие от общения с ними и наблюдательность. Потому что его основная роль не предполагает участия в игре. А если игротерапевт находится в гуще событий, то у него голова вращается на 360 градусов, потому что главная задача – наблюдение за эмоциями всех людей. Боязнь у детей, неуверенность, страх участия или нового коллектива, стремление, чтобы тебя уговорили играть, – это состояния, которые игротерапевт выделяет и работает с ними.
Мурманчане играют в игры
Организовывать игры Владимиру приходится самые разные: с мячом, с веревкой, с канатом. Даже с газетами – проходят самые настоящие газетные битвы. Используются все методики: завязывание глаз, держание друг друга за руки, бег со сцепленными руками и много других.
Для детей важны подвижные игры и правила, которые выстраивают границы. Для взрослых больше подходят квесты и игры на командообразование.
– Мужчинам, понятное дело, больше нравятся молодецкие забавы, боевые хороводы, боевые практики, «свара», «казачий круг», «котел», в котором нужно выпихнуть всех соперников из круга и остаться одному, – рассказывает Владимир Листвин. – Потому что мы лидеры по природе. А для женщин больше подходят игры с мячом, потому что для них важна плавность движения. Также северяне очень интересуются играми на выживание – это трехдневные выходы в лес с выполнением заданий в условиях дикой природы, с минимумом приспособлений. Именно в них проявляется сущность каждого участника, искренность, надежность и жизненное кредо – лидер, обычный пассажир или «вампир».
Прививка от инфантильности
Для детей любая игра – это свобода. Свобода воли и передвижения, свобода в получении тактильных ощущений, которых им часто не хватает в семье. В большинстве игр Владимир Листвин плавно ведет юных участников к увеличению нагрузок, к усложнению задачи. Так вырабатывается уверенность в своих силах. Например, взрослые вначале катают детей на спине сидя, как лошадки, затем стоя, после чего поднимают на плечо для игры в «самолетики» и далее вверх на вытянутых руках. К каждому этапу ребята адаптируются постепенно. Кроме тренировки вестибулярного аппарата появляется понимание, что они могут справиться с такой нагрузкой.
На массовых мероприятиях Владимир Листвин организовывает, как правило, хороводы.
– Это исконно славянская игра, – поясняет он. – И медитативные, и быстрые, и девичьи, и молодецкие – они очень полезны для души. Они хранят общую память человечества. Ведь аналоги хороводов есть и у израильтян, и у китайцев, и в Африке сила круга знакома людям. Как правило, во время хоровода я начинаю играть на балалайке, и у русского человека просыпается генетическая память. Дети, которые не знакомы с этим инструментом, инстинктивно начинают приплясывать именно так, как в прошлом танцевали на деревенских вечерках.
Игры для взрослых и детей этнопсихолог и игротерапевт Владимир Листвин проводит по субботам на базе мурманской «Школы мужества». Часто к нему обращаются школьники целыми классами с просьбой провести игровую программу на празднике. Часто родители сами приходят к нему, когда замечают, что ребенок в плаксивом настроении, ноет, что ему необходима разрядка.
– В этих случаях я стараюсь дать рекомендации после занятия, научить родителей играть со своим ребенком дома, – подчеркивает игромастер. – Рассказываю, как важна даже простая возня с ребенком, как проводить игры безопасно. Объясняю, что именно данная игровая практика взрастит в ребенке. Ведь детям очень важны тактильные ощущения, они очень чуткие личности. Не забуду одного занятия, на которое пришел особенный мальчик, у него не было ноги. Он беззаботно играл со всеми, как обычный ребенок. И постепенно все ребята стали повторять за ним – ползать на трех конечностях. Это было очень трогательно и еще раз показало, насколько дети чутки, открыты на самом деле и непосредственны. И эти ощущения им дарит игра.
Елена СТАНОВАЯ. Фото из архива Владимира Листвина.