Один из плеяды
О бывшем мурманчанине, звезде киноэкрана и театральной сцены Семене Серзине сейчас говорят едва ли не из каждого «утюга». После выхода в широкий прокат ленты скандально известного режиссера Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе», где Семен сыграл главную роль автослесаря Петрова в творческом союзе с Чулпан Хаматовой, героиня которой, сумасшедшая библиотекарша, приходится Петрову женой, в биографии экс-мурманчанина, кажется, не осталось белых пятен. В Интернете помимо прочего можно найти даже точный рост и вес актера.
И за этой «шелухой» славы как-то совершенно затерлось то, что Семен Серзин – один из плеяды звезд, выпущенных мурманской городской театральной школой, так называемой «театралкой». И то, как он, бросив мурманскую высшую мореходку после первого курса, стал абитуриентом Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и из-за нехватки денег на съемное жилье спал в Петербурге на лавочках. Но поступил! И получил в академии сразу две специальности – «артист драматического театра и кино» и «режиссура драмы».
Оазис театральной жизни
Мы созвонились с Семеном Серзиным после его участия в программе «Вечерний Ургант». И наша беседа началась так.
– Семен, участие в программе Ивана Урганта это уже знак очень большой популярности. Волновались?
– У Ивана Урганта я впервые был год назад после съемок мистического триллера «Побочный эффект», где сыграл одну из главных ролей. Тогда, может быть, немного волновался, все же это был мой дебют в его программе.
У нас, актеров, ведь как шутят: «Главное к Ивану Урганту на программу сходить, и чтобы видеоблогер Юрий Дудь с тобой интервью записал. И все, можно считать, слава тебе обеспечена».
– Семен, вы сегодня – состоявшийся творческий человек, известный режиссер, актер театра и кино. А ведь собирались быть моряком. Можно ли говорить, что это было влияние мурманской городской театральной школы?
– Действительно, после школы я поступил в высшую мореходку. И следом пришел в «театралку» (Детская театральная школа г. Мурманска. – Авт.). А затем за мной туда пришел брат Женя, который тогда был старшеклассником. Он также после окончания петербургского театрального вуза стал актером театра и кино. Так что мурманская «театралка», хоть мы с Женей учились в ней недолго, стала для нас определяющей, сыграла важнейшую роль в нашей судьбе.
Я убежден, что городская театральная школа – очень важное для нашего Мурманска пространство. Я жил в Петербурге, сейчас уже три года живу в Москве, но до сих пор говорю: «Это мой Мурманск, все же я в нем прожил самую большую часть жизни. Известный театральный критик, кандидат искусствоведения Павел Руднев как-то составлял театральную карту России, отмечал города, где существует активная театральная жизнь. На месте Мурманска, несмотря на три профессиональных театра, было белое пятно.
А вот наша, мурманская «театралка», я считаю, оазис творческой театральной жизни.
Отчаянный шаг
– Семен, и все же. Вы учились в высшей мореходке на радиста. И вдруг через год все бросили и уехали в Петербург поступать в театральный вуз. С чем это было связано?
– Это был отчаянный шаг. Я понял, что точно не хочу учиться на радиста, хотя учился на одном из самых лучших радиотехнических факультетов в стране. Морскую специальность, чтобы ходить в рейсы, я выбрать не мог из-за медкомиссии, которая меня забраковала для моря. А через год понял, что сухопутная специальность радиста – это абсолютно не мое.
Вы не поверите, у меня до сих пор ассоциации с морем – еду на съемки, словно бы ухожу в плавание, и, когда ставлю спектакли, иногда сравниваю себя с капитаном на мостике.
– Вы в Петербурге какое-то время жили на улице, на лавочках спали, так?
– Вступительные испытания в Петербургскую академию театрального искусства растянулись на полтора месяца, деньги, которые я взял с собой, быстро закончились, поэтому жилье я снять не мог. И спал прямо на уличных лавочках днем, ночью это сделать было невозможно – милиционеры гоняли. Потому ночью я бродил по петербургским улицам и учил свои этюды для поступления. А утром ехал к друзьям в общежитие отсыпаться или, если у друзей не было возможности меня приютить, спал где-нибудь на скамейке.
– Ваш брат Евгений Серзин, также выпускник «театралки», известный актер и музыкант группы «НеМой фронт», жил в Петербурге, сейчас – в Москве. Ваши родители также сменили прописку на петербургскую. Остался кто-то в Мурманске из родных? И когда собираетесь навестить родной город?
– В Мурманске сейчас живут мои бабушка и тетя. Родители действительно в свое время переехали жить к нам с братом в Петербург, правда, я три года назад уехал жить в Москву. Но в Мурманск, в родной город, все равно тянет. Все пытаюсь найти повод приехать. Думаю, что это случится в феврале следующего года, когда мурманской театральной школе исполнится 25 лет.
Невидимый театр
– Как пережили пандемию, которая перевернула все с ног на голову, в том числе в сфере искусства?
– Накануне пандемии я был со спектаклем в Берлине, это была очень интересная работа. И мне пришлось буквально на последних, перед закрытием границ, рейсах возвращаться домой.
– Конечно, первое время, когда все вдруг остановилось, а ты продолжаешь двигаться, были попытки жить онлайн. Мы даже со своим проектом «Невидимый театр» поставили онлайн спектакль. Но получилась полная ерунда. Все же спектакль должен быть живым.
– Семен, кстати, о «Невидимом театре». Расскажите о нем, как родилось его название?
– Когда я создавал театр, у которого нет своего помещения, своего зала, своей площадки, спектакли которого проходят в самых неожиданных местах, все время новых, например, на прогулочном судне, я не знал, как такой театр можно назвать. И, когда рассказывал об этом в «Инстаграме», поставил хештег – Невидимый театр. Так родилось название.
А вот на один из недавних наших спектаклей вдруг пришел слепой зритель и сказал нам: «Этот театр точно для меня». Но это шутка, конечно, была.
В съемки вмешались судьи
– Рассказывают, что режиссер Кирилл Серебренников задолго до своих съемок дал вам прочитать роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него», по которому поставлен фильм. А он предложил вам поставить спектакль. Почему вы решили не делать этого?
– Да, действительно, Кирилл Серебренников дал мне прочитать роман. Но я не увидел возможности перенести его действие на театральные подмостки. Мне показалось, что этот роман настолько самодостаточный, не линейный, многослойный, атмосферный, что в театральной постановке он будет только терять.
– Лента «Петровы в гриппе» идет около двух с половиной часов. А сколько длились съемки?
– Съемки фильма шли два с половиной месяца в общей сложности. Обычно на кинофильм тратится 25–30 съемочных дней, это в среднем полтора месяца. Но ленту «Петровы в гриппе» Кирилл Серебренников снимал в то время, когда еще не был закончен широко известный судебный процесс по его делу, он был вынужден отлучаться на судебные заседания, съемки на это время останавливались. И мы все до конца вообще не были уверены, смогут ли они завершиться.
Чудовище из детства
– Мировая премьера ленты «Петровы в гриппе», снятой за два с половиной месяца, состоялась только через два года – на 74-м Каннском фестивале, где фильм получил приз за операторскую работу. А после попал в широкий прокат. Почему так долго ждали?
– Прежде всего в прокатные планы вмешалась пандемия. И был еще очень важный нюанс. Если бы лента сразу попала в прокат, то по правилам кинофестивалей ее бы нельзя было представлять в Каннах. Там можно показать только фильм, который еще не видела публика.
– Ваша жена по фильму – безумная библиотекарь, которую играет Чулпан Хаматова. Как вам работалось на съемочной площадке с такой «безумной женой»?
– Если говорить о Чулпан, она – прекрасный человек и актриса прекрасная, мне с ней работалось очень легко. А вот если об отношениях супругов Петровых говорить, то мне постоянно приходилось искать в них психологический «крючок», эмоции и чувства автослесаря Петрова.
– Семен, в фильме очень многих зрителей тронул эпизод о празднике новогодней елки из советского детства. Для большинства это оказалось близко. Вы родились еще в советском 1987 году, у вас эта сцена вызвала детские воспоминания?
– У меня с советским детством связана такая история. В 1990 году меня повели на детский спектакль «Аленький цветочек» в Мурманский областной драматический театр. Были новогодние праздники, в зале было прохладно, меня обули в валенки. Мне очень ярко запомнилось, как вдруг на сцену вышло Чудовище, и я от испуга залез под кресло. После этого спектакля я еще много лет не ходил в театр.
Семен и Таисия
В марте 2020 года Семен Серзин женился на Таисии Вилковой, звезде сериала «Деффчонки», актрисе, озвучивавшей также главную героиню в картине Алексея Учителя «Матильда». Молодые люди познакомились за кулисами Московского театра имени А. С. Пушкина. Семен ставил там спектакль «С_училища» по пьесе Андрея Иванова, в котором играла Таисия. Недавно у пары родилась дочь.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото из архива Семена Серзина.