Старая советская кинокомедия «Весна» рассказывает о съемках фильма об ученом, занимающейся проблемой использования энергии солнца. Консультантом фильма по недоразумению становится завхоз НИИ, работающий по принципу: где бы ни работать, лишь бы не работать. Исходя из этого постулата, он и оценивает труд ученого: «Знаю я, как они работают: сел, задумался, открыл». Действительно, что может быть проще?
Двадцать копеек
Не утихают страсти по поводу победы наших киберспортсменов на турнире по компьютерной игре «Dota 2». Ребята за победу получили более 18 миллионов долларов. То есть в одночасье каждый из пяти молодых людей – говорят, что старшему из них всего 23 года – стал долларовым миллионером. Вот тут-то и закипели страсти. Может быть, речь идет не о победе или не столько о победе, сколько о деньгах, которые заработали победители? Подчеркиваю, именно заработали, а не получили. А о деньгах говорить мы просто очень любим. И очень любим их считать. Особенно в чужом кармане.
Свои «двадцать копеек» вставила в спор олимпийская чемпионка по скоростному бегу на коньках Светлана Журова, которая хотя и поздравила наших парней с победой, но сказала, что не хочет, чтобы это ушло в массы, поскольку чрезмерное увлечение киберспортом приведет к тому, что «мы потеряем будущих потенциальных олимпийских чемпионов». Неужели Светлана Сергеевна всерьез думает, что вместо того чтобы вкалывать до седьмого пота на беговой дорожке или на хоккейной площадке, молодежь, привлеченная запахом легких денег, рванет в киберспорт? Отсюда уже веет завхозовским «сел, задумался, открыл». Дескать, деньги в киберспорте сами идут в руки, так зачем же жилы рвать на тренировках?
Талант и труд
Но как обстоит все на самом деле? Киберспорт признан спортом во многих странах мира. Федерация компьютерного спорта России была создана еще в 2000 году. По оценкам многих аналитиков, уже к 2024 году киберспорт может стать олимпийским видом спорта. Так теряем мы будущих олимпийских чемпионов или готовим их загодя?
Самым популярным видом спорта в мире является футбол. Так вот, в единой информационно-аналитической системе Российского футбольного союза официально зарегистрировано более 350 тысяч футболистов. А компьютерная федерация России объединяет сегодня всего 33 тысячи человек. Причем мужчин и женщин в ней почти поровну. Отсутствие гендерных разногласий – дополнительный плюс для федерации.
Теперь давайте разберемся с легкими деньгами. Сегодня самыми высокооплачиваемыми спортсменами мира являются игроки в гольф, американский футбол и баскетболисты Национальной баскетбольной ассоциации. Что-то я не вижу ажиотажного спроса на поля для гольфа и американского футбола у нас в стране. А ведь должен же быть!
Меньше, но тоже много зарабатывают лучшие хоккеисты и теннисисты мира. По сравнению с их заработками, по три миллиона долларов на брата, у наших киберспортсменов из команды «Team Spirit» это гроши. Стоит ли ждать ажиотажа сейчас, в связи с победой наших молодых людей на турнире по киберспорту?
Конечно, сегодня киберспорт привлекает людей, но в восьми из десяти ведущих киберспортивных стран мира количество тех, кто занимается киберспортом профессионально, не превышает нескольких тысяч человек. Кстати, Россия входит в эту восьмерку. И только в двух первых – вы, наверное, уже догадались, что это Китай и США – количество профессиональных киберспортсменов превышает отметку в 100 тысяч человек. То есть только они, эти избранные, будут претендентами на эти самые вожделенные миллионы долларов.
И еще. Если киберспорт – это вид спорта, то там вполне себе действуют законы большого спорта. Главное, как и в любом виде спорта, – талант и труд. И труд многолетний! Кстати, средний возраст профессиональных киберспортсменов в мире – 34 года. А в России и того больше – 36 лет. Как видите, совсем не мальчишки.
Нос по ветру
Что-то я зациклился на частностях. Давайте перейдем к общим вопросам. Говорить буду только о нашей стране. В России «сумасшедших» родителей хватает. Тех, которые рассуждают примерно так: «Я не получил высшего образования, но ты, мое чадо, получишь его, чего бы это мне ни стоило». Причем «ни стоило» и в прямом, и в переносном смысле слова. И тащат за уши своих детей в институты, не считаясь с их желаниями и талантами, платят большие деньги, а на выходе мы получаем молодых людей с дипломами о высшем образовании, которые никому не нужны, которых никто не берет на работу.
