Спор столетней давности
Без малого сто лет назад, в 20-х годах прошлого века, на Русском Севере шел ожесточенный спор, где быть новой базе рыбопромыслового флота. Было очевидно, что замерзающий порт в Архангельске эту роль выполнять не может, так как терялась возможность вести промысел зимой. Надо перебираться на незамерзающее Мурманское побережье Баренцева моря, поближе к районам, богатым рыбой. Но вот куда именно? Одни считали, что зимней базой тралфлота должна быть Иоканга – она ближе к Архангельску, а значит, к людским и материальным ресурсам. Еще там есть готовая пристань и запасы пресной воды. Другие стояли за Териберку, доказывая, что она ближе всех к местам лова, имеет механическую мастерскую, удобную гавань и пресную воду. Третьи предлагали строить тралбазу в Мурманске – тут есть удобный и укрытый от штормов Кольский залив и железная дорога, а все остальное можно построить. Победили, как мы знаем, сторонники третьего решения, оказавшегося самым дальновидным. Так Мурманск стал превращаться в рыбную столицу.
В 1926 году началось строительство тралбазы, в 1927-м она уже приняла первые суда. А 3 июня 1934 года приказом по госрыбпромтресту «Мурманрыба» был создан Мурманский морской рыбный порт. Этому предшествовали строительство причалов и производственных мощностей, организационная чехарда с появлением и исчезновением различных трестов: «Севгосрыбтрест», «Севтралтрест», «Мургосрыбтрест» и «Мурманрыба». Рыбный порт быстро превратился в одно из самых мощных и быстроразвивающихся предприятий Мурманска. Через пять лет у его причалов стояли 70 траулеров, три рефрижератора, десятки вспомогательных судов. На территории вовсю работал рыбокомбинат, строились посолочный, консервный и тарный заводы.
Война. Расцвет. Падение
К 1941 году грузооборот ММРП достиг 600 тысяч тонн рыбы в год. Но тут свои коррективы внесла война. Сотни портовиков ушли на фронт, а оставшиеся продолжали разгружать не только траулеры с рыбой, но и поступающие по ленд-лизу военные грузы, бороться с пожарами, ремонтировать разрушенные немецкими авиабомбами склады, холодильники, железнодорожные пути.
В 1945-м пришла Победа и начался период послевоенного восстановления Мурманска и всех его предприятий. А в 60–80-е годы наступил настоящий расцвет рыбного порта. Мурманские рыбаки вели промысел по всему земному шару – от Баренцева моря до Южной Америки и Антарктиды. Суда у причалов стояли в пять–шесть корпусов. А в порту трудились около шести тысяч мурманчан.
Вслед за подъемом, увы, наступил спад – в нулевых годах XXI века порт оказался в предбанкротном состоянии. Попытки некоторых руководителей изменить ситуацию натыкались на равнодушие федеральных чиновников. Вдобавок рыбопромышленники сделали ставку на внешний рынок, развернувшись в сторону Норвегии. Мощности порта простаивали, инфраструктура ветшала. И только в конце 2015 года Росимущество и Росрыболовство решились на приватизацию ММРП.
Инвестиции на полтора миллиарда
В 2016 году у штурвала рыбного порта встала новая команда, начались восстановление и модернизация предприятия. За минувшие пять лет в порт было инвестировано около 1,5 миллиарда рублей. Это в три раза больше суммы, вложенной в ремонт и инвестиции за 10 лет, пока акции ММРП находились во владении государства. В порту были отремонтированы холодильный терминал № 3, подкрановые пути, бытовые помещения для докеров, санитарно-экологическая лаборатория, приведено в порядок железнодорожное хозяйство, обновлен парк электропогрузчиков. Впервые за 30 лет порт приобрел два мощных крана для работы с генеральными грузами, а краны, обслуживающие рыболовный флот, стали регулярно проходить техосмотр.
– Темпы по инвестициям мы не снижаем. В прошлом году приобрели мощный ричстакер «Kalmar» для работы с контейнерами, в этом – автокраны «Liebherr» и «Галичанин», 10-тонный автопогрузчик «Jac», – рассказывает управляющий АО «Мурманский морской рыбный порт» Олег Креславский. – В январе 2022 года должен прийти современный многофункциональный мобильный кран отечественного производителя CMM. А в феврале – марте мы ждем еще три крана, разработанных по нашему заказу как раз под нужды рыбопромысловых судов. Грузоподъемность каждого – шесть тонн – вполне хватает для выгрузки рыбы. Это самое мощное обновление кранового хозяйства среди всех рыбных портов России!
Развивается и инфраструктура рыбного порта. Этой зимой его специалисты оборудовали две площадки для хранения и подключения 170 рефрижераторных контейнеров. А летом их уже опробовали, приняв дебютную партию из восьми таких контейнеров. Еще портовики полностью заменили электроколонки на всех причалах Южного грузового района, что позволит бесперебойно обеспечивать электроэнергией как швартующиеся суда, так и собственные портальные краны.
– В настоящий момент территория Южного района ММРП представляет собой полноценный морской терминал, готовый как к приему новых рыбопромысловых судов, построенных по инвестквотам, так и к приему транспортов-рефрижераторов, перевозящих рыбопродукцию по Северному морскому пути, – уверен Олег Креславский.
Перевалка рыбы растет
Сегодня порт может похвастать и участием в проектах по перевалке грузов для арктических месторождений. Но главными составляющими в грузообороте ММРП по-прежнему остаются рыба и морепродукты. В порту рады каждому судну с уловом и благодарны всем рыбопромышленникам, кто выбирает для выгрузки мурманские, а не норвежские причалы. И, похоже, рыбаки оценили усилия ММРП по ускорению обработки судов. Этим летом объемы доставки рыбы в Мурманск начали расти.
– Судите сами: в июне порт перевалил 17 тысяч тонн рыбы и морепродуктов, в июле – 24 тысячи, в августе – 26 тысяч, в сентябре – свыше 20 тысяч тонн, – приводит цифры исполнительный директор ММРП Даниил Полещук. – Но это не исчерпывает возможности порта. Мы могли бы перевалить до 500 тысяч тонн рыбы в год, крановые и холодильные мощности позволяют. Например, холодильный терминал загружен только на две трети.
Работают в порту и над повышением квалификации своих сотрудников. Сейчас докеры проходят подготовку для работы на новых автокранах и ричстакере. Сели за парту и представители руководства. Ведь рыбный порт стал участником федеральной программы «Повышение производительности труда», которую проводит Федеральный центр компетенций. Ее задача – оптимизировать производственные процессы, чтобы избежать лишних потерь.
* * *
Мурманский морской рыбный порт по-прежнему остается точкой приложения сил активных, деятельных людей, каким он был на протяжении почти всей своей истории. Истории, которая невозможна без Мурманска и мурманчан. С праздником, любимый город! Расти и процветай!
Заполярный Голливуд
В этом году порт оказался востребован и как съемочная площадка.
– Зимой компания «Хайп» снимала в порту «документалку» про бегуна-марафонца. А летом у нас работали сразу три съемочные группы: компания «ВГИК-Дебют» – с драмой «Шинейд О’Коннор», «Стармедиа» – с военным сериалом «Баренцево море», «Глобал-фильм» – с экранизацией повести из жизни рыбаков «Три минуты молчания», – подсчитывает пресс-секретарь ММРП Алексей Бакуменко. – Чем объяснить интерес кинематографистов к порту? Во-первых, мы охотно идем на контакт. Во-вторых, у нас, можно сказать, квинтэссенция атмосферы Мурманска – Кольский залив, причалы, рыболовные суда, портальные краны, запах соли, рыбы и моря. Наверное, потому к нам и обращаются. Впрочем, только визитами киношников дело не ограничивается. На экскурсиях в порту регулярно бывают студенты и школьники, а также участники различных образовательных проектов.
Алексей Валдайцев
Фото Виталия Новикова и Льва Федосеева