Недавно «Вечерка» рассказала о том, как решалась продовольственная проблема в Мурманске осенью 1941 года. А сегодня наш рассказ о работе городского Совета Мурманска во время одного из самых драматичных периодов его истории – сентябрьского наступления немецких егерей на Мурманском направлении.
Без первого лица
Очередное заседание Совета прошло 10 сентября 1941 года. Идет наступление фашистских войск. На Западной Лице немецким егерям удалось прорвать нашу оборону. Именно в эти дни ведет свой легендарный бой 6-я батарея, которая совсем скоро станет 6-й Героической Комсомольской. На окраине тогдашнего Мурманска, у гарнизонного Дома офицеров, идет формирование полков Полярной дивизии.
А на улице Ленинградской заседают представители городской власти. Идет обычная работа, в которой на первый взгляд нет и намека на опасность, нависшую над Мурманском. Ведет заседание председатель горисполкома Иван Петрович Евдокимов. Из членов исполкома присутствуют семь человек, семеро отсутствуют, включая первого секретаря обкома партии Максима Старостина. Надо отметить, что Максим Иванович практически никогда не посещал заседания городского Совета. Следуя примеру первого лица области, другие члены обкома и облисполкома, включенные в состав горисполкома, тоже крайне редко удостаивали его своим присутствием.
Пустая казна
Первый вопрос повестки дня – подготовка жилого фонда и коммунальных служб к зиме. Вопрос крайне важный что тогда, что сейчас. Но осенью 1941 года в обычные регламентные работы (заготовка дров, проверка систем отопления, где она есть, подготовка дорог, ремонт и замена труб и т. д.) вмешивается военная действительность. Необходимо установить охрану в жилых домах, а в тех из них, что остались без жителей, требуется еще и отключить электричество и отопление. Это необходимо для сбережения ресурсов тепло- и электростанций.
Отдельный блок вопросов касался водопровода. Он – давняя головная боль Мурманской власти еще с 20-х годов. Список «водопроводных» вопросов внушительный, большая их часть касается ремонта уже существующей сети. Но депутаты еще надеются уложить новые нитки труб! В частности, к домам на улице Карла Либкнехта. Ремонтные проблемы впоследствии удалось решить, а вот новый водопровод остался в мечтах. К нему вернулись только в 1945 году.
Далее – бани и котельная. Тут надо напомнить, что Мурманск в августе первый раз подвергся массированному авианалету. Зажигалок немцы тогда еще не применяли, но разрушения от фугасных бомб в городе уже были. Баня № 1 получила свою порцию взрывчатки, которая привела ее в нерабочее состояние. К вопросам чистоты в военное время относились очень серьезно, никто не хотел повторения опыта гражданской войны с эпидемиями брюшного и сыпного тифа. Поэтому баню решено было отремонтировать. Денег, а нужно было 108 тысяч рублей, в городской казне на это нет. Необходимо обращаться в облисполком, что и фиксируется в протоколе. Баня № 2 отделалась во время бомбежки легким испугом. Ей требуется небольшой «макияж» на 13 тысяч рублей. Котельная вообще стоит как новенькая, там всего-то нужно утеплить тамбур, заколотить щитами окна и немного поправить крышу, всех работ – на 6,5 тысячи рублей. Обе названные суммы тоже было решено попросить у области.
Дальше – еще интереснее. Даже в тяжелом сентябре 1941 года мурманская власть думала о городских магистралях. И не только об их ремонте. В планах было соединить новой дорогой Росту с центром города. Созданный в 1938 году, Ленинский район был связан с остальным Мурманском водным и железнодорожным сообщением. Но автомобильной дороги туда не было. Правда, судя по сумме 157 тысяч 46 рублей, большого размаха дорожного строительства не ожидалось. Скорее всего, речь шла о создании обычной грунтовки. Больше всего средств – 200 тысяч рублей – требовала улица Шмидта, которую собирались замостить. Всего же расходы на дорожное строительство составили один миллион 136 тысяч рублей. Их тоже надо было просить у области. Забегая вперед, скажем, что просьбы городских властей область тогда уважила.
Упрямые директора
Ряд решений был вызван самой войной. Во-первых, в результате августовских бомбежек в Мурманске появились пострадавшие. Еще 15 августа 1941 года Иван Евдокимов обратился в облисполком с просьбой о выделении средств на оказание им помощи. В начале сентября облисполком разрешил мурманчанам использовать на эти цели 50 тысяч рублей. Правда, тут же приказал сократить расходы по городскому бюджету на ту же сумму. Вот из этих-то средств 10 сентября горсовет и принял решение о, как сказали бы сейчас, гуманитарных выплатах. Всего в списке – 15 человек, все они проживали на улице Колхозной. Пять человек в доме № 7, семь – в доме № 10, по одному – в домах № 9 и 11. Суммы помощи были невелики – от 200 до 400 рублей. В общей сложности пострадавшим тогда выплатили 2650 рублей.
Во-вторых, горсовет выработал жесткие критерии организации трудовой повинности населения. Закон «О военном положении» позволял привлекать людей, как работающих, так и не работающих, к вызванным военным временем работам. В первые месяцы войны все решали директора предприятий, власть в их решения не вмешивалась. Однако многие руководители под разными предлогами отказывались посылать своих сотрудников на общественные работы. Начальников, конечно, понять можно. У них после мобилизации и эвакуации рабочей силы не хватало, при этом с них требовали выполнения плана, часто не считаясь с реалиями. Но в городе тоже было немало работы, и люди здесь тоже требовались. Поэтому горсовет принял решение отстранить руководителей предприятий от решения этого вопроса, а всю полноту власти передать в райисполкомы. Для этого им передавались списки всех работников предприятий района, и уже председатели райисполкомов организовывали трудовые отряды.
Постарались тогда в городе учесть и нужды директоров. Отныне привлекать к трудовой повинности работающих можно было только по месту работы, учащихся – по месту учебы, а неработающих – по месту жительства. Правда, документ регламентировал трудовую повинность граждан только в пределах города, а это значило, что в случае необходимости привлекать горожан к выполнению необходимых работ могли вышестоящие органы. Например, облисполком или военный совет 14-й армии, что впоследствии неоднократно и происходило.
В ожидании газовых атак
Последними двумя вопросами заседания горсовета 10 сентября 1941 года стали устройство пожарных подъездов и комплектование обмывочных пунктов для лиц, пораженных отравляющими веществами. По первому пункту исполком констатировал, что из 40 намеченных мероприятий выполнено лишь 15. Отвечали за это райисполкомы, поэтому Кучину (председатель райисполкома Микояновского района), Моисееву (Кировский район) и Лаптеву (Ленинский район) было указано закончить работы к 1 ноября 1941 года.
По второму вопросу городская власть предписала начальникам «Севморпутьзавода», «Главрыбпрома», торгового порта и горздравотдела установить на ранее уже созданных обмывочных пунктах приточно-вытяжную вентиляцию. Газовых атак в годы Второй мировой войны в отличие от Первой мировой не будет. Но в 1941 году об этом еще не знали, поэтому к противохимической обороне относились очень серьезно.
Без паники
Как видим, работа Мурманского горсовета осенью 1941 года, несмотря на серьезную угрозу городу (егеря в этот момент находятся примерно в 50 километрах, и ближе этого расстояния к Мурманску за все время войны враг так и не смог подойти), не прекращается. Причем многие решения принимаются на перспективу – то же строительство дорог, например. И так будет всю войну. Какая бы ситуация ни складывалась, горсовет всегда подходил к ее разрешению спокойно, по-деловому. По крайней мере, когда читаешь составленные 80 лет назад протоколы заседаний, складывается именно такое впечатление.
Андрей КИРОШКО
Использованы материалы Государственного архива Мурманской области