Эти же родители пытаются сделать из своих детей фотомоделей и манекенщиц. Это они таскают своих дочерей по различным конкурсам красоты, заставляя их сидеть на изнуряющих диетах. Это они ведут детей без слуха и голоса в музыкальные школы. Это они пытаются устроить своих перекормленных чад в хореографические училища, а в художественные школы отдают тех, кто никогда не научится рисовать.
Так было и будет во все времена. Всегда найдутся родители, которые будут тащить своих детей «в счастье», совершенно не считаясь с их способностями и желаниями. Они всегда держат нос по ветру и в курсе всех модных трендов. Что сегодня в моде? Ах, фигурное катание? Мы туда, нам нужна золотая олимпийская медаль и деньги! А сегодня? Ах, гимнастика? Им все равно какая – спортивная или художественная. Им бы медаль и деньги.
Сегодня в моду входит киберспорт. Значит, им туда. Это профессиональных игроков в мире киберспорта мало, а его аудитория сегодня уже 400 миллионов человек. Столько людей сегодня вовлечено в орбиту киберспорта. Они смотрят в Интернете прямые трансляции турниров, их интересуют биографии и личная жизнь сильнейших киберспортсменов мира. И аудитория эта, надо полагать, в ближайшие годы будет расти. Но ведь это совсем не значит, что все они добьются грандиозного успеха на этом поприще.
Мой внук, как и очень многие молодые люди, периодически играет в «Dota 2». Честно говоря, я даже и не знаю, почему он этим занимается. То ли потому, что сегодня это модно, то ли просто потому, что ему это нравится. Но этот же самый внук уже восьмой год занимается футболом. Тренировки три раза в неделю круглый год с перерывом на летние каникулы. Футбол мне несравнимо ближе, чем компьютерные игры, так что я точно знаю причину, по которой внук играет в футбол – ему это нравится! А еще я знаю, что у его родителей хватит ума, здравого смысла, любви и уважения к собственному сыну, чтобы свою дорогу в жизни он выбрал сам.
Андрей ПРИВАЛИХИН.
Фото из открытых Интернет-источников.
СПОРТ С ПРИСТАВКОЙ «КИБЕР»
Киберспорт – это соревнование по компьютерным играм, в командном (обычно по пять-шесть человек в команде) или в одиночном режиме. И здесь полностью отсутствует фактор случайности. «Повезло», «не повезло» или «стечение обстоятельств» — это точно не про киберспорт. Мастерство должно преобладать над удачей, только командные или персональные навыки и возможности участников решают, каков будет исход игры.
Киберспорт – это вовсе не игра в компьютер ради удовольствия. В самом деле, никто же не будет всерьез утверждать, что выйти во двор погонять мяч с друзьями – это то же самое, что играть в профессиональной лиге. Так и в компьютерном спорте, как и в любом другом профессиональном спорте, очень большие нагрузки и жесточайший график. Представьте себе, что человек практически не живет дома, тренируется за компьютером по 8–12 часов в день, постоянно делает упражнения для улучшения скорости реакции, для развития мышечной памяти и стратегического мышления, соблюдает строгий режим, обязательно поддерживает физическую форму, учится работать в команде и т. д. Вот это уже киберспорт. К этому списку стоит добавить напряженный график турниров и бесконечные переезды из одного места в другое, которые, безусловно, подрывают психическую устойчивость игроков. Недаром топовые клубы нанимают для своих игроков высокопрофессиональных психологов. И только люди, готовые смириться с такими жесткими требованиями, могут быть названы киберспортсменами.
Но для победы этого мало. Успех в киберспорте зависит от игрового опыта, от умения мыслить стратегически и в немалой степени от скорости реакции спортсмена. У профессиональных кибератлетов она составляет 130–150 миллисекунд. Для сравнения: среднестатистические показатели мирового населения равны 272–283 миллисекундам.
Как и в других видах спорта, в киберспорте есть специфические травмы и заболевания. Чаще всего это синдром запястного канала, вызванный продолжительным и активным использованием мыши. Регулярные тренировки в неправильной позе или с недостаточно качественным оборудованием приводят к болям в шее и спине, переутомлению глаз и головным болям. А ухудшение зрения или подвижности кисти ставит на карьере киберспортсмена крест. Во многом поэтому возрастной предел киберспортсмена – 25–27 лет. 30-летние игроки считаются среди геймеров дряхлыми стариками.
Ирина КАРЕЛИНА.