Несколько лет назад богатые предприятия в небольших городах Мурманской области начали выделять деньги на роспись торцов пяти- и девятиэтажных домов. 20-метровые картины появились в Апатитах, Кировске, Полярных Зорях, Мончегорске и даже в Никеле с Заполярным. Жители самого большого города за Полярным кругом могли им только завидовать. Но теперь и в Мурманске появился целый микрорайон уличного искусства!
Добавили миллионы
Жители Росты, вернувшиеся из летнего отпуска, не верят своим глазам. Фасады 14 домов в не самом благополучном микрорайоне города стали живописными полотнами. Превращение – дело рук художников из России, Белоруссии, Сербии, Молдовы и Армении – участников международного фестиваля городского искусства «РОСТ». Почти 20 дней 15 авторов рисовали на 14 зданиях в этой части Ленинского округа. Сегодня их яркие картины резко контрастируют с окружающим пространством. Но именно такого эффекта добивались деятели искусства, желая привлечь внимание к благоустройству окраины с богатой историей.
Фестиваль состоялся благодаря усилиям мурманских Центра поддержки и развития культурных проектов «Креативный класс» и Центра городского развития Мурманской области (ЦГРМО). Первый получил грант в размере 498 тысяч рублей от Фонда президентских грантов, хотя запрашивал пять миллионов. Провести крупный международный фестиваль на полмиллиона рублей невозможно, поэтому ЦГРМО и объявил тендер на оказание услуг по организации фестиваля. Для этого он выделил из своего бюджета почти три миллиона рублей, которые достались единственному поставщику. Его имя остается неизвестным, потому что закупки такого рода не регламентируются законодательством и заказчик не обязан публиковать заключенный договор.
Кем бы ни были организаторы фестиваля, они дали художникам полную свободу творчества, не ограничивая их тематикой, поэтому граффити получились разнообразными не только по стилю, но и по содержанию. Половина рисунков так или иначе связана с особенностями жизни в Заполярье.
Символы Заполярья
Мурманский художник Илья Байдаковский посвятил свое творение одной из первых достопримечательностей Росты, которая исчезла почти 30 лет назад. На глухом торце дома № 45 он изобразил первый в Мурманске корабль-памятник, установленный в 1949 году у Дома офицеров флота. Это был торпедный катер ТКА-12, которым во время войны командовали дважды Герой Советского Союза Александр Шабалин и Герой Советского Союза Георгий Паламарчук. В 1983 году обветшавшее за 34 года судно забрали в Североморск для ремонта и не вернули в Мурманск. До сих пор оно стоит на площади Мужества. Сейчас о первом месте памятника помнят только старожилы Росты, которые до сих пор сожалеют, что микрорайон лишился легендарного катера.
Еще один рисунок, связанный непосредственно с Ростой, принадлежит кисти мурманчанина Дмитрия Новицкого. В своеобразной манере он изобразил то, что окружало выделенную ему трансформаторную подстанцию около дома № 5 в Арктическом переулке. Картина получила рабочее название «Дорога к ларьку», потому что подстанция расположена в 15 метрах от торгового павильона. Рядом – здание бывшей школы № 14, которая была закрыта много лет назад. На ее длинном фасаде с заколоченными окнами, выходящими на улицу Сафонова, появилось фантастическое существо, которое выдумал Дмитрий Потапов из Молдавии. Если перейти дорогу и взглянуть на «полотно» со стороны, становится ясно, что это человек с головой оленя, который пытается вытащить стрелу из спины.
– Я всегда пытаюсь вписаться в контекст места, поэтому изучаю его историю и мифологию перед созданием эскиза, – объяснил Дмитрий. – Эту работу можно назвать моей интерпретацией саамской легенды о Мяндаше. Будучи наполовину человеком, наполовину оленем, он научил саамов охотиться и сам пострадал от этого.
Граффити Дмитрия, над которым он трудился около 10 дней с утра до вечера, не единственное, посвященное культуре саамов. На улице Адмирала флота Лобова, 47 Вероника Вологжанникова с помощью Дмитрия Новицкого нарисовала мир саамского быта в миниатюре со сценами охоты, рыбалки, шаманизма и с причудливыми для русского глаза и уха саамскими словами. Завершает саамский цикл работа Марии Рудаковской из Беларуси. На торец дома № 29 на улице Нахимова она нанесла саамские узоры, как будто бы вышитые белым бисером на красном сукне. Орнамент дополняет силуэт кошки, которая пытается поймать вышитую на ткани рыбку. Противоположную сторону этого же дома, которому повезло больше остальных, украшала мурманская художница Мария Михайленко с помощью Юрия Шачнева. Девушка решила нарисовать на черном фоне, символизирующем полярную ночь, домашние растения, которые стоят на окне и зимой выживают без солнца благодаря свету розовой лампы. В отличие от большинства работ, эскизы которых во время согласования с местными жителями вызвали однозначно положительную реакцию, отзывы об этом рисунке были разными. Некоторым он показался мрачным из-за черного фона, но художники смогли отстоять свое видение, добавив в центр граффити побольше ярко-розового цвета.
Самым ростинским рисунком стала совместная работа мурманчанок Екатерины Ишбульдиной и Елены Жак на подстанции (улица Нахимова, 15). Металлурги, сварщики и представители других рабочих профессий понравились всем жителям микрорайона, многие из которых работают на 35-м судоремонтном заводе.
На другой стороне улицы Нахимова над входом в кафе «Якорь» красуется ночной северный пейзаж Анастасии Мальцевой. Мурманчанка изобразила ключевые символы Кольского Заполярья: корабль в бушующем море, маяк, Хибины и северное сияние, сполохи которого приняли форму оленя и медведя.
Самым любимым рисунком у тех, кто уже успел оценить все граффити, стал портрет читающей девушки Андрея Зикича из Сербии. Этот уличный художник, которого знают любители стрит-арта по всему миру, завершил работу на торце дома № 43 на улице Лобова за четыре дня. Но и к этой стене у доморощенных критиков возникли вопросы. «Почему стену не оштукатурили перед рисованием?» – спрашивали недовольные. Однако художнику стена понравилась именно в том виде, который она имеет сейчас. Перед началом работы со всех стен были удалены отваливающиеся слои старой краски, поверхности очищены и загрунтованы. Оштукатуривание фасадов не входило в техническое задание, согласно которому грунты должны гарантировать сохранение нанесенных на них изображений не менее двух лет.
Мебель для Росты
За три с половинной миллиона организаторы создали условия для работы не только 15 художников, но и двух архитекторов, которые с помощью волонтеров и местных жителей сколотили из дерева оригинальную уличную мебель для нескольких ростинских дворов. Планировалось, что на фестиваль приедет четыре команды архитекторов, но из-за нехватки полутора миллионов рублей количество участников значительно сократили. В итоге белорусские архитекторы Игос Шелкуненко и Глеб Рисовец с мурманским дизайнером Валентином Петровым и добровольцами собрали семь малых архитектурных форм и провели два урока по созданию уличной мебели «Кто тут сверлит под окном?». Оценить результаты их труда можно в палисаднике у дома № 26 на улице Адмирала флота Лобова и во дворе дома № 31 на улице Нахимова. Энтузиасты сколотили детские песочницы в виде многоугольников, трехъярусные скамейки, похожие на небольшие трибуны, и пару скамеек оригинального дизайна.
Жители Росты и участники фестиваля надеются, что на этом преображение микрорайона не закончится и кроме дорог и домов культурного наследия здесь начнут приводить в порядок еще и дворы и общественные пространства.
Павел СТЕПАНЕНКО
Фото автора
Рисунки участников фестиваля расположены по адресам:
- улица Лобова, 29
- улица Ушакова, 16/20
- улица Сафонова, 18
- ТП у переулка Арктический, 5
- улица Адмирала флота Лобова, 37
- ТП у улицы Адмирала флота Лобова, 39/13
- улица Нахимова, 29 (две торцевые части фасада)
- улица Нахимова, 33/22
- улица Адмирала флота Лобова, 43
- ТП у улицы Адмирала флота Лобова, 43
- улица Адмирала флота Лобова, 43, корп. 3
- улица Адмирала флота Лобова, 45
- улица Адмирала флота Лобова, 47а
- ТП у улицы Сафонова, 